В 2014 году мы отмечаем 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое значение для всего православного мира, в особенности для России. По словам русского историка В.О. Ключевского, «при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение… <…> Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка». В отделе «Искусство» к этому юбилею приурочена книжно-иллюстративная выставка «Дорога к Храму», которая входит в проект «Восхождение», включающий в себя серию экспозиций, объединенных темой духовного становления человека. Первая выставка проекта – «Лики» – была посвящена живописи русских иконописцев А.Рублева, Ф.Грека, Дионисия и др. Вторая выставка проекта раскрывает тему православия в русской живописи.
В русской живописи тема православия представлена достаточно широко. Русские художники неоднократно обращались к образу Христа: достаточно вспомнить такие полотна, как «Явление Христа народу» А.А. Иванова, «Христос в пустыне» И.Н. Крамского, «Христос в Гефсиманском саду» В.Г. Перова и картину с одноименным названием А.И. Куинджи. В 1880-е годы к христианской тематике обращаются Н.Н. Ге, создавший целый ряд полотен на евангельские темы, художник-баталист В.В. Верещагин, автор Палестинской серии, В.Д. Поленов, автор картины «Христос и грешница». Все перечисленные художники писали Христа в реалистической манере, унаследованной от эпохи Возрождения и далекой от традиции древнерусской иконописи.
| Предсмертное причащение Преподобного Сергия. Картина иконописца Троице-Сергиевской лавры, иеромонаха Симеона, удостоенная почетного отзыва на Всемирной выставке в Париже. |
Типичным представителем академического направления в церковной живописи является русский художник малороссийского происхождения В.Л. Боровиковский (1757-1825). В 1784 году им выполнен иконостас для Троицкой церкви Миргорода, в 1790-х годах он пишет иконы для церкви в Арпачеве Тверской губернии, Борисоглебского монастыря в Торжке и Иосифова собора в Могилеве, в 1804-1811 годах создает ряд образов для санкт-петербургского Казанского собора. Творения Боровиковского не имеют никакой связи с традиционным иконописным искусством: они представляют собой образцы религиозной живописи, созданной на основе западных образцов. Картина Боровиковского «Богоматерь с Младенцем» из Государственной Третьяковской галереи представляет собой типичный пример академического реализма: образ написан с натуры в сентиментальной манере. Богородица представлена в виде девушки еврейского происхождения с открытой шеей и наброшенной на волосы вуалью; младенец с длинными кудрявыми волосами, похожий на девочку, сидит на коленях Матери и с грустью смотрит на зрителя. Влияние итальянской религиозной живописи эпохи Возрождения, в особенности Рафаэля и Микеланджело, было определяющим в творчестве другого живописца, Ф.А. Бруни (1799-1875), итальянца по происхождению. Ему принадлежат росписи или эскизы к росписям Исаакиевского и Казанского соборов в Санкт-Петербурге, целый ряд картин на религиозные сюжеты. В Исаакиевском соборе монументальные фрески Бруни («Всемирный потоп», «Жертвоприношение Ноя», «Видение пророка Иезекииля») соседствуют с творениями К.П. Брюллова (1799-1852), автора «Последнего дня Помпеи». Кисти Брюллова принадлежит, в частности, грандиозный купол собора (площадь купола составляет 816 кв. м). В академическом стиле в 1875-1883 годах была выполнена роспись храма Христа Спасителя. В этом грандиозном проекте под руководством Бруни участвовали ведущие члены Российской Академии художеств: В.П. Верещагин, Н.А. Кошелев, И.Н. Крамской, В.Е. Маковский, А.Т. Марков, Т.А. Нефф, И.М. Прянишников, Е.С. Сорокин, В.И. Суриков, Г.И. Семирадский. Они писали маслом поверх известковой штукатурки.
|
| Отечество, худож. Алексей Калинин | Явление Святой Троицы преподобному Сергию, худож. В. Фирсов |
|
| Воскрешение отрока преподобным Сергием Радонежским, худож. С. Чикуньчиков | Благословение преподобного Сергия, худож. Павел Рыженко |
|
| Троице-Сергиева лавра, худож. Эрнст Лисснер | День Победы, худож. Павел Рыженко |
Во второй половине XIX века многие храмы продолжают расписывать в академическом стиле, однако интерес к традиционным иконам в народе не угасает. Параллельно с деятельностью художников-академистов развивается иконописный промысел. Крупнейшими центрами иконописи становятся суздальские села Холуй, Мстера и Палех. На рубеже XIX и XX веков к древним иконам начинают относиться как к ценным памятникам старины, их начинают коллекционировать и расчищать – освобождать от слоя копоти и от позднейших записей. Это становится причиной всплеска интереса к иконе, которая впервые после многих веков предстает перед зрителем в состоянии, близком к первоначальному. Раскрытие древней иконы способствует и частичному изменению отношения художников-академистов к иконописанию. Параллельно с «неорусским» стилем в церковной архитектуре аналогичный стиль возникает и в церковной живописи. Интерес к традиционному иконописанию отразился в творчестве В.М. Васнецова (1848-1926), автора многочисленных композиций на религиозные темы, и М.В. Нестерова (1862-1942), которому принадлежит множество картин религиозного содержания, в том числе на сюжеты из русской церковной истории: «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия», «Труды преподобного Сергия», «Преподобный Сергий Радонежский», «Святая Русь». Васнецов и Нестеров принимали участие в росписи храмов – в частности, при участии М.А. Врубеля (1856-1910) они расписали Владимирский собор в Киеве. Основоположником этого нового направления в церковной живописи можно считать В.М. Васнецова (1848-1926). В 1885-1886 годах он вместе с другими мастерами расписывает Владимирский собор в Киеве. Создавая библейские образы, он ориентируется не на религиозную живопись эпохи Возрождения, а на византийскую и древнерусскую монументальную живопись, не стремясь к прямому копированию или стилизации под древние образцы. Фольклорные мотивы сочетаются в иконах и фресках Васнецова с элементами стиля модерн. Многие образы Васнецова оказали большое влияние на других художников и многократно копировались в иконостасах и на стенах храмов конца XIX – начала XX века. Одним из наиболее популярных образов Васнецова является Богоматерь с Младенцем из центральной апсиды Владимирского собора (в качестве моделей художник использовал свою жену и сына). Богоматерь изображена в виде молодой женщины в синем одеянии, идущей навстречу зрителю; на Ее руках Младенец с обнаженными плечами и поднятыми вверх, как бы простертыми к зрителю руками. В росписи Владимирского собора принимал участие и М.В. Нестеров, которому принадлежат четыре иконостаса в боковых нефах, композиции «Рождество», «Воскресение», «Богоявление», образы Бориса и Глеба, княгини Ольги и некоторых других святых. В 1910-х годах Нестеров расписал Покровский храм Марфо-Мариинской обители в Москве. Композиции на канонические темы («Покров Богородицы», «Благовещение», «Воскресение Христово», «Христос с Марфой и Марией») соседствуют здесь с картинами, написанными на свободные сюжеты. Одной из таких картин является «Путь ко Христу»: среди весеннего русского пейзажа с березами, озером, полями и далями в белом одеянии идет Христос; навстречу Ему движется толпа – дети, взрослые, раненые; сестры обители помогают людям приблизиться к Спасителю. Как и у Васнецова, у Нестерова заметно влияние стиля модерн в сочетании с подчеркнуто русской декоративностью, фольклорностью. Живопись М.В. Нестерова повлияла на творческий замысел известной картины П. Д. Корина «Реквием». Павел Корин навсегда останется религиозным живописцем, воспитанником Палеха. Его творчество развивалось в годы гонения на Русскую Православную Церковь. В этот период и родился у художника грандиозный замысел увековечить «уходящую Русь» на полотне – его «Реквием». Сюжетно действие картины происходит в Успенском соборе Московского Кремля, где церковные иерархи, монашествующие и русские православные люди молятся за Россию православную. Художник долго не мог приступить к работе над собственно полотном «Реквием», а потом всё никак не мог окончательно завершить картину, так сильны были ощущения трагической силы обрушившегося на всех горя и вселенской скорби. Над полотном-эпопеей художник работал тридцать лет и три года – до 1959 года. К нему было сделано 29 больших по формату портретов – трагических и драматических образов верующих людей православной России (хранятся в ГТГ). Эти портреты иерархов, схимников, монахов, священников, монахинь и схимниц потрясают зрителей своей жесткой реалистичностью. Список литературы
Алленов, М.М. Василий Суриков / Михаил Михайлович Алленов. – М. : Слово, 1998. – 96 с. : ил. – (Картинная галерея). Владимир Боровиковский / авт. текста Людмила Маркина. – М. : Белый город, 2001. – 48 с. : ил. – (Мастера живописи). Климов, П.Ю. Михаил Нестеров / Павел Юрьевич Климов. – М. : АРТ-Родник, 2004. – 72 с. : ил. – (Золотая галерея русской живописи). Леняшин, В.А. Илья Репин / Владимир Алексеевич Леняшин. – М. : АРТ-Родник, 2007. – 72 с. : ил. – (Золотая галерея русской живописи). Нестеров : альбом / авт. текста А. Гусарова. – М. : Белый город, 2000. – 64 с. : ил. – (Мастера живописи). Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) : альбом. – М. : Искусство, 1972. – 29 с. : ил. Пастон, Э.В. Василий Поленов / Элеонора Викторовна Пастон. – М. : Слово, 1998. – 96 с. : ил. – (Картинная галерея). |