Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Словно птица Феникс»

В рамках проекта «Тайны. Легенды. Открытия» предлагаем Вашему вниманию книжно-иллюстративную выставку «Словно птица Феникс». Выставка посвящена одной из актуальных тем современности – сохранению культурного наследия нашей страны, а именно, реставрации и восстановлению памятников архитектуры. Выставка приурочена к Году культуры в России, утверждённому Указом Президента Российской Федерации.

На выставке представлены книжные, альбомные, периодические издания отдела «Искусство» и отдела «Краеведения», рассказывающие о непростой истории отдельных храмов, а так же о судьбах людей, чьим призванием и профессией стало восстановление нашего культурного наследия.

Иллюстративная часть выставки, представляющая документальную фотофиксацию событий, создает яркое впечатление о масштабах реставрации возрожденных памятников.

В XX веке жизнь памятников архитектуры во всем мире складывалась весьма драматично. Многочисленны были разрушения памятников в ходе двух мировых войн, широкомасштабно проходило их уничтожение под влиянием нигилистических концепций в культуре или по соображениям утилитарного свойства. И наряду с этим столетие отмечено удивительными подвигами, совершенными во имя спасения культурного наследия, уникальными реставрациями произведений архитектуры прошлого и их возвращением в культурную жизнь общества. В минувшем веке соседствовали страстные дебаты по вопросам теоретической допустимости тех или иных реставрационных методик и волюнтаристские действия, не увязанные каким-либо теоретическим или методологическим обоснованием. Все указанные коллизии в полной мере проявились и в нашей отечественной истории, в ее так называемый «советский» период, которому и посвящена наша книжно-иллюстративная выставка.


ОБРЕТЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

В мифах разных народов есть образ бессмертной птицы Феникс. Облик ее прекрасен: статью напоминает орла, перья у нее золотистые, а лицом она – красна девица. Птице Феникс поклонялись еще в Древнем Египте, изображая ее на пирамидах и обелисках. С тех пор птица Феникс олицетворяет собой возрождение: погибая, она вновь и вновь восстает из пепла...

Словно Феникс возрождается сегодня и Москва, и Санкт-Петербург, и Иваново, и другие города. Вторую жизнь обрели многие памятники архитектуры. Одни были отреставрированы, а другие просто заново возведены.


Казанский собор на Красной площади

Казанский собор на Красной площади был построен в память погибших русских воинов и в честь Казанской иконы Божией Матери, в благодарность за заступничество и избавление России от польско-литовских захватчиков.

В Смутное время 1612 года, когда Москва была захвачена польско-литовскими интервентами, в лагерь русского ополчения была доставлена Казанская икона. Перед решающим штурмом Китай-города ополченцы отслужили молебен перед иконой, и пошли на штурм.

22 октября 1612 года Москва была освобождена от захватчиков, и князь Дмитрий Пожарский в благодарность построил храм на собственные средства. Первый храм был деревянный, а в 1635-1637 гг. его перестроили из камня. В 1936 году по приказу Сталина собор был снесен и воссоздан только в 1993 году.

С Казанским собором связано имя одного из самых выдающихся историков архитектуры XX века – Петра Дмитриевича Барановского (1892-1984). В то время, когда шел активный снос древних сооружений, его усилиями были спасены от уничтожения многие храмы. Ученый спас строения в Коломенском, не дал снести собор Василия Блаженного. Барановский даже объявил голодовку и лег у подножия собора, заявив, что умрет вместе с храмом. Эти действия возымели эффект: Василий Блаженный остался стоять на Красной площади, но Барановского сослали в Мариинск. При этом реставратор и оттуда в письмах к жене осторожно спрашивал: «Как там Вася, наш Вася?», имея в виду, конечно, храм Василия Блаженного.

История Казанского собора очень печальна. Его уничтожили с особым цинизмом. Дело в том, что к началу революции храм выглядел иначе, он был сильно перестроен и утратил первоначальный облик. Под руководством П. Барановского в 1927 г. храм начали воссоздавать по старинным документам, но в 1930 г. реконструкция заморозили, Барановского отправили на строительство первых трасс БАМа, а церковь в 1936 г. снесли. На месте древней святыни было устроено временное кафе, а потом поставлен общественный туалет.

В 1990-е гг. реставрация Казанского храма была проведена по точным обмерам и зарисовкам того же Петра Барановского, успевшего сделать их прямо во время разборки храма. По решению Правительства Москвы в 1993 году Казанский собор был освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и открыт для посетителей


Красное крыльцо Грановитой палаты

Грановитая палата – это одно из наиболее известных зданий Московского Кремля. Памятник русского зодчества второй половины XV столетия, построенный итальянскими зодчими Марко Руффо (Марк Фрязин, как называли его в Москве) и Пьетро Антонио Солари. В нем проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покорения Казани (1552), победы под Полтавой (1709), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721). Именно здесь на Земском соборе 1653 года было принято решение о воссоединении Украины с Россией. В 1774 г. императрица Екатерина II чествовала русских полководцев – П.А. Румянцева-Задунайского, И.П. Салтыкова и А.В. Суворова, сумевших подписать на выгодных для государства условиях долгожданный мирный договор с Турцией. Последний большой прием состоялся в Грановитой палате в мае 1896 года в честь коронации последнего российского императора Николая II.

В Грановитую палату вели три лестницы: Золотая Красная, по которой шествовали российские государи в дни особо торжественных церемониалов на Красное (очень красивое) крыльцо; Средняя и Благовещенская, предназначавшиеся для иноземных послов и купцов, причем по Благовещенской могли ходить только христиане.

Помимо этих лестниц в Грановитую палату вел еще один ход – для служилых бояр и дворового люда – с западной стороны, завершавшийся Боярской площадкой, с которой объявлялись царские указы.

По парадной Золотой Красной лестнице, состоящей из 43 ступеней, четырех маршей и трех площадок, украшенных скульптурами львов, российские самодержцы после коронации в Успенском соборе поднимались на Красное крыльцо, устилаемое для этого сукном красного цвета и кланялись народу, собравшемуся на Соборной площади. В обычные дни Красное крыльцо закрывалось резной, расписанной красками и золотом решеткой.

С XVIII по начало XX столетия, посещавшие Москву российские государи и государыни торжественно выходили на Красное крыльцо и чинно шествовали на богослужения в соборы Кремля.

Трагическая страница есть и в истории Красного крыльца, описанная в романе А. Толстого «Петр I», когда взбунтовавшиеся стрельцы сбросили на копья своих товарищей боярина Артамона Матвеева и еще несколько человек.
В 1930-е годы, по приказу И.В. Сталина крыльцо разобрали, а в 1994 г. – восстановили.


Воскресенские (Иверские) ворота

Воскресенские (Иверские) ворота Китай-города – двойные проездные ворота Китайгородской стены в одноимённом проезде между зданием Городской думы и Историческим музеем. Ворота дали название Воскресенской площади.

Сооружены в 1535 г. как двухарочные ворота стены Китай-города. В 1680 г. перестроено надвратное помещение и над ним надстроены две башни, увенчанные двуглавыми орлами. Такой облик ворота сохраняли вплоть до разборки в 1931 году. До 1731 г. в палатах помещались лаборатории соседнего Монетного двора и палата Главной аптеки, в 50-х – 80-х годах XVIII века – университетская типография. В 1737 г. ворота сгорели и были восстановлены архитектором И. Ф. Мичуриным.

В надвратном теремке жил Н.И. Новиков (1744-1818), который заведовал расположенной в соседнем здании университетской типографией.

В 1781 году была сооружена деревянная Иверская часовня (приписана к Николо-Перервинскому монастырю) для Иверской иконы Богоматери. В 1791 г. Иверская часовня была отстроена в камне. В 1810-х годах восстановлением ворот занимался архитектор А. Н. Бакарев.

В 1917 году Иверская часовня и ворота в Воскресенском проезде использовались как оборонительный рубеж от большевиков. В середине 1920-х была проведена реставрация Воскресенских ворот и Иверской часовни с восстановлением первоначальных резных наличников. В конце 1920-х было принято решение о сносе Воскресенских ворот с целью освобождения проезда для движения автомобилей. В 1929 году разобраная Иверская часовня, и на её месте установлена скульптура рабочего. В 1931 году Воскресенские (Иверские) ворота были окончательно снесены. А в 1936-м – проезд через место бывших ворот переименовали в Исторический.

