Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Выставка первая. «Лики»

Первая выставка проекта «Восхождение» – «Лики» – открылась в марте 2014 г. Экспозиция познакомит читателей с жизнью и творчеством великих изографов Древней Руси: Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия, произведения которых, оказали значительное влияние на формирование нравственных идеалов русского народа.

На выставке представлены книги и видеоиздания, посвященные судьбам русских иконописцев, а также альбомные издания и репродукции их картин. Яркий, выразительный язык, прекрасные иллюстрации изданий привлекут внимание преподавателей и учащихся общеобразовательных школ, а также студентов высших учебных заведений и всех тех, кто интересуется искусством Древней Руси.

Богов иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.
(Н. Тихонов. «Наш век пройдёт...»)

Одна из самых больших загадок древнерусской культуры – авторство «Слова о полку Игореве». Но список «анонимных» шедевров не исчерпывается только им. Кто строил киевскую и новгородскую Софии, украшал их мозаиками и фресками, кто писал иконы ХII в., чьи руки создали рязанские бармы (парадные княжеские оплечья) и покрыли рельефами Дмитровский собор во Владимире? Чем дальше в глубь веков, тем меньше ответов на эти вопросы.

В древности не принято было афишировать свое авторство. Считалось, что единственный на земле творец и автор всего сущего – Бог, а человек лишь исполняет его волю. Многие письменные свидетельства прошлого, которые могли бы приоткрыть завесу над тайной авторства, утеряны. И все же имена самых талантливых средневековых живописцев, работавших на русской земле, нам известны – Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.


ФЕОФАН ГРЕК
(1330 – около 1415 гг.)

Культурные связи с родиной православного искусства – Византией сохранились на Руси даже спустя четыре столетия после принятия христианства и первого знакомства с византийскими мастерами. В 70-е годы XIV в. в Новгород приезжает выдающийся византийский живописец Феофан по прозвищу – Грек.

Византия в это время переживала культурный подъем. Талантливые мастера строили храмы, создавали мозаики и фрески, писали иконы. Кипели религиозно-философские споры, странные по нынешним временам (например, о сущности Фаворского света).

Феофан прибыл на Русь уже сформировавшимся мастером, имел свой взгляд на искусство. Но древние художественные традиции Новгорода повлияли на его творчество.

Феофан Грек. Спас Пантократор.
Роспись купола церкви Спаса Преображения
на Ильине улице в Новгороде Великом. 1378 г.

Феофану предложили украсить фресками новгородскую церковь Спаса на Ильине улице. Вскоре в куполе храма появилось изображение Христа Пантократора. Необычен был его лик. Глядя на него, у прихожан храма, наверное, не раз пробегал по спинам холодок: истовый взгляд больших круглых глаз с тёмными зрачками и белыми бликами вокруг, мясистый нос, огромная благословляющая длань. Спас Феофана должен был внушать всякому страх и смирение, напоминать о неотвратимости Страшного суда.

Не меньшее мастерство проявил Феофан, украшая фресками Троицкий придел церкви. Главная композиция – «Троица», хорошо известная в Византии и на Руси, преобразилась. Феофан непривычно увеличил фигуру среднего ангела. Двух других он как бы обнимает расправленными крыльями. На соседней стене Феофан пишет столпников. Эти аскеты-отшельники, селившиеся вдали от людей, чтобы придаваться религиозному самосозерцанию, были близки по духу философу и мыслителю Феофану. Со стен отрешенно смотрят ветхие старцы. Их молящиеся полуфигуры на столбах подобны горящим свечам. Образы столпников необыкновенно выразительны. Чего стоит, например, Макарий Египетский, знаменитый теолог, автор многочисленных богословских «Бесед». Его облик предельно упрощен и подобен некоему символу. Белые косматые волосы и борода почти полностью скрывают, похожее на маску лицо. На их фоне видны только вскинутые в выразительном жесте кисти рук.

Феофан Грек. Святая Троица.
Фреска церкви Спаса Преображения
на Ильине улице в Новгороде Великом. 1374 г.

Феофан Грек. Макарий Египетский.
Фрагмент фрески церкви Спаса Преображения
на Ильине улице в Новгороде Великом. 1378 г.

