Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Счастье на ниточке…»

выставка Счастье на ниточкеВыставка «Счастье на ниточке…» – новогодний подарок вам, наши любимые читатели! Взрослым она напомнит о детстве, а детей познакомит с замечательными игрушками, которыми украшали новогодние елки их мамы и папы, дедушки и бабушки. Всем вам мы желаем встречи с Дедом Морозом, который непременно постарается исполнить ваши заветные желания!

Выставка открылась в конце декабря 2013 года в фойе библиотеки на первом этаже. Организаторы выражают благодарность друзьям и сотрудникам библиотеки за помощь в создании экспозиции.

Такая незначительная, казалось бы, вещица – елочная игрушка. Но в ней как в зеркале отразилась история огромной страны, история ее народа, ее граждан больших и маленьких. Экспозицию выставки дополняют открытки дореволюционного периода. Наиболее уникальна открытка с изображением крестьянских детей: в ней впервые Новый Год упоминается как праздник. Напомним, что до наступления ХХ века праздником считалось только Рождество.


Плюшевые волки,
Зайцы, погремушки.
Детям дарят с елки
Детские игрушки.
И, состарясь, дети
До смерти без толку
Все на белом свете
Ищут эту елку.
Где жар-птица в клетке,
Золотые слитки,
Где висит на ветке
- Счастье их на нитке.
Только дед-мороза
Нету на макушке,
Чтоб в ответ на слезы
Сверху снял игрушки.
                                         К. Симонов

Основным информационным источником для подбора материала послужила книга Аллы Сальниковой «История елочной игрушки», выпущенная издательством «Новое литературное обозрение» в 2012 году.


Из истории елочной игрушки

Вспоминая детство и новогодние ночи, в нашей памяти неизменно встает образ елки и елочных игрушек. Причудливые, непохожие одна на другую, они будоражат детское воображение и любопытство.

Какой должна быть идеальная елка? Она должна быть разной. Идеальная елка – это когда у каждого она своя, особенная и неповторимая.

Сегодня елочные украшения сильно изменились, они стали совсем иными, такими «иными», что этого просто невозможно было представить пару десятилетий тому назад. Но рядом с этими «иными» успешно сохранилась и утвердилась и советская елочная игрушка. Отчасти это произошло потому, что она, вопреки всем желаниям партийных идеологов их отсечь, имела глубокие исторические корни. Отчасти это объяснялось тем, что она действительно являла собой уникальный культурный феномен и с точки зрения заложенных в нее смыслов и идей, и с точки зрения их художественного воплощения. А главной причиной ее «долголетия» было, безусловно, то, что она всегда была искренне любима и детьми, и взрослыми. Ведь в каждой елочной игрушке было спрятано чье-то отдельное детство, а во всех них вместе взятых – детство нескольких поколений советских людей.

Каждая историческая эпоха создавала свои елочные игрушки, придавала им свой, особый смысл, наделяла их своими, особыми функциями, продолжала и восполняла их «культурную биографию». У советской елочной игрушки была своя собственная судьба и своя собственная история. У нее были свои авторы и адресаты, свои почитатели и недоброжелатели, свои поклонники и противники, свои пропагандисты и критики. У нее, конечно же, были и свои предшественники – ведь она не могла возникнуть «ниоткуда»! Безусловно то, что дореволюционные елочные украшения в России принципиально отличались от советских, главным образом за счет заложенного в них смысла, но безусловно и то, что, не будь в прежней России елочных игрушек, новым советским их образцам едва ли удалось бы так быстро внедриться в советские культурные практики и стать неотъемлемым атрибутом праздничной повседневности каждого советского человека.

Родиной елочных украшений считается Германия. Уже в первые десятилетия XIX века в Германии стали изготавливать для елок фигурки ангелочков, фей, принцев и принцесс с красивыми, но как бы застывшими, в соответствии с художественным вкусом той эпохи, плоскими («нарисованными») литографическими (бумажными) лицами, приклеенными к туловищу из бумаги, ваты, картона, ткани, кружев. Эта технология позднее пришла и в Россию. К началу XX века лица стали делать выпуклыми – из картона, позже из фарфора.

Одними из самых дешевых были картонажные игрушки, которые начали производить в последней трети XIX века, и оставались популярными на протяжении нескольких десятилетий века XX.

Начиная с XX века вата постепенно вытеснила папье-маше. С 1950-х – начала 1960-х годов в обиход входят нейлоновые игрушки, изготовленные из синельной пряжи, а также изделия из пластмассы. Разнообразные стеклянные шары и фигурки украшаются перламутром, цветным лаком, слюдой, расписываются вручную и по трафарету, на них наносится одно- и многоцветное напыление.

В послевоенный период в росписи елочной игрушки стали применять люминофоры – светящиеся краски. Кроме того, в 1948 году практически во всех артелях был введен новый, единый способ серебрения елочных украшений – более технологичный и менее вредный. Начали производиться игрушки на прищепках.

В 1950-е годы большой популярностью пользовались монтированные стеклянные изделия – русская модификация елочных украшений из Богемии. Они представляли собой соединенный стальной или медной проволокой стеклярус, монтированный в разнообразные, обычно геометрические формы. Это были и различные декоративные подвески (цветочные корзины, венки, звезды, цветы), и изображения предметов обихода и быта (стулья, столы, качели, люстры, велосипеды, сумочки и пр.), а с конца 1950-х годов – спутники и ракеты.

 

 

 

Советская елочная игрушка часто использовалась в политических, воспитательных и образовательных целях. Долгое время игрушка была политизирована. Так пятиконечная звезда не только водружалась на елочную верхушку, но и (так же как серп и молот) изображалась на шарах, пиках, флажках и других советских елочных украшениях.

Во второй половине 1950-х – в начале 1960-х годов «политическая» елочная игрушка отчасти вытесняется игрушкой «бытовой», основанной на советских представлениях о красоте, что было обусловлено общей тенденцией к эстетизации мирной жизни и домашнего уюта. На советских елках появились игрушечные самоварчики и чайнички, кувшинчики и кофейники, вазы и корзиночки с конфетами, будильники, люстры и настольные лампы. Одной из самых популярных тем при производстве елочной игрушки в этот период становится тема покорения космоса.

 

 

 

Много производилось в этот период игрушек на «сельскохозяйственную тему»: морковь, помидоры, луковки, огурцы, стручки гороха, снопы пшеницы, лимоны, яблоки, груши и, конечно, «царица полей» хрущевского периода – кукуруза.

В 1970-е годы игрушки с явной советской символикой уже не производились. В 1980-е годы прилавки советских магазинов были завалены типовыми серийными игрушками, не отличавшимися оригинальным дизайном, – шариками с золотым и серебряным напылением, разноцветными шишками, как бы обсыпанными снегом, сосульками, колокольчиками.

В 90-е годы с открытием торговых границ российский рынок заполнила массовая импортная, преимущественно китайская елочная продукция – красивая, дешевая, практичная (на смену бьющемуся стеклу пришла синтетика и пластмасса), подчас далеко не безопасная, но разнообразная.

Насытившись однообразными «стильными» елками и китайским ширпотребом, все чаще стали вспоминать советскую елочную игрушку. Современное российское общество проявляет сейчас к ней повышенный интерес, а некоторые российские фабрики в 2000 годы начали выпуск фигурных игрушек в духе 1950-х - 1960-х годов.

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2019
Яндекс.Метрика