Мир живописи полон тайн и секретов, в нем скрывается небывалое количество загадок. В одной картине может быть скрыто множество деталей и недосказанностей, над раскрытием которых борется не одно поколение. Многие из них так и останутся неразгаданными, а современникам останется лишь строить догадки. Интересно, что даже всем известные и признанные в мире шедевры живописи дано понять и полюбить далеко не каждому. Живопись, если не брать в расчет реалистов, всегда была, есть и будет странной, метафоричной, ищущей новые формы и средства выражения. Мы постараемся приблизиться к их далеким смыслам, приоткрыть завесу тайны.
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (1495-1498, Доминиканский монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, Милан) В одном из тихих уголков Милана стоит церковь Санта Мария делла Грацие. Рядом с ней находится здание трапезной, где вот уже более 500 лет живет и поражает людей шедевр – фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. | | Леонардо да Винчи. Автопортрет | Здание трапезной церкви Санта Мария делла Грацие, где находится фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» |
«Тайная вечеря» изображает последний пасхальный ужин Иисуса Христа с учениками-апостолами, состоявшийся в Иерусалиме накануне ареста Христа римлянами. Согласно писанию, Иисус сказал во время трапезы, что один из апостолов предаст его. Леонардо да Винчи постарался изобразить реакцию каждого из учеников на пророческую фразу Учителя. | Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (1495-1498) |
Во время работы над «Тайной вечерей» Леонардо придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго искал натурщиков для них. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих церковного хора. Но, несмотря на то, что образ Учителя был написан, Леонардо да Винчи еще долго корректировал его, считая недостаточно совершенным. | | | | Фрагменты фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» | |
Последним ненаписанным персонажем на картине оставался Иуда. Художник часами бродил по самым злачным местам, выискивая среди опустившихся людей модель для написания. И вот почти через три года ему повезло – он увидел, как в канаве валялся человек в состоянии сильного алкогольного опьянения. Художник приказал привести его в мастерскую. Уже после того, как образ Иуды был написан, мужчина подошел к картине и признался, что уже видел ее раньше. На недоумение автора человек ответил, что три года назад он был совсем другим, вел правильный образ жизни и пел в церковном хоре. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа. Так, согласно мнению историков, Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Острые дискуссии среди искусствоведов и историков вызывает фигура Иоанна – ученика, расположившегося по правую руку от Христа. Считается, что это никто иной, как Мария Магдалина и ее месторасположение указывает на то, что она была законной женой Учителя. | Фрагмент фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» |
Этот факт подтверждает буква «М», которую образуют контуры тел пары. Якобы она означает слово «Matrimonio», которое в переводе означает «брак». Некоторые историки спорят с этим утверждением и настаивают, что на картине проглядывается подпись Леонардо да Винчи - буква «V». В пользу первого утверждения выступает упоминание о том, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Согласно традициям, сделать это могла только законная жена. Более того, считается, что женщина на момент казни мужа была беременной и родила впоследствии ребенка (по одним источникам - дочь Сару, по другим - сына), от которого, согласно средневековой легенде, произошла династия правителей Меровингов.
Казимир Малевич «Черный квадрат» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва)
Впервые «Черный квадрат» увидели на последней кубо-футуристической выставке картин «0,10», состоявшейся в конце 1915 – начале 1916 года в Петербурге. Малевич выставил там 39 картин. В их числе – главную свою работу, которая тогда называлась «Четырехугольник». | | Казимир Малевич. Фото | Казимир Малевич «Черный квадрат» (1915) |
Картина представляет собой чёрный четырёхугольник на белом фоне. Ни одна из сторон четырёхугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон чёрной квадратной рамки, которой обрамлена картина. То есть четырёхугольник ни в коем случае не квадратный. В настоящее время существует две основные версии возникновения «Черного квадрата». Первая гласит о том, как Малевич готовился к очень большой выставке. Но обстоятельства не складывались в его пользу и художник или не успел закончить работу, или просто испортил ее. И в панике, не зная, что делать, схватил краску темного цвета и нарисовал поверх своей работы черный квадрат. В итоге, на полотне образовался так называемый эффект «кракле» – это когда краска растрескивается. Он получается в результате нанесения краски на еще одну, не высохшую. Именно в таком хаотичном расположении огромного количества трещин люди находят разные изображения. Согласно второй версии Казимир над этой работой трудился не один месяц. В момент озарения под воздействием неких «высших сил» был создан «Черный квадрат». После того, как картина была, наконец, закончена, создатель не мог ни спать, ни есть. Он был занят тем, что вглядывался в загадочное пространство черного квадрата. Малевич считал, что «Черный Квадрат» – это вершина всего. Известно также, что Казимир Малевич был не первым художником, который написал черный квадрат. Он был создан задолго до Малевича. Случилось это в 1883 году. Автором картины был французский журналист, писатель, художник Алле Альфонс. Правда, его «черный квадрат» назывался «Битва негров в пещере глубокой ночью».
Василий Пукирев «Неравный брак» (1862, Государственная Третьяковская галерея, Москва)
В основу работы над картиной художником было положено действительное событие – история несчастной любви его друга молодого купца Сергея Варенцова. Он был влюблён в юную Софью Рыбникову, но родители невесты предпочли ему более богатого человека. В силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании в качестве шафера. Однако когда он, узнал, что Пукирев пишет лицо шафера с него, запротестовал, и художник был вынужден изобразить на картине самого себя. | | Василий Пукирев «Неравный брак» (1962) | Василий Пукирев. Автопортрет |
Наряду с этой версией существует и другая, согласно которой на картине изображена любовная драма самого художника. По этой версии прототипом в образе невесты на картине изображена несостоявшаяся невеста Василия Пукирева – Прасковья Матвеевна Варенцова. Подтверждение этого было получено в 2002 году, когда Государственная Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне». В качестве шафера художник изобразил сам себя. | | | Фрагмент картины В. Пукирева «Неравный брак»: в образе шафера – В. Пукирев | Фрагмент картины В. Пукирева «Неравный брак»: в образе невесты – Прасковья Матвеевна Варенцова | В. Сухов. Портрет Прасковьи Матвеевны Варенцовой | |