В 1994-1995 гг. по решению правительства Москвы Воскресенские ворота и Иверская часовня были восстановлены (автор проекта – архитектор О.И. Журин). В 1993 году Исторический проезд был переименован в Проезд Воскресенские Ворота. После восстановления ворот и часовни в 1995 году проезд Воскресенских ворот снова стал пешеходным, в результате чего тяжёлая военная техника на возобновленных с 2008 года парадах потеряла возможность въезжать на Красную площадь с двух сторон Исторического музея.


Римско-католический костел в Москве

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии – католический собор архиепархии Матери Божией в Москве, который возглавляет архиепископ Паоло Пецци.

Собор, построенный в неоготическом стиле, является самым большим Римско-католическим храмом в России и одним из двух католических храмов, действующих в Москве

История собора началась с 1894 г., когда совет Римско-католической церкви св. Петра и Павла попросил у московского губернатора соответствующее разрешение на возведение церкви. Строительство собора велось по проекту Ф.О. Богдановича-Дворжецкого. Согласно которому, церковь должна быть построена в неоготическом стиле и вмещать пять тысяч прихожан.

Основное строительство велось с 1901 по 1911 годы, а в 1917 г. закончились работы по внутренней отделке. Деньги на строительные работы собрали представители польской общины и верующие со всей России. Всего на возведение собора понадобилось 300 тыс. рублей золотом.

21 декабря 1911 г. церковь, которая была в статусе филиальной, была освящена и получила имя «Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии». А в 1919 г. церковь стала самостоятельным приходом, настоятелем которого стал тридцатичетырехлетний отец Михал Цакуль.

В 1938 г. московские власти закрыли храм, его имущество было расхищено, а из церкви сделали общежитие. Вторая мировая война не прошла мимо прихода: бомбардировки разрушили несколько башенок и шпилей. В послевоенное время, в 1956 г., в церкви разместился НИИ «Мосспецпромпроект», из-за чего здание перепланировали, разделив его на четыре этажа, и изменили его интерьер.

В 1989 году диаспора московских поляков «Дом Польский» начала активно добиваться возвращения здания храма Католической Церкви. Несколько лет храм реставрировали и восстанавливали, 12 декабря 1999 г. госсекретарь Ватикана кардинал Анджело Содано освятил обновленный Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

12 декабря 2009 г. Собор отпраздновал десятилетие обновления, а 24 сентября 2011 г. было тожественно отмечено 100-летие Храма.


Третьяковский проезд

Третьяковский проезд построен в конце XIX века братьями Третьяковыми. Торговые дома, в которых размещались магазины, лавки, склады, после 1917 г. потеряли свой первоначальный вид и красоту. В 1995-2000 годах были полностью реставрированы.

По одной из московских легенд в конце прошлого века на Никольской улице у самых ворот застрял огромный обоз, и движение полностью прекратилось, не могли пробиться даже пешеходы. Попал в этот затор и Павел Михайлович Третьяков, спешивший утром в свой магазин на Ильинке. Вскоре братья Третьяковы решили проложить новую дорогу – соединить Никольскую улицу с Театральным проездом. Купили землю и проложили новый проезд.

Действительно ли Павел Михайлович попал в дорожную толчею в Китай-городе – неизвестно. Москвичи умеют и любят творить легенды. Но земля действительно была куплена на деньги Третьяковых, помощь городу была оказана.

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898)

Александр Степанович Каминский (1829-1897)

Аркой Третьяковского проезда можно любоваться и сейчас. Проектировал эту московскую достопримечательность Александр Степанович Каминский, родственник Третьяковых. Многие здания, построенные по проекту архитектора Каминского, до сих пор украшают Москву. По его проекту было перестроено здание московской биржи на Ильинке, выстроена колокольня церкви Ильи Обыденного, что неподалеку от храма Христа Спасителя. В четырех километрах от нынешней кольцевой дороги восстановлен из руин Николо-Угрешский монастырь, основанный Дмитрием Донским, главный монастырский храм построен по проекту А.С. Каминского.

В 1891 году Александр Степанович подарил Политехническому музею свою библиотеку – две тысячи томов и более трехсот рисунков. Благотворительность была потребностью всего клана Третьяковых.


Храм Христа Спасителя

В XVI веке на Чертольский холм был перенесен Алексеевский женский монастырь, основанный в XIV столетии митрополитом Алексеем, наставником Дмитрия Донского.

Когда в 1837 году было решено строить на этом месте Храм Христа Спасителя, древние постройки Алексеевского монастыря безжалостно снесли, а монахинь перевели в Красное село. Бытует легенда, что настоятельница монастыря прокляла это место и предрекла, что более 50 лет ни одно здание здесь не простоит. С одной стороны это как-то не согласуется с христианскими нормами и не находит исторического подтверждения, а с другой – Храм простоял 48 лет, а бассейн на его месте просуществовал тридцать...

Храм Христа Спасителя – самый большой собор Русской православной церкви: высота его более ста метров, общая площадь – почти 4000 квадратных метров, он вмещает до 10 тысяч верующих. На его богатое убранство, росписи сусальным золотом и главные сокровища – святые мощи и чудотворные иконы – приходят посмотреть даже атеисты.

У храма долгая и сложная история. Когда поверженный Наполеон Бонапарт с позором покинул пределы России в 1812 г., император Александр I повелел выстроить грандиозный храм в память о мужестве и силе духа русского народа. Долго не складывалось дело, и новый собор был возведен на берегу Москвы-реки уже в эпоху правления Николая I.

Сорок с лишним лет шло строительство под руководством лучших архитекторов и иконописцев, и в 1883 году белоснежно-золотой Храм Христа Спасителя был освящен. Начались регулярные богослужения и выступления собственного хора, лучшего в Москве. Даже великий бас Федор Шаляпин почитал за честь петь под этими сводами.

Здесь проводились главные государственные и религиозные праздники до тех пор, пока Советская власть не начала гонения на церковь. Закрылись многие церкви, а в 1931 г. храм Христа Спасителя взорвали, чтобы на его месте построить Дворец Советов (строительству помешала Вторая мировая война). Образовавшуюся гигантскую яму во времена Н. Хрущева залили водой и устроили на святом месте открытый бассейн.

И только в конце 1980-х годов бассейн решили убрать и вернуть городу его великий храм. За 5 лет архитекторы воздвигли новое здание, и с 2000 года Храм Христа Спасителя вновь сверкает золотыми куполами над Москвой-рекой, а белоснежный мост, идущий от собора, москвичи называют Свадебным, ведь сюда очень любят приходить молодожены и прикреплять к перилам «замочки верности».


С ЛЮБОВЬЮ И ТРЕВОГОЙ
(послевоенное восстановление памятников архитектуры
Ленинграда и Ленинградской области)

За время блокады Ленинграда 1941-1944 гг., в результате арт-обстрелов и бомбежек, пострадали 187 из 210 зданий, находившихся на государственном учете как памятники архитектуры, практически были уничтожены пригородные дворцы-музеи (за исключением Ораниенбаума).

Маскировка Смольного в период блокады Ленинграда. Фото 1942 г.

Инженерный замок. Фото 1942 г.

Жилой дом на Лиговском проспекте. Фото 1941-1944 гг.

Дом Адамини. Фото 1941 г.

В годы войны сотрудники Инспекции по охране памятников (нач. Н.Н. Белехов) вели работу по обмерам, фиксации разрушений, готовили планы реставрации. Уже осенью 1942 г. начались работы по восстановлению перекрытий колонного зала дворца Шуваловых (Нарышкиных) (арх. Г. Г. Гримм), разрушенного авиабомбой 14 октября 1941 г.

В 1941-1942 гг. аварийно-восстановительный батальон выполнял срочные ремонтные работы в зданиях Главного штаба, Адмиралтейства, Филармонии и др. В ноябре 1943 г. было создано специальное архитектурно-художественное училище для подготовки реставраторов, а уже с июля 1945 г. начали работу архитектурно-реставрационные мастерские (с 1974 г. – объединение «Реставратор»).

С 1945 г. специалистов-реставраторов готовило ВХПУ им. В.И. Мухиной (среди выпускников – мастера ленинградской школы реставрации: художники Л.П. Любимов, Р.П. Саусен; скульптор Л.М. Швецкая, модельщики Н.И. Оде, Г.Ф. Цыганков, резчик А.К. Кочуев).

Особенностью послевоенных реставрационных работ было воссоздание утраченных или разрушенных памятников на основе скрупулезных научных исследований (часто памятнику возвращался более ранний облик, чем тот, в каком он находился перед войной). Важную роль в этой работе играли архитекторы-проектировщики А.А. Кедринский, Е.В. Казанская, А.Б. Лебединская, А.Л. Ротач, В.М. Савков и мн. др.

Уже в августе 1944 г. вновь был открыт музей Домик Петра I, одновременно там велись консервационные работы (полная реставрация прошла в 1971-1973 гг., арх. А.Э. Гессен). В 1944 г. был очищен от маскировочной окраски шпиль Петропавловского собора, а новое золочение проведено в 1957 г. Разрушенные во время войны Кикины палаты при реставрации 1952-1956 гг. восстановлены по состоянию на 1719-1720 гг. (арх. И.Н. Бенуа).

Здание Кунсткамеры в годы блокады. Фото 1944 г.

Здание Кунсткамеры после реставрации

 

При реставрации здания Кунсткамеры в 1947-1948 гг. было воссоздано завершение башни (арх. Р.И. Каплан-Ингель), утраченное при пожаре 1747 года. С 1946 г. шла реставрация Зимнего дворца, пострадавшего от снарядов и авиабомб (в 1943 г. разрушены перекрытия Георгиевского и Гербового залов). В 1947-1949 гг. осуществлены первоочередные работы по восстановлению Михайловского замка, в 1945-1953 гг. велась реставрация дома Лаваль, центральная часть которого пострадала от прямого попадания авиабомбы. Две бомбы в 1941 г. разрушили дом Адамини (арх. А.С. Гинцберг), восстановление которого проведено в 1946 г. Воссоздание практически полностью уничтоженного Елагина дворца началось в 1946 г. с обмеров и фиксации уцелевших деталей, в 1952-1960 гг. дворец был полностью восстановлен (арх. М.М. Плотников). Одновременно велись восстановительные работы в пригородах: Петродворце, Пушкине, Павловске.

Павловский дворец. Фото 1944 г.

Павловский дворец после реставрации.

Большой Петергофский дворец ансамбля Нижнего парка в Петергофе. Фото 1944 г.

Большой Петергофский дворец после реставрации

Водружение знамени на крыше лицея города Пушкин

Вид Екатерининского дворца в Царском Селе. Фото 1944 г.

Екатерининский дворец после реставрации


И ВЕЧЕН ЭТОТ СПОР
(храмы Ивановского края)

Разумеется, по количеству храмов Иваново-Вознесенск не мог соперничать со своими соседями – Владимиром, Ярославлем, Костромой. Но ведь нигде образ города не служил таким ярким реальным воплощением эпохи промышленной революции. И храмы крупнейшего текстильного центра в этом контексте приобретали особое значение: чередование золотых куполов и фабричных корпусов, спор на языке архитектуры бескорыстия и накопительства, Бога и Молоха. Созданные пожертвованиями, трудом и талантом народа, храмы были гордостью города.

С тех пор миновало столетие. Неузнаваемо изменился и вырос наш город. Жаль только, что утрачены многие замечательные здания, радовавшие людей своей красотой и неповторимостью. Время оказалось особенно беспощадно к городским храмам.

Наиболее значительный и, наверное, невосполнимый урон был нанесен центру нашего города. Сейчас сохранилось лишь семь церквей, расположенных на бывших окраинах, в шести из них проводятся богослужения.

А в 1917 году в Иваново-Вознесенске насчитывалось 28 храмов, включая кладбищенские, домовые и часовни.


Преображенский кафедральный собор
(г. Иваново, ул. Колотилова, д. 44)

В конце XIХ века получил распространение новый вариант «русского» стиля, сторонники которого пытались подражать архитектуре ХVII века. Своей задачей зодчие считали возрождение допетровской архитектуры.

Интересным памятником этого периода является Преображенская церковь. Закладка храма состоялась 27 августа 1889 г. Строилась церковь в течение четырёх лет на средства фабриканта М.Н. Гарелина и была торжественно освящена 24 августа 1893 года.

Проект церкви разработал известный московский архитектор Александр Степанович Каминский. Фасады основного объёма храма завершены кокошниками, а углы – шатровыми башенками. Венчается храм восьмериком с пятью главами на высоких гранёных барабанах. Пышные наличники и карнизы, двухъярусные кокошники и другие архитектурные детали придают зданию нарядный облик. С западной стороны к храму примыкает высокая шатровая колокольня, где первоначально размещались 12 колоколов. Три входа в храм выделены шатровыми крыльцами.

Первоначально Преображенская церковь была рассчитана на 700 человек – жителе деревни Рылиха, которая существовала на окраине Иванова с начала ХVII века. После постройки храма она стала называться селом Преображенским и вошла в состав города после Февральской революции 1917 года.

С 1931 г. храм использовался одновременно двумя православными общинами – традиционного и обновленческого направлений, перешедшими в Преображенскую церковь из закрытого Покровского собора, а затем и из Успенской кладбищенской церкви. Такое использование храма приводило к постоянным конфликтам. Решением облисполкома 19 мая 1940 г. церковь закрыли, внутреннее убранство уничтожили.

Через два года верующие обратились с просьбой о регистрации православной общины, и с 17 ноября 1944 г. в церкви возобновились богослужения.

После создания Иваново-Шуйской, затем Иваново-Кинешемской епархии Преображенская церковь стала кафедральным собором.

Боковые приделы освятили в честь Николая Чудотворца и Казанской иконы Божьей Матери. Настенная живопись и внутреннее убранство воссоздавались в послевоенный период. Резной золочёный иконостас в стиле барокко привезли из села Сараево Фурмановского района в 1956 году. Это село в ХVIII веке принадлежало А.В. Суворову.

Храм Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»
(г. Фурманов, ул. Трудящихся, д. 6)

Храм поистине является настоящей жемчужиной и гордостью города. Он, несомненно, вызывает интерес у туристов проезжающих по Золотому Кольцу по трассе «Иваново – Кострома». Необычный, величественный силуэт храма удивляет неповторимым великолепием очертаний каждого, кому хоть раз довелось побывать в городе Фурманове.

С момента закладки первого камня, храм объединил усилия лучших представителей нашего Отечества. Проект здания разработан московским архитектором П.П. Зыковым. Каменные работы произведены иваново-вознесенским купцом М.Т. Скорыниным, а печные – Ф.К. Безруковым.

Иконостасы во всех трёх алтарях массивные, трёхъярусные, из итальянского мрамора работы Козлова-Гладкова. Утеряны безвозвратно, но не забыты труды придворного живописца Н.М. Сафонова и художников Струнникова, Зайцева, Кадникова, Антипова, резьба работы Мешкова; церковная бронзовая утварь, сплошь золочёная, художественной работы Немирова-Колодкина; колокола работы завода Самгина. И, конечно, в вечной памяти основатель мануфактур И.И. Скворцов и его преемники – Павловы, дочь Матрёна Ивановна, её муж Пётр Александрович и внук Николай Петрович. А также ближайшие помощники их – священник о. Феодор Даниловский и управляющий фабрикой Товарищества А.П. Воловов.

Из истории храма: 5 июня 1897 г. – на месте прежнего храма на 200 человек заложено основание собора, который должен будет вместить до 2500 верующих. Построен этот храм был в память о Володе – трагически погибшем сыне Павловых. Конец 1904 г. – строительство закончено и 13 февраля 1905 г. – храм освящён Преосвященнейшим Виссарионом епископом Костромским. До 1930-х годов в храме существует община верующих, более чем из 1 тыс. человек.

В ночь на 14 января 1931 г. старое духовенство храма, остававшееся верным заветам патриарха Тихона, было арестовано, впоследствии – выслано из города. Храм передали «обновленцам», и посещаемость резко упала. В 1932 г. храм закрыли за неуплату долгов. В мае 1934 г. Середской горисполком постановил передать храм под железнодорожный вокзал, затем здание храма используют под зернохранилище, впоследствии его передают под склад молокозаводу.

В конце 1970-х годов советская власть планировала создать в храме исторический музей. В 1979 г. будущая первая староста храма К.Н. Лодыгина начала хлопоты по передаче храма верующим. 27 июля 1988 г. был зарегистрирован церковный совет («двадцатка») Фурмановского религиозного общества под председательством К.Н. Лодыгиной, что решило вопрос о передаче храма верующим. Началось реальное восстановление храма.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алферова, Г.В. Памятник русского зодчества в Кадашах : история его реставрации : книга для чтения / Галина Владимировна Алферова. – М. : Просвещение, 1974. – 208 с. : ил.
  2. Аршакуни, О.К. Предчувствие : воспоминания о Юрии Павловиче Спегальском / Ольга Константиновна Аршакуни. – Л. : Лениздат, 1987. – 208 с. : ил.
  3. Бычков, Ю.А. Житие Петра Барановского / Юрий Александрович Бычков. – М. : Советская Россия, 1991. – 174 с. : ил.
  4. Васильченко, А. Реставрация Успенского собора во Владимире // Юный художник. – 2009. – № 5. – С. 15-17.
  5. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда / А.А. Кедринский, М.Г. Колотов, Б.Н. Ометов, А.Г. Раскин. – Изд. 2-е испр., и доп. – Л. : Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1989. – 496 с. : ил.
  6. Десятников, В.А. Подвижники : книга для учащихся / Владимир Александрович Десятников. – М. : Просвещение, 1993. – 128 с. : ил.
  7. Длужневская, Г.В. Утраченные храмы Петербурга / Галина Вацлавна Длужневская. – СПб. : Литера, 2003. – 271 с. : ил.
  8. Достояние народа : о сбережении памятников истории и культуры в Советской России. 1917-1987 : фотокнига / сост. Юрий Александрович Бычков, Александр Дамирович Вятич-Бережных. – М. : Советская Россия, 1988. – 208 с. : ил.
  9. Кельх, Г.Г. Памятники советской архитектуры в Ленинграде : (проблемы реставрации и охраны) / Георгий Георгиевич Кельх. – М. : Знание. Ленинградское отд-ние, 1982. – 36 с.
  10. Китанова, Л. Татьянины дни : [страницы биографии великого русского полководца А.В. Суворова, связанные с Ивановским краем] // Наша Родина – Иваново-Вознесенск. – 2006. – № 3. – С. 36-38.
  11. Кричко, В.А. Архитектурные современники из прошлого / Виктор Анатольевич Кричко. – М. : Стройиздат, 1988. – 160 с. – (Научно-популярная б-ка школьника).
  12. Кувшинов, В. Всех Скорбящих Радость : [история храма в городе Фурманове Ивановской области] // Директор. – 2013. – № 5 (май). – С. 40-41.
  13. Культура средневековой Москвы : XVII век / сост. Л.А. Беляев и др. ; отв. ред. Б.А. Рыбаков. – М. : Наука, 1999. – 427 с. : ил.
  14. Молокова, Т.А. История Москвы в памятниках культуры : к 850-летию столицы / Татьяна Алексеевна Молокова, Владимир Павлович Фролов. – М. : Московский Лицей, 1997. – 360 с. : ил.
  15. Платонова, В. Обретение исторической памяти : восстановление храма на Лубянке // Юный художник. – 2007. – № 10. – С. 7-10.
  16. Рождённый дважды. Храм Христа Спасителя // Эскиз. – 2009. – № 9. – С. 14-15.
  17. Словно птица Феникс : [о восстановлении архитектурных памятников в Москве ] // Эскиз. – 2004. – №2. – С. 4-5.
  18. Сто великих меценатов и филантропов / авт.-сост. Виорель Михайлович Ломов. – М. : Вече, 2013. – 416 с. : ил. – (100 великих).
  19. Тихомиров, А.М. Храмы Иваново-Вознесенска / Александр Михайлович Тихомиров ; фото В.Б. Мурадянц ; худож. Л.А. Куцентова. – Иваново : МИК, 1996. – 144 с. : ил.
  20. Тихомиров, А.М. Свято-Воскресенский храм в Тезино : [история Воскресенского храма в бывшем селе Тезино (ныне – в черте города Вичуга Ивановской области)] // Директор. – 2013. – № 1-2 (январь-февраль). – С. 70-72.
  21. Храм Христа Спасителя : история строительства, разрушения и воссоздания. // Юный художник. – 1996. – № 6. – Спецвыпуск.
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика