Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Таинственный мир цвета»

выставка Таинственный мир цветаВ рамках проекта «Тайны. Легенды. Открытия» в октябре 2014 года отдел «Искусство» предлагает вашему вниманию книжно-иллюстративную выставку «Таинственный мир цвета». Экспозиция посвящена одному из феноменов человеческой культуры, который обозначен общим понятием «цвет».

Цвет оказывает огромное влияние на нашу жизнь – настроение, самочувствие, выбор вещей... Знание законов цвета, понимание правил составления цветовых гармоний, которые изложены в изданиях, представленных на выставке, помогут решить многие практические вопросы: создание выразительных произведений искусства и красивых комфортных интерьеров, подбор идеальной цветовой гаммы в одежде и графическом дизайне.

Наша выставка будет интересна как специалистам, имеющим практическое отношение к цвету, – искусствоведам, художникам, дизайнерам, так и широкому кругу читателей, тем, кто хочет наполнить свою жизнь красотой и гармонией.

Цветовая палитра художника: эпоха, стиль, цвет

Стили и течения в искусстве формируются на основе экономических особенностей, присущих той или иной эпохе, философских концепций, технологических открытий и художественных идей. Произведения искусства Древнего мира характеризуются полихромией, преклонением перед яркими, открытыми цветами, преобладанием основных цветов в палитре художника.

Средневековая живопись, в которой особенно важны цветовые символы, также стремится к сохранению чистоты цвета, использует контрасты теплых и холодных красок, активно включает дополнительные цвета (красный – зеленый; оранжевый – фиолетовый, желтый – синий). Главным цветом – символом Византии – становится золото как камертон, как точка отсчета, как фон, золото как материал, означающий божественный свет, льющийся с икон.

Витраж в приходской церкви Доддискомбли, Англия

Миниатюра, Фландрия

Константин I. Мозаика. Храм Св. Софии

Колорит (от лат. color – цвет) в картинах и фресках Средневековья и раннего Возрождения, прежде всего, – это понятие о взаимоотношениях и гармонии локальных цветов. Работы, как правило, декоративны и строятся на соотношении больших цветовых пятен. В эпоху Возрождения на первый план выходит стремление художника передать иллюзию пространства, его глубину на плоскости картины, связать колорит со светотеневой моделировкой форм. Восприятие цвета становится все более индивидуальным, можно говорить не только о колорите национальных художественных школ (например, венецианской, голландской, фламандской), но и о колористических системах отдельных мастеров (Тициана и Веронезе, Хальса и Рембрандта, Пуссена и Лоррена, Рубенса и Ван Дейка).

Условно можно выделить два больших направления в развитии живописи, сформировавшихся в эпоху Возрождения и получивших свое развитие в последующие века.

Микеланджело Меризи да Караваджо. Призвание св. Матфея

Леонардо да Винчи. Святой Иероним

Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов

Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрандт, Караваджо в своих произведениях в основном работали с объемом, отказываясь от яркой красочности в пользу тональной живописи, так как главной характеристикой объема и пространства является тон. Например, Леонардо строил свои картины на бесконечно тонких тональных переходах. Его «Св. Иероним» и «Поклонение волхвов» целиком написаны только тонами сепии – от светлых до темных.

Тициан, Веласкес, Рубенс, Эль Греко, напротив, развивали полифонию в живописи, их интересовал цвет как главное средство для психологической выразительности.

Франческо Сальвиати. Вирсавия, идущая к Давиду

Эль Греко. Поклонение имени Христа («Сон Филиппа II»)

В эпоху позднего Возрождения приобретает ценность серый цвет. Он становится цветом изящества, элегантности, благородства. Флорентийские дворяне носят серый бархат и парчу, испанские принцессы и голландские знатные дамы щеголяют в сером атласе. На полотне Ф. Сальвиати «Вирсавия, идущая к Давиду» все краски как бы выцвели и стали более или менее серыми, у Эль Греко «Поклонение имени Христа» («Сон Филиппа II») оттенки серого заняли почти все поле картины, создавая оправу для «драгоценных камней» – хроматических цветов. Большие цветовые участки на холстах Эль Греко не отражают более реальности, являясь, по сути, предшественниками беспредметной живописи.

Благодаря художникам и ученым расширяется список цветовых ассоциаций. Так, французский ученый Роже де Пиль («Диалоги о цвете») разделяет цвета на «тяжелые» и «легкие», «удаляющиеся» и «приближающиеся», «земные» и «воздушные», «впечатляющие» и «малозаметные». В живописи эпохи ампира и классицизма (например, в творчестве Энгра) цветовые решения ограничиваются сочетанием ахроматических цветов (белого, серого, черного) с деликатным добавлением нескольких хроматических акцентов.

Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ 28 июля 1830 г.

Художники-романтики – У. Тёрнер, Т. Жерико, Э. Делакруа – понимали цвет как средство психологического, драматического, эмоционального выражения.

XIX век ознаменован революцией в науке о свете и цвете. Изучение световоздушной среды, атмосферы природного окружения, изменяющего естественные цвета предметов, стали основой для экспериментов в искусстве. В живописи зарождается новое направление – импрессионизм. Новая техника письма, при которой краска наносится на холст раздельными мазками, объединяясь в восприятии зрителя в цветовые динамичные массы, позволяла создать иллюзию световоздушной оболочки, окутывающей объемные формы. Импрессионизм практически исключил черный из палитры красок, доказав, что любая тень состоит из хроматических цветов.

Пабло Пикассо. Королева Изабо

Жорж Брак. Замок в Па Рош Гюйон

Поиски новых путей в живописи особенно характерны для XX века. В своих кубистических работах П. Пикассо («Королева Изабо») и Ж. Брак («Замок в Па Рош Гюйон») используют цвет в первую очередь для передачи формы предмета, обозначая свет и тени. П. Гоген, А. Матисс под впечатлением от искусства народов Востока, Океании, Африки отказываются от цветовых модуляций и создают красочные декоративные произведения, в которых цветовые плоскости располагаются в субъективно прочувствованном равновесии по отношению друг к другу.

Многие деятели искусства начала XX века говорят о «звучании» цвета и «окраске» звука. Среди них – композиторы А. Скрябин, Н. Римский-Корсаков, К. Дебюсси, художники Д. Уистлер, А. Лентулов, В. Кандинский, поэты и писатели А. Рембо, В. Набоков, В. Хлебников и многие другие.

Кандинский В. «Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин»

Василий Васильевич Кандинский в своем трактате «О духовном в искусстве» разбирает цвета по присущей им духовно-выразительной ценности и пишет о возможности использовать цвет для передачи высших эмоциональных переживаний, не прибегая при этом к изображению реальных предметов («Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин»). Говоря о влиянии цвета, он замечает, что киноварь (красно-оранжевый) звучит подобно трубе, а краплак (красный) вызывает воспоминание о средних и низких тонах виолончели, ярко-желтый звучит как поднятый до большой высоты пронзительный звук фанфар, абсолютно зеленое подобно спокойным тонам скрипки...

Малявин Ф. Две девки

Филонов П. Восток и Запад

Своеобразие цветовых приоритетов XX века состоит в том, что цвет активно используется в качестве символа. Красный цвет в творчестве русских художников означал борьбу общественно-политических движений и идеологию. Появляется понимание того, что «цвет сам по себе что-то выражает» (Ван Гог). В работах Филиппа Андреевича Малявина «Две девки» этот цвет звучит отчаянно и звонко, передавая огненность русского характера. Произведения К. Петрова-Водкина, К. Малевича, Павла Николаевича Филонова («Восток и Запад») представляют различные его колористические качества. И если в иконописи красный выступает как цвет, выражающий высшие философско-религиозные ценности, а в народном искусстве – как нечто стихийно-родовое, то в творчестве художников начала XX века он становится инструментом экспериментатора.


Язык цвета в дизайне одежды

Уже давно психологи обратили внимание на удивительные свойства цвета. Пристрастие к тому или иному оттенку не только многое рассказывает о человеке, но и способно влиять на него! Считается, что человек интуитивно подбирает для себя такие цвета, которые гармонизируют его. На настоящий момент психология цвета в одежде уже не считается чем-то из разряда мистики – все связи давно установлены и доказаны.

Психология цветов в одежде дает определения не только пристрастию к цветам, но и неприязни к ним. Если в одежде человека постоянно преобладает какой-либо цвет, то это оттенок характеризует его общее состояние. Если же речь идет о предпочтениях того или иного дня, то этот выбор будет говорить о текущем состоянии человека.



Белый цвет

Белый являет собой синтез всех цветов, за что его называют «идеальным» цветом. Люди, которые выбирают этот цвет, тянутся к чистоте физической и духовной. В целом, этот цвет универсален и обычно никого не способен оттолкнуть.


Черный цвет

Раньше считалось, что черный характеризует, прежде всего, неуверенных в себе людей, склонных воспринимать жизнь только в самых мрачных красках. Последние исследования говорят о том, что черный цвет свидетельствует нередко о замкнутости, сосредоточенности на себе. Однако если человек все время ходит в черном, это говорит об агрессии к миру или к самому себе.


Серый цвет

Этот цвет выбирают, прежде всего, рассудительные и недоверчивые люди, которые склонны обдумывать решения. Серый цвет используется как барьер, закрывающий внутренний мир от окружающих. Этот цвет любят и те, кто стремится слиться с толпой, боясь выделяться. Обычно люди, которые резко отвергают серый цвет, являются обладателями импульсивного, вспыльчивого характера.


Красный цвет

Этот цвет выбирают страстные, вспыльчивые натуры, которые любят общаться. Люди, которых раздражает красный, как правило, страдают комплексами, склонны к уединению и стабильности. Именно этот цвет символизирует эротизм. Неприязнь к красному цвету говорит о слабости, психическом или физическом истощении.


Коричневый цвет

Этот оттенок любят те, кто твердо стоит на ногах, ценят семью и традиции. Человек, часто появляющийся в коричневой одежде, стремится к простым радостям и сам довольно прост. Однако коричневый вместе с тем может говорить и об истощении физических или эмоциональных сил.


Желтый цвет

Этот цвет говорит о спокойствии, непринужденности в общении и интеллигентности. Люди, которые его любят, очень общительны, смелы, и обычно нравятся людям. Если же этот цвет полностью отвергается, то это говорит о пессимизме, сложностях в общении, нехватке энергии.


Синий цвет

Этот цвет символизирует покой и расслабление. Он нравится скромным, меланхоличным людям, которые быстро утомляются и нуждаются в чувстве уверенности. Люди, которые полностью отвергают этот цвет, обычно слишком стремятся произвести впечатление властного человека, хотя на самом деле очень замкнуты и не уверены в себе. Люди, которые выбирают синий, заявляют о своей потребности в покое, а которые избегают – не дают себе расслабиться.


Зеленый цвет

Это природный, уравновешивающий цвет, и люди, которые его выбирают, боятся чужого влияния и ищут способ самоутверждения, уверенны в себе. Люди, отвергающие зеленый цвет, боятся трудностей. Вместе с тем, зеленый цвет не нравится тем, кто находится на грани истощения.

О более редких цветах исследований проводится меньше. Оранжевый цвет характеризует страстных мечтателей, розовый – потребность в доброте, а фиолетовый выдает инфантильность и внушаемость. Если ваши предпочтения меняются – это говорит и о переменах в вашем состоянии.



Красочный мир дома

Цвет – один из самых мощных инструментов в дизайне. Доминирующий в помещении цвет будет определять его характер и атмосферу, именно поэтому необходимо ознакомиться с психологическим воздействием различных цветов и наилучшими способами комбинирования оттенков.

У каждого из нас есть своя излюбленная палитра. С течением времени наши вкусы меняются, и это находит отражение, прежде всего, в одежде и в бытовых предметах для дома. Следуя некоторым основным и несложным правилам, можно воспользоваться теми возможностями, которые предлагает цвет.

Декорирование должно всегда соответствовать личным, практичным и социальным требованиям; цвет помогает удовлетворить все три. Искусство и природа – наиболее важные источники вдохновения в оформлении помещений. При подборе красок отнеситесь к комнате как к картине или сцене, которая должна предстать перед нами хроматически-упорядоченным отображением цветов. Рассматривая картину, мы анализируем важность и долю каждого оттенка на холсте. Способ распределения красок и их взаимоотношения друг с другом очень важны. Попытайтесь воспроизвести эту композицию в декорировании. Многие другие визуальные элементы тоже могут быть использованы как подсказки; например, осенний пейзаж с приглушенным освещением, коврик или орнамент.

Выбор цвета может сделать атмосферу в помещении бодрящей или спокойной, нейтральной или функциональной. Необходимо выстроить расположение цветов таким образом, чтобы каждый из них проявлялся в соответствии с той деятельностью, которая будет происходить в этой комнате. В кабинете можно создать бодрую атмосферу, тогда как в гостиной должно доминировать расслабляющее ощущение. Каждый цвет имеет индивидуальный характер, и, в зависимости от того, стремимся ли мы к теплу холоду, уединению или безмятежности, мы всегда сможем подобрать ту палитру, которая удовлетворяет наши потребности.


Список литературы

  1. Библия стиля : гардероб успешной женщины / Н. Найденская, И. Трубецкова. – М. : Эксмо, 2010. – С. 48-57.
  2. Буймистру, Т.А. Колористика : цвет – ключ к красоте и гармонии / Татьяна Алексеевна. Буймистру. – М. : Ниола-Пресс, 2008. – 236 с. : ил.
  3. Вентура, А. Практические идеи по декорированию дома : пер. с англ. / Анна Вентура. – М. : АРТ-Родник, 2008. – С. 82-137.
  4. Визер, В.В. Живописная грамота : система цвета в изобразительном искусстве / Визер Виктория Владимировна. – СПб. : Питер, 2006. – 191 с. : ил.
  5. Волков, Н.Н. Цвет в живописи / Николай Николаевич. Волков. – 2-е изд., доп. – М. : Искусство, 1984. – 320 с. : ил.
  6. Грожан, Д.В. Справочник начинающего дизайнера / Диана Владимировна Грожан. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 319 с. : ил. – (Стильные штучки).
  7. Джонс, С. Fashion-дизайн : все, что нужно знать о мире современной моды / Сью Джонс ; пер. с англ. А. Ренжина. – СПб. : Питер, 2012. – С. 94-115.
  8. Зайцев, А.С. Наука о цвете и живописи / Анатолий Сафронович Зайцев. – М. : Искусство, 1986. – 159 с. : ил.
  9. Кандинский, В.В. Точка и линия на плоскости / Василий Васильевич Кандинский. – СПб. : Азбука, 2001. – С. 58-111.
  10. Композиция костюма : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / сост. Г. Гусейнов, В. Ермилова, Д. Ермилова. – М. : Академия, 2003. – С. 91-100.
  11. Малевич, К.С. Черный квадрат / Казимир Северинович Малевич. – СПб. : Азбука-классика, 2003. – С. 84-100.
  12. Матисс, А. Заметки живописца / Анри Эмиль Бенуа Матисс ; пер. Е. Георгиевская, Л. Делекторская, А. Парнах. – СПб. : Азбука, 2001. – С. 84-86.
  13. Михайлов, А. Цвет в природе и живописи // Юный художник. – 1990. – № 2. – С. 37-41.
  14. Пчелкина, Э.А. Правила сочетания цветов в одежде : идеальный гардероб для нее и для него / Э.А. Пчелкина. – М. : Астрель ; СПб. : Полигон, 2013. – 128 с. : ил.
  15. Селиванова, Т. Цвет времени // Искусство. – 2008. – № 2 (янв.). – С. 21-23 ; № 3 (февр.). – С. 20-23.
  16. Сорины, сестры. Необходимый имидж или как произвести нужное впечатление с помощью одежды / сестры Сорины. – М. : ГНОМ и Д, 2000. – С. 183-189.
  17. Степанов, С.С. Язык внешности : жесты, мимика, черты лица, почерк и одежда : искусство видеть человека насквозь, ориентируясь на тончайшие нюансы его облика / Сергей Сергеевич Степанов. – М. : Эксмо-Пресс, 2001. – С. 331-335.
  18. Стил, В. Готика. Мрачный гламур / Валери Стил, Дженнифер Парк ; пер. с англ. К. Щербино. – М. : Новое литературное обозрение, 2011. – 192 с. : ил. – (Библиотека журнала «Теория моды»).
  19. Сурина, М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре : учеб. пособие для вузов / Мариэтта Олеговна Сурина. – Ростов н/Д : Феникс, 2010 . – 152 с. : ил. – (Школа дизайна).
  20. Сурина, М.О. Эзотерические свойства цвета / Мариэтта Олеговна Сурина. – 2-е изд. – Ростов-н/Д : Феникс, 2010. – 144 с. : ил. – (Школа дизайна).
  21. Харви, Д. Люди в черном : пер. с англ. / Джон Харви. – М. : Новое литературное обозрение, 2010 . – 304 с. : ил. – (Библиотека журнала «Теория моды»).
  22. Цвет в интерьере : вдохновляющие идеи, советы дизайнера / Леса Савахата ; пер. Н. Кудряшов. – М. : АРТ-Родник, 2004. – 305 с. : ил.
  23. Уолтон, С. Цветовое оформление интерьера / Салли Уолтон ; пер. А. Жигалова. – М. : Росмэн-Пресс, 2002. – 159 с. : ил.
  24. Чиварди, Д. Комбинация красок в живописи / Джованни Чиварди ; пер. Г. Семенова. – М. : Эксмо, 2006. – 96 с. : ил. – (Классическая библиотека художника).
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика