Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«На пути к Олимпу»

3 февраля 2014 года в отделе «Искусство» начала свою работу книжно-иллюстративная выставка «На пути к Олимпу». Выставка приурочена к открытию зимних олимпийских игр в Сочи.

«В Олимпийских играх важна не победа – важно участие, поскольку в жизни главное не выиграть, а достойно бороться», – говорил Пьер де Кубертен. Пьер де Кубертен – французский аристократ, общественный деятель, педагог, историк, литератор; инициатор возрождения античных Олимпийских игр в виде всемирных спортивных соревнований. Ему мы обязаны созданием Международного олимпийского комитета (1894 г., Париж, Франция) и проведением современных Олимпийских игр.

Пьер де Кубертен старался воплотить идеалы укрепления психического и физического здоровья в миролюбивых спортивных состязаниях. Но мало кто знает, что другим его пожеланием было объединение спорта с искусством. Поэтому он предложил ввести в программу Олимпийских игр художественные конкурсы, тематически связанные со спортом. Конкурсы искусств проводились в 1912-1948 гг. (в номинациях архитектура, живопись, литература, музыка и скульптура). Один из разделов выставки познакомит читателей с этой малоизвестной страницей в истории Олимпийского движения. Материалы выставки расскажут также об Олимпийских символах: флаге, медалях, талисманах, эмблемах и др.

 

«Радостная весть! Все – в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!» Эти слова разносили тысячи гонцов по всем городам Древней Греции в год Олимпийских игр, которые проводились один раз в четыре года в самый разгар лета, и во время проведения игр запрещались войны между враждующими греческими полисами.

Первые Олимпийские игры состоялись в городке Олимпии, расположенном в Южной Греции в 776 году до нашей эры в честь бога Зевса. Незаменимым атрибутом Олимпийских игр был Олимпийский огонь. В Древней Греции существовал культ Прометея, который украл из Олимпа священный огонь и передал его людям, за что поплатился годами невероятных страданий. В честь Прометея древние греки зажигали Олимпийский огонь. Также, чтобы оказать честь Прометею, устраивались соревнования по бегу, где каждый бегун держал в руках зажженный факел с огнем. Победитель такого соревнования был удостоен чести зажигать огонь для жертвоприношения Зевсу, что считалось тогда очень важной миссией.

Пять дней соревнований. Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей, знакомились с судьями и друг с другом. Второй, третий и четвертый дни – спортивные состязания на стадионе. Обряд жертвоприношений повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям перед храмом Зевса.

Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял. Что получали победители? Всего лишь ветвь, срезанную с оливкового дерева в роще за храмом Зевса. Но, стоило им вернуться домой, и их осыпали подарками: бесплатное питание до конца жизни и вознаграждение за каждую победу. Им поклонялись, как героям или даже богам, даже их пот вызывал благоговение как символ борьбы. Пот атлетов был дорогим товаром. Он собирался вместе с пылью с площадки во время соревнований, помещался в бутылки и продавался как магическое снадобье.

Дело в том, что в религии греков не было загробной жизни, и надеяться на продолжение жизни после смерти можно было лишь через славу и доблестные подвиги, увековечивание в скульптуре и песнях. В древних играх не было серебряных и бронзовых призеров, проигравшие не удостаивались никаких почестей, они отправлялись домой к своим разочарованным матерям, как пишет древнегреческий поэт Пиндар. Проигрыш означал полный крах.

Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями. Согласно одному из мифов, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном. Появились Олимпийские игры из религиозных ритуалов. Первым соревнованием стал бег к алтарю Зевса – ритуальное приношение энергии богу.

Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с 84-х Игр (444 до н.э.) ставший официальной частью программы. В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.

Люди приезжали в Олимпию и для того чтобы насладиться произведениями искусства, украшавшими храм. Те, кто впервые видел это место, поражались его красоте. Когда-то на месте руин были тысячи шедевров, «лес скульптур», как выразился один писатель. Но лишь несколько их них дошли до наших времен.

К сожалению, ничего не осталось от легендарной статуи Зевса, работы греческого скульптора Фидия, стоявшей в храме и считавшейся одним из Семи чудес света.

Статуя помещалась в культовом центре Олимпийского святилища – храме Зевса, в священной роще Альтисе. Открытые части тела статуи были выложены пластинами слоновой кости, одеяния отлиты из золота, а основа скульптуры была деревянной. Высота статуи достигала ок. 17 м в высоту. Если бы бог «поднялся», его рост намного бы превысил высоту самого храма. В руке громовержец держал статую Ники (символ победы). Из золота и слоновой кости был сделан и трон Зевса. Спинку, подлокотники и подножие украшали рельефы из слоновой кости, золотые изображения богов и богинь Олимпа. Ноги Зевса, обутые в золотые сандалии, покоились на скамье, украшенной золотыми львами.

После того, как христианство стало официальной религией, игры стали рассматриваться как проявление язычества, и в 394 году н. э. они были запрещены императором Феодосием I. Тридцать один год спустя, в 426 году, Феодосии II приказал сжечь и стереть с лица земли остатки языческих храмов. Погиб величественный храм Зевса, а статуя - творение бессмертного Фидия, была увезена в Константинополь. Через сто лет разгром Олимпии довершили два сильных землетрясения. А потом неожиданно разлились реки. Они вышли из берегов, смыли все преграды, и Олимпия исчезла под песком и тиной. Древние игры окончательно исчезли вместе с самой Олимпией.

Имя Пьера де Кубертена вспоминают каждые два года - во время проведения очередных Олимпийских игр. Заслуга этого человека состоит в том, что он возродил в современном мире традиции Древней Эллады, где атлеты соревновались за право считаться самым сильным, самым быстрым, самым ловким.

Пьер де Фреди, барон де Кубертен родился 1 января 1863 года в Париже. Его семья была в меру знатной и в меру обеспеченной. Пьер получил хорошее образование, в частности - в юридическом колледже и школе политических наук в Париже, но постоянно стремился к совершенству. Он изучал системы образования в различных странах и выпустил несколько научных трудов на эту тему. Он отказался от фамильной военной карьеры и посвятил свою деятельность разработке реформы национального образования, проблем физического воспитания, развитию международного спортивного движения. Именно физической культуре как обязательному условию формирования гармоничной личности Пьер де Кубертен придавал большое значение. Еще в юношеские годы на  него произвело большое впечатление определение, которое древние греки давали некультурному человеку: «Не умеет ни читать, ни плавать!».

Барон де Кубертен много размышлял над идеей проведения международных соревнований в целях популяризации спорта. Заметив возросший интерес общества к Античным олимпийским играм, вызванный громкими археологическими открытиями в Олимпии, Кубертен разработал проект возрождения Олимпийских игр и выступил 25 ноября 1892 года в Сорбонне, всемирно известном Парижском университете, с докладом «Возрождение олимпизма».

23 июня 1894 года в Сорбонне две тысячи делегатов из 12 стран на конгрессе единогласно приняли решение о возрождении Олимпийских игр и учреждении Международного олимпийского комитета (МОК). Было решено проводить Игры каждые четыре года.

Кубертену принадлежит не только идея современного олимпийского движения, но и план его развития и структуры. Именно ему обязаны своим появлением на официальных церемониях олимпийский флаг (флаг олимпийского движения представляет собой белое поле, в центре которого помещается Олимпийская эмблема: 5 переплетённых колец, расположенных в два ряда (три в верхнем, два в нижнем). Цвета колец (слева направо): голубое, чёрное, красное; жёлтое, зелёное.), олимпийская клятва, олимпийский девиз: «Быстрее, выше, сильнее», что является переводом латинского выражения «Citius, Altius, Fortius» (сам лозунг был придуман французским священником Анри Дидоном и предложен Пьером де Кубертеном при создании Международного олимпийского комитета в 1894 году и представлен на VIII летних Олимпийских играх в Париже в 1924 году) и возрождение церемонии зажжения олимпийского огня.

Традиция зажжения Олимпийского огня была возрождена в 1928 году на IX летних Играх в Амстердаме (Нидерланды). А первая эстафета олимпийского огня из Олимпии и церемония зажжения Олимпийского костра были проведены на XI летних Олимпийских играх в Берлине (Германия) в 1936 году. Олимпийский огонь зажигают на территории развалин храма богини Геры в древней Олимпии в Греции от параболического зеркала. Актриса, облаченная как церемониальная жрица в античные одеяния, зажигает факел таким же образом, как это делали на Играх древности. Она использует параболическое зеркало, чтобы сфокусировать солнечные лучи в одной точке, благодаря изогнутой форме. Энергия солнца создает большое количества тепла, которое воспламеняет топливо в факеле, когда жрица подносит его к центру зеркала. Oгонь на факеле передаётся от атлета к атлету в ходе многодневной символической эстафеты, которая проходит по всем 5 населённым континентам Земли. Огонь прибывает к месту проведения Олимпийских игр в день их открытия. Финалист эстафеты факелом зажигает пламя олимпийского костра. Это символизирует начало игр. По завершении всех соревнований Олимпийский огонь костра гасится, что символизирует закрытие игр.

Барон де Кубертен также является автором «Оды спорту», которую он написал под двойным псевдонимом - француза Жоржа Хорода и немца Мартина Эшбаха. Ода выражает сущность спорта. Его гуманную первооснову, его демократизм, его оздоровительную роль. И главное – утверждает значение спорта в борьбе за мир во всем мире.

Пьер де Кубертен оставался Почетным Президентом МОК до конца жизни. Он скончался в 1937 году в Женеве и был похоронен в Лозанне – городе, где находится штаб-квартира МОК. Его сердце было захоронено отдельно, в монументе возле руин древней Олимпии.

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2020
Яндекс.Метрика