Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Выставка вторая. «Дорога к Храму»

В 2014 году мы отмечаем 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое значение для всего православного мира, в особенности для России.

По словам русского историка В.О. Ключевского, «при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение… <…> Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка».

В отделе «Искусство» к этому юбилею приурочена книжно-иллюстративная выставка «Дорога к Храму», которая входит в проект «Восхождение», включающий в себя серию экспозиций, объединенных темой духовного становления человека. Первая выставка проекта – «Лики» – была посвящена живописи русских иконописцев А.Рублева, Ф.Грека, Дионисия и др. Вторая выставка проекта раскрывает тему православия в русской живописи.

В русской живописи тема православия представлена достаточно широко. Русские художники неоднократно обращались к образу Христа: достаточно вспомнить такие полотна, как «Явление Христа народу» А.А. Иванова, «Христос в пустыне» И.Н. Крамского, «Христос в Гефсиманском саду» В.Г. Перова и картину с одноименным названием А.И. Куинджи. В 1880-е годы к христианской тематике обращаются Н.Н. Ге, создавший целый ряд полотен на евангельские темы, художник-баталист В.В. Верещагин, автор Палестинской серии, В.Д. Поленов, автор картины «Христос и грешница». Все перечисленные художники писали Христа в реалистической манере, унаследованной от эпохи Возрождения и далекой от традиции древнерусской иконописи.

Предсмертное причащение Преподобного Сергия. Картина иконописца Троице-Сергиевской лавры, иеромонаха Симеона, удостоенная почетного отзыва на Всемирной выставке в Париже.

Типичным представителем академического направления в церковной живописи является русский художник малороссийского происхождения В.Л. Боровиковский (1757-1825). В 1784 году им выполнен иконостас для Троицкой церкви Миргорода, в 1790-х годах он пишет иконы для церкви в Арпачеве Тверской губернии, Борисоглебского монастыря в Торжке и Иосифова собора в Могилеве, в 1804-1811 годах создает ряд образов для санкт-петербургского Казанского собора. Творения Боровиковского не имеют никакой связи с традиционным иконописным искусством: они представляют собой образцы религиозной живописи, созданной на основе западных образцов. Картина Боровиковского «Богоматерь с Младенцем» из Государственной Третьяковской галереи представляет собой типичный пример академического реализма: образ написан с натуры в сентиментальной манере. Богородица представлена в виде девушки еврейского происхождения с открытой шеей и наброшенной на волосы вуалью; младенец с длинными кудрявыми волосами, похожий на девочку, сидит на коленях Матери и с грустью смотрит на зрителя.

Влияние итальянской религиозной живописи эпохи Возрождения, в особенности Рафаэля и Микеланджело, было определяющим в творчестве другого живописца, Ф.А. Бруни (1799-1875), итальянца по происхождению. Ему принадлежат росписи или эскизы к росписям Исаакиевского и Казанского соборов в Санкт-Петербурге, целый ряд картин на религиозные сюжеты. В Исаакиевском соборе монументальные фрески Бруни («Всемирный потоп», «Жертвоприношение Ноя», «Видение пророка Иезекииля») соседствуют с творениями К.П. Брюллова (1799-1852), автора «Последнего дня Помпеи». Кисти Брюллова принадлежит, в частности, грандиозный купол собора (площадь купола составляет 816 кв. м). В академическом стиле в 1875-1883 годах была выполнена роспись храма Христа Спасителя. В этом грандиозном проекте под руководством Бруни участвовали ведущие члены Российской Академии художеств: В.П. Верещагин, Н.А. Кошелев, И.Н. Крамской, В.Е. Маковский, А.Т. Марков, Т.А. Нефф, И.М. Прянишников, Е.С. Сорокин, В.И. Суриков, Г.И. Семирадский. Они писали маслом поверх известковой штукатурки.

Отечество, худож. Алексей Калинин

Явление Святой Троицы преподобному Сергию, худож. В. Фирсов

 Воскрешение отрока преподобным Сергием Радонежским, худож. С. Чикуньчиков

Благословение преподобного Сергия, худож. Павел Рыженко

Троице-Сергиева лавра, худож. Эрнст Лисснер

День Победы, худож. Павел Рыженко

Во второй половине XIX века многие храмы продолжают расписывать в академическом стиле, однако интерес к традиционным иконам в народе не угасает.

Параллельно с деятельностью художников-академистов развивается иконописный промысел. Крупнейшими центрами иконописи становятся суздальские села Холуй, Мстера и Палех.

На рубеже XIX и XX веков к древним иконам начинают относиться как к ценным памятникам старины, их начинают коллекционировать и расчищать – освобождать от слоя копоти и от позднейших записей. Это становится причиной всплеска интереса к иконе, которая впервые после многих веков предстает перед зрителем в состоянии, близком к первоначальному. Раскрытие древней иконы способствует и частичному изменению отношения художников-академистов к иконописанию. Параллельно с «неорусским» стилем в церковной архитектуре аналогичный стиль возникает и в церковной живописи.

Интерес к традиционному иконописанию отразился в творчестве В.М. Васнецова (1848-1926), автора многочисленных композиций на религиозные темы, и М.В. Нестерова (1862-1942), которому принадлежит множество картин религиозного содержания, в том числе на сюжеты из русской церковной истории: «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия», «Труды преподобного Сергия», «Преподобный Сергий Радонежский», «Святая Русь». Васнецов и Нестеров принимали участие в росписи храмов – в частности, при участии М.А. Врубеля (1856-1910) они расписали Владимирский собор в Киеве.

Основоположником этого нового направления в церковной живописи можно считать В.М. Васнецова (1848-1926). В 1885-1886 годах он вместе с другими мастерами расписывает Владимирский собор в Киеве. Создавая библейские образы, он ориентируется не на религиозную живопись эпохи Возрождения, а на византийскую и древнерусскую монументальную живопись, не стремясь к прямому копированию или стилизации под древние образцы. Фольклорные мотивы сочетаются в иконах и фресках Васнецова с элементами стиля модерн. Многие образы Васнецова оказали большое влияние на других художников и многократно копировались в иконостасах и на стенах храмов конца XIX – начала XX века. Одним из наиболее популярных образов Васнецова является Богоматерь с Младенцем из центральной апсиды Владимирского собора (в качестве моделей художник использовал свою жену и сына). Богоматерь изображена в виде молодой женщины в синем одеянии, идущей навстречу зрителю; на Ее руках Младенец с обнаженными плечами и поднятыми вверх, как бы простертыми к зрителю руками.

В росписи Владимирского собора принимал участие и М.В. Нестеров, которому принадлежат четыре иконостаса в боковых нефах, композиции «Рождество», «Воскресение», «Богоявление», образы Бориса и Глеба, княгини Ольги и некоторых других святых. В 1910-х годах Нестеров расписал Покровский храм Марфо-Мариинской обители в Москве. Композиции на канонические темы («Покров Богородицы», «Благовещение», «Воскресение Христово», «Христос с Марфой и Марией») соседствуют здесь с картинами, написанными на свободные сюжеты. Одной из таких картин является «Путь ко Христу»: среди весеннего русского пейзажа с березами, озером, полями и далями в белом одеянии идет Христос; навстречу Ему движется толпа – дети, взрослые, раненые; сестры обители помогают людям приблизиться к Спасителю. Как и у Васнецова, у Нестерова заметно влияние стиля модерн в сочетании с подчеркнуто русской декоративностью, фольклорностью. Живопись М.В. Нестерова повлияла на творческий замысел известной картины П. Д. Корина «Реквием».

Павел Корин навсегда останется религиозным живописцем, воспитанником Палеха. Его творчество развивалось в годы гонения на Русскую Православную Церковь. В этот период и родился у художника грандиозный замысел увековечить «уходящую Русь» на полотне – его «Реквием». Сюжетно действие картины происходит в Успенском соборе Московского Кремля, где церковные иерархи, монашествующие и русские православные люди молятся за Россию православную. Художник долго не мог приступить к работе над собственно полотном «Реквием», а потом всё никак не мог окончательно завершить картину, так сильны были ощущения трагической силы обрушившегося на всех горя и вселенской скорби. Над полотном-эпопеей художник работал тридцать лет и три года – до 1959 года. К нему было сделано 29 больших по формату портретов – трагических и драматических образов верующих людей православной России (хранятся в ГТГ). Эти портреты иерархов, схимников, монахов, священников, монахинь и схимниц потрясают зрителей своей жесткой реалистичностью.


Список литературы

  1. Алленов, М.М. Василий Суриков / Михаил Михайлович Алленов. – М. : Слово, 1998. – 96 с. : ил. – (Картинная галерея).
  2. Владимир Боровиковский / авт. текста Людмила Маркина. – М. : Белый город, 2001. – 48 с. : ил. – (Мастера живописи).
  3. Климов, П.Ю. Михаил Нестеров / Павел Юрьевич Климов. – М. : АРТ-Родник, 2004. – 72 с. : ил. – (Золотая галерея русской живописи).
  4. Леняшин, В.А. Илья Репин / Владимир Алексеевич Леняшин. – М. : АРТ-Родник, 2007. – 72 с. : ил. – (Золотая галерея русской живописи).
  5. Нестеров : альбом / авт. текста А. Гусарова. – М. : Белый город, 2000. – 64 с. : ил. – (Мастера живописи).
  6. Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) : альбом. – М. : Искусство, 1972. – 29 с. : ил.
  7. Пастон, Э.В. Василий Поленов / Элеонора Викторовна Пастон. – М. : Слово, 1998. – 96 с. : ил. – (Картинная галерея).

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика