22 сентября 2014 года в отделе «Искусство» в рамках проекта «Вернисаж» начала свою работу книжно-иллюстративная выставка «Рукоделие», на которой представлены произведения живописи о занятиях декоративно-прикладным искусством. История рукоделия берет свое начало в далеком прошлом – на протяжении столетий наши предки использовали его для того, чтобы сохранять особую защитную атмосферу в доме. Люди старались создать вокруг себя красоту, при этом сохраняя традиции и преемственность мастеров декоративно-прикладного искусства. На выставке читатели смогут познакомиться с работами Ренуара, Моне, Тропинина, Венецианова и других художников, на которых они изображали мастериц за работой.
«И какая поэзия была для маленьких детей того времени рабочая коробка, например. Как приятно было разбираться в ней и находить или устанавливать в порядке такие милые и красивые предметы, как вышитую бисером или нарисованную от руки книжку для иголок, катушки с нитками разных цветов, хорошенький наперсток, гладкий, блестящий кабаний клык, который сглаживал швы, вощаной шарик, на котором вощили нитку, на конец, гусиную шейку с положенными внутри горошинами и обшитую шёлковой материей. Право, всё это казалось таким привлекательным. А крючочки и петельки! Положительно у меня была и оставалась долго какая-то нежность к форме петельки. А пуговицы разных видов – какие из них бывали любимые». (В.Н. Харузина. «Прошлое. Воспоминания детских и отроческих лет») | Сычков Федот Васильевич (Россия, 1870-1958) «Подружки» 1930 |
Когда за пяльцами прилежно Сидите вы, склонясь небрежно, Глаза и кудри опустя, – Я в умиленьи, молча, нежно Любуюсь вами, как дитя... Сказать ли вам мое несчастье, Мою ревнивую печаль, Когда гулять, порой в ненастье, Вы собираетеся вдаль? И ваши слезы в одиночку, И речи в уголку вдвоем, И путешествие в Опочку, И фортепьяно вечерком?.. Алина! сжальтесь надо мною. А.С. Пушкин
| | Pierre Auguste Renoir. Woman crocheting. Portrait of my mother. 1877 | Pierre Auguste Renoir. Girl crocheting. 1875 |
«Я вышила 4 картинки гладью, и в хороших рамках выглядят как нарисованные. Теперь вышиваю мужу на качалку полосу гладью. Но работы так много, 3 аршина должна совершенно зашить, что у меня руки опускаются. Я вышила 3/4 ар. И больше не могу. Но вышью». ( Из открытого письма начала ХХ в.) | | | Василий Тропинин. Золотошвейка | Василий Тропинин. За прошивками. | Василий Тропинин. Кружевница |
Ремеслом прапрабабки владея, (И умением этим горжусь) Я за белый лоскут, как стемнеет, Колдовать у окошка сажусь. Колет палец иголка до крови – Лишь терпенья себе попрошу. В далях сумрачных средневековья Знаки тайные я ворошу. Круг магический перед глазами. Света лампы я не притушу. Но, смывая усталость слезами, Я опять ворожу, ворожу… Я не ведьма, я просто мечтаю – Новый дом на зеленой траве. До рассветной звезды вышиваю… Вышиваю мечту по канве. Елена Баишева
| | Jules Breton. Peasant Woman Threading a Needle. 1861 | Heinrich Strehblow. Ladies Embroidering in a Workshop |
«У окон было мамино царство: пяльцы. В зависимости от размера вышивки они были то очень большие, то маленькие. Рядом лежали мотки яркого шёлка-филозели, огромные катушки с золотой и серебряной нитями и канителью; катушки с тонкими разноцветными шнурками, сукно разнообразных расцветок; лёгкий, как дымка, прозрачный муслин и суровый холст. Из комбинаций всех этих материалов мама под руководством отца и по его рисункам создавала свои образные вышивки-панно. Несомненно, отец, начав эту работу, находился под впечатлением старинных русских вышивок, где аппликация объединялась с вышивкой. В этой же технике работала и мама». (А.Н. Изергина. Избранные труды. Воспоминания, письма, выступления) | | В.Г. Польченко. На работе | М.В. Нестеров. Портрет жены с рукоделием |
Вышивала мама, вышивала, создавая счастье и уют. Вечерами так она певала, так теперь, пожалуй, не поют. Песня тихо тянется, как нитка, и слова слагаются в узор… То резная звякает калитка, и туманный виден косогор. То свистят малиновые сани, голубые пляшут бубенцы. То смеются: «Сами, мол, с усами!» молодые, наглые купцы… Бегает проворная иголка, и мелькает розовая нить… Вышивала мама долго-долго. В песню душу силилась вложить. Не жалела маленького сердца. И другим прощала все грехи, Сядет есть, когда на полотенце красные проснутся петухи. То по голове погладит дочку, то заглянет в люльку – спит сынок. И на песне так поставит точку, будто бы завяжет узелок. Константин Рябенький
| | Клод Моне. Вышивающая Камилла Моне | Ян Вермеер. Кружевница |
«Приехав в Москву и в первый же день проходя по Леонтьевскому переулку, отец увидел мою маму. Она сидела с вязаньем в руках. Благородная внешность мамы, её красивые руки, проворно перебиравшие спицы, произвели сильное впечатление на отца. Постепенно завязался разговор. А на следующий день с раннего утра отец уже прохаживался перед мамиными окнами». (Алиса Коонен. «Страницы жизни») | | Wenzel Tornoe. Young woman at her needlework | Hans Strobl. Blick in eine Vorarlberger Stube |
Быстро вяжется узор Ловкой кружевницей. Нитка тянется легко, В кружева ложится. Просто глаз не оторвать От такого дива. Будто жизнь свою плетет Ладно и красиво. Из нити тонкой и воздушной Я волшебство свое творю, Я в кружево вплетаю душу, Ему любовь свою дарю. И отступает все на свете, Тревоги все и суета, Когда из сотен малых петель Вдруг возникает красота!
| | P. Musin. The sewing party | Sophie Anderson. The Little Lace Maker |
Аметисты и кружева, на портьерах райские птицы. Первым снегом прикрыта трава в тесном садике кружевницы. И не зелень уже, не нефрит, а столетний опал по наследству. Кружевница в окошко глядит, вспоминает далекое детство. Как ходила зимой на каток, как с уроков к реке убегала, Помнит первый свой воротничок, что прабабка забраковала… Догорают в камине дрова, без работы коклюшки пылятся. Аметисты и кружева в потемневшей шкатулке томятся. Анна Корнет
|