Феофан пользуется простейшими художественными средствами, почти монохромным цветом – в основном красно-коричневой охрой и белилами, которые накладывает в виде черточек-бликов.

Из Новгорода в начале XV века Феофан переехал в Москву и расписал несколько храмов. К сожалению, ни один из них не сохранился. Лишь немногие иконы, написанные им, дожили до наших дней. Одна из самых известных – «Успение Богоматери».

Феофан Грек . Успение Пресвятой Богородицы.
Оборотная сторона Донской иконы Богоматери. 1392 г.

«Успение» означает усыпание, смерть. Именно сцену смерти Богоматери иконописцы, воспроизводили чаще всего. Богоматерь на смертном одре. Перед ней – свеча, символ угасающей жизни. Позади ложа стоит Христос с душою усопшей в образе спеленутого младенца. Вокруг – апостолы. Их лица полны скорби и печали. Все в рамках традиционной иконографии, но Феофану этого недостаточно. Над головой Христа он пишет огненно-красного серафима. Яркое пятно преображает всю икону.

На Руси всегда особо почитали Богородицу. Ее образ украшал иконы, стены храмов, вышивки на тканях. Наиболее распространенной иконографией считалось изображение Богоматери с младенцем Владимирская, Смоленская, Казанская, Иверская – около трехсот вариантов, различающихся незначительными деталями, а то и просто названием.

«Донская Богоматерь» близка «Владимирской», но Феофан поменял акценты – с печали и скорби на нежность и любовь. Именно этими чувствами проникнут взгляд Богоматери, устремленный на младенца.

Феофан Грек. Донская икона Богоматери.
Лицевая сторона. 1392 г.

По бытующей легенде, в XIV веке, накануне Куликовской битвы, икону «Донская Богоматерь» подарили князю Дмитрию Ивановичу донские казаки. С тех пор икона эта стала почитаться как спасительница Руси. Иван Грозный брал ее с собой на Ливонскую войну. В 1591 г. по преданию, она спасла Москву от татарского набега. В честь этого события был заложен Донской монастырь.

Феофан слыл не только выдающимся живописцем своего времени, но и глубоким религиозным мыслителем. Один из образованнейших людей начала XV в. – писатель Епифаний Премудрый, лично знавший Феофана, писал о нем: «Преславный мудрец, философ зело хитрый... среди иконописцев отменный живописец».


АНДРЕЙ РУБЛЕВ
(около 1370 – 1430 гг.)

С именем Андрея Рублева связан высочайший взлет в истории древнерусского искусства. Великий мастер творил в годы национального подъема на Руси, вызванного освобождением от татарского ига, собиранием земель вокруг Москвы, духовным влиянием преподобного Сергия Радонежского. Красота и гармония рублевских икон стали выражением национального эстетического идеала.

Преподобный Андрей Рублёв.
Икона. Конец XX века

Предполагают, что Андрей Рублев родился около 1360 г. Летописец, упоминая о росписи Благовещенского собора, называет художника «чернецом», то есть монахом. Рублев был монахом Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Источники называют его «иконописцем преизрядным», «боговдохновенным». Скончался Андрей Рублев в «старости велицей» и был погребен в Спасо-Андрониковом монастыре. Уважение, которым был окружен Рублев, вскоре после смерти иконописца переросло в почитание его как преподобного (святого монаха).

В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца Андрей Рублев расписывал Благовещенский собор Московского Кремля. В 1408 г. он вместе с Даниилом Черным украсил фресками Успенский собор во Владимире, сильно пострадавший во время вторжения татар. В 20-е годы XV века Рублев с Даниилом расписали Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создали для него иконостас. Последней их совместной работой источники называют росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря.

Андрей Рублёв.
Спас из Звенигородского чина.
1410-1420-е гг.

Андрей Рублёв.
Архангел Михаил из деисусного чина («Звенигородский»).
1410-1420-е гг.

Андрей Рублёв.
Апостол Павел из деисусного чина.
1410-1420-е гг.

Большинство произведений, созданных Андреем Рублевым, не сохранилось до наших дней. В 1918 г. в Звенигороде были обнаружены три иконы – «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел», известные с тех пор как «Звенигородский чин». В образе Спаса нет византийской суровости, преувеличенной грандиозности. В его взоре, устремленном на зрителя, – мудрость и доброта, безграничная полнота сострадания и прощения. «Апостол Павел» – образ мудреца и философа. Возвышенный разум и мощная энергия слиты в нем воедино. «Архангел Михаил» трогает нежностью, хрупкостью и неземной возвышенностью. Черты ангельского лика написаны так тонко и легко, что форма кажется неосязаемой, предельно одухотворенной.

Андрей Рублёв. Святая Троица.
Икона. 1422-1427 гг.

Прославленная «Троица» написана в первой четверти XV в. «в похвалу Сергию Радонежскому», основавшему Троицкий монастырь, «дабы воззрением на Пресвятую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Сюжетом «Троицы» является «гостеприимство Авраама» – угощение старцем Авраамом и его женой Саррой трех таинственных странников, в образе которых им явился Триединый Бог. Иконописцы изображали этот библейский эпизод и до Рублева, но обычно сосредоточивали внимание на подробностях события: писали Авраама и Сарру, подносящих угощение, слугу, закалывающего тельца. Рублев создал нечто абсолютно новое, передал увиденное откровение. Это был путь духовного переживания и художественного истолкования важнейшего христианского догмата о триединстве Бога. Молчаливая созерцательность образа достигает высот, с которых начинается видение небесного мира. Основой композиционного решения иконы является круг, образуемый очертаниями фигур ангелов. Лучезарная палитра Рублева в «Троице» и его несравненный композиционный дар – все направлено на то, чтобы воплотить в красках видение небесной любви и красоты. «Троица» стала образцом для многих поколений иконописцев. Сложившийся в творчестве Рублева новый эстетический идеал определил лицо московской школы живописи.

Из росписей Рублева частично сохранились лишь фрески Успенского собора во Владимире (1408). Уцелели фрагменты композиции «Страшный суд» в западной части храма. Страшный суд мыслится Рублевым как день высшей справедливости и Божественной любви. Композиция полна торжественной радости.

Андрей Рублёв. Страшный суд.
Фреска Успенского собора во Владимире. 1408 г.

Последние свои дни инок Андрей провел в Спасо-Андроникове монастыре. Там же был он и похоронен. Еще в XVIII в. люди приходили на могилу гениального живописца, но позже она бесследно затерялась.

Собранный в 1551 г. Стоглавый собор русской православной церкви, постановил: «Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие живописцы».

Огромная заслуга Рублева еще и в том, что он заложил фундамент московской художественной школы, в течение нескольких веков определявшей лицо русского искусства. На рубеже XV-XVI вв. признанным главой московской школы стал выдающийся живописец Дионисий.


ДИОНИСИЙ
(около 1440 – около 1502 гг.)

Творчество Дионисия определило главное направление в живописи конца XV – начала XVI в. Вместе с художником работали его сыновья – Владимир и Феодосий. В столице Дионисий имел собственную мастерскую. Он был признанным мастером, и именно ему поручили расписывать Благовещенский и Успенский соборы в Московском Кремле.

Дионисий. Богоматерь Одигитрия.
из Вознесенского монастыря в Московском Кремле. 1482 г.

Дионисий и его мастерская.
Преподобный Сергий Радонежский с житиём
из Успенского собора в г. Димитрове. Начало XVI века
.

Дионисий. Преподобный Кирилл Белозёрский.
Надгробная икона из Кирилло-Белозёрского монастыря. Начало XVI века.

Дионисий. Димитрий Прилуцкий с житием.
Икона из Спасо-Прилуцкого монастыря. Ок. 1503 г.

Дионисий. Святой Петр
митрополит Московский. 1480 г.

Дионисий и его мастерская.
Митрополит Алексий с житиём
из Успенского собора Московского Кремля. Начало XVI века.

Известно, что Дионисий работал в Пафнутьево-Боровском и Иосифо-Волоколамском монастырях. Последнее известие о Дионисии связано с росписью церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Для искусства Дионисия характерны удлиненность пропорций, мягкость и плавность движений персонажей, торжественно-праздничные композиции. Краски мастера, нежные и прозрачные, складываются в благозвучные аккорды, образы пронизаны светлой праздничностью. Дионисию приписывают несколько превосходных икон. Самая ранняя из них – «Одигитрия» (1482). Прославляя русскую святость, Дионисий создал ряд образов святых: Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Димитрия Прилуцкого. Замечательны две огромные житийные иконы «Петр митрополит» и «Алексий митрополит», написанные для столичного Успенского собора. В них преобладают духовное величие и торжественность образов, чистая поэзия красок и форм.

В иконе «Распятие» (1500) мастер создал светлый, словно проникнутый музыкальными созвучиями образ. В иконе присутствуют все элементы голгофской трагедии, но страх и смерть побеждаются возносящимся крестом. Распятый Христос, запечатленный Дионисием, – это триумфатор, парящий в небе, распахнувший руки над миром в объятии любви, фигуры предстоящих также кажутся парящими. Летящие в небе фигурки ангелов вносят элемент пространственной глубины и образуют вокруг голгофского креста подобие венка. Они, как цветы, украшают его, намечая незримый круг, в котором заключена фигура Спасителя.

Дионисий. Распятие. 1500 г.

Дионисий и его мастерская.
Святой Никола.
Из иконостаса собора Рождества Богородицы
Ферапонтова монастыря. 1502 г.

Икона «Святой Николай» из деисусного чина Ферапонтова монастыря (1502-1503) наполнена светом. В творчестве Дионисия и мастеров его круга краски обладают драгоценным свойством: они теряют долю своей насыщенности и яркости, зато приобретают светозарность, почти акварельную прозрачность. Сквозь них просвечивает белый левкас. Крестчатые ризы святого Николая кажутся пронизанными сиянием.

Полностью уцелел лишь один фресковый ансамбль, созданный Дионисием в Ферапонтовом монастыре под Вологдой. Церковь Ферапонтова монастыря была освящена в честь праздника Рождества Богородицы, поэтому все композиции и сюжеты росписи прославляют Богоматерь. Росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря – одна из последних работ Дионисия. В них со всей силой и полнотой раскрылось его мастерство как художника-монументалиста.

Христос Пантократор в куполе – одно из самых крупных изображений полуфигурного Спаса в древнерусских храмах. Размер фигуры Спаса в полный рост был бы равен длине собора; фигура Христа мыслится мерой созданного художником космоса, фрески проникнуты светлым, празднично-возвышенным настроением.

Композиции «Акафист Богоматери», «О Тебе радуется», «Похвала Богоматери» связаны с праздничными церковными службами и песнопениями. Благодаря этому весь фресковый ансамбль воспринимался как торжественный гимн в красках в честь Богоматери. Утратив объем, легкие фигуры вопреки законам тяготения словно парят в пространстве, подчиняясь плавному, музыкальному ритму. Их длинные, богато украшенные одеяния изображены плоскостно, отсутствует даже намек на материальное и обыденное. Входя в храм, человек словно попадает в иной мир – мир возвышенных, идеальных образов небесной красоты.

Дионисий. Христос Пантократор
(Христос Вседержитель).
Роспись купола в соборе Рождества Богородицы
Ферапонтова монастыря. 1502 г.

Дионисий и его мастерская.
Сцена из Акафиста Богоматери
Икос XI. Фреска из собора Рождества Богородицы
Ферапонтова монастыря. 1502 г.

Дионисий. «Похвала Богоматери».
Фреска из собора Рождества Богородицы
Ферапонтова монастыря. 1502 г.

Дионисий. «О Тебе радуется».
Фреска из собора Рождества Богородицы
Ферапонтова монастыря. 1502 г.

Влияние творчества Дионисия и его учеников на древнерусское искусство было огромным и прослеживается до середины XVI века.


Библиографический список литературы

  1. Алпатов, М.В. Феофан Грек : альбом / Михаил Владимирович Алпатов. – М. : Изобразительное искусство, 1990. – 208 с.
  2. Аристова, В.В. Икона / В.В. Аристова. – М. : Росмэн, 2001. – 96 с. : ил. – (История искусства для детей).
  3. Биллингтон, Дж. Х. Лики России : страдание, надежда и созидание в русской культуре / Джеймс Х.  Биллингтон ; пер. О.А. Алякринский. – М. : Логос, 2001. С. 17-64. : ил.
  4. Брук, Я.В. Живое наследие : беседы о древнерусской живописи / Яков Владимирович Брук ; худож. И.С. Клейнардей. – М. : Искусство, 1970. – 70 с. : ил.
  5. Бутромеев, В.П. Детский плутарх. Великие и знаменитые. Россия. Средние века. От Рюрика до Романовых / Владимир Петрович Бутромеев. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 304 с. : ил. – (Мир в картинках).
  6. Вздорнов, Г.И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде : к 600-летию существования фресок / Герольд Иванович Вздорнов. – М. : Искусство, 1976. – 292 с. : ил.
  7. Вилинбахова, Т.Б. Новгородская икона XII-XVII веков / Татьяна Борисовна Вилинбахова. – СПб. : Аврора, 2006. – 128 с. : ил.
  8. Голезовский, Никита. Дионисий // Родина. – 1999. – № 9. – С.78-83.
  9. Григорьева, Е.В. Русские иконописцы / Елена Валентиновна Григорьева. – М. : Белый город, 2009. – 48 с. : ил. – (История России).
  10. Дионисий / вступ. ст. Г.В. Попов. – М. : АРТ-Родник, 2002. – 71 с. : ил. – (Золотая галерея русской живописи).
  11. История русской живописи : иконопись / авт. текста Наталия Майорова, Геннадий Скоков. – М. : Белый город, 2009. – 128 с. : ил.
  12. Мастера иконописи и фрески / сост. К.А. Ляхова. – М. : Вече, 2003. – 287 с. : ил – (Magistri tium).
  13. Нерсесян, Л.В. Дионисий – иконник и фрески Ферапонтова монастыря / Левон Вазгенович Нерсесян . – СПб. : Северный паломник, 2002. – 79 с. : ил.
  14. Островский, Г.С. Рассказ о русской живописи / Григорий Семенович Островский. – 2-е изд.. – М. : Изобразительное искусство, 1989. – С. 5-53. : ил.
  15. А. Рублев : из собрания Государственной Третьяковской галереи : [альбом] / сост. Э.К. Гусева. – М. : Изобразительное искусство, 1990. – 47 с. – (Из собрания Государственной Третьяковской галереи).
  16. Рязанцева, Л.М. Непостижимая тайна творений : к 640-летию Андрея Рублёва : [сценарий занятия] // Читаем, учимся, играем. – 2000. – № 4. – C. 48-52.
  17. Рябцев, Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь : рассказы о русской культуре : учеб. пособие для ср. шк. / Юрий Сергеевич Рябцев. – М. : Владос,1995. – С. 98-116.
  18. Сергеев, В.Н. Рублев / Валерий Николаевич Сергеев. – 2-е изд. – М. : Молодая гвардия, 1986. – 254 с. – (Жизнь замечательных людей : серия биогр. ; вып. 8 (618)).
  19. Смирнова, Э.С. Московская икона XIV-XVII веков : альбом / авт.- сост. Энгелина Сергеевна Смирнова ; худож. Н.Н. Фаррахов. – Л. : Аврора. Ленинградское отд-ние, 1991. – 320 с. : ил.
  20. Щенникова, Л. Среди иконописцев отменный живописец : творческая судьба Феофана Грека // Родина. – 2000. – № 4. – С. 118-121.
  21. Щербакова, А.А. Встреча с мастером : к 650-летию со дня рождения Андрея Рублёва : [сценарий занятия для детей 8-10 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2010. – № 7. – С. 22-24.
  • Андрей Рублев [Видеозапись] : 2 серии / режиссёр Андрей Арсеньевич Тарковский ; авт. сценария Андрей Сергеевич Михалков-Кончаловский ; оператор Вадим Иванович Юсов; композитор Вячеслав Александрович. – М. : Крупный план, 2008. – 1 dvd.
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика