Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Самая рождественская сказка»

выставка Самая рождественская сказка16 декабря 2013 года в отделе «Искусство» в рамках проекта «Вернисаж» открылась книжно-иллюстративная выставка «Самая рождественская сказка».

Выставка, приуроченная к самым любимым на Руси праздникам: Новому году и Рождеству Христову, знакомит с произведениями, созданными по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

К сказке обращались и мультипликаторы, и киноматографисты, и музыканты, и художники. «Щелкунчик» по праву считается самой рождественской сказкой.

В середине XIX века в Германии жил Эрнст Теодор Амадей Гофман. Он очень любил театр, писал музыку, прекрасно рисовал. И сочинял сказки. Самая известная его сказка называется «Щелкунчик и Мышиный король». материалы выставкиОна рассказывает об удивительных событиях, произошедших в рождественскую ночь в небольшом немецком городке: о том, как девочка спасла от злобных мышей свою куклу Щелкунчика. Сюжет состоял в том, что двенадцатилетняя девочка Марихен Штальбаум на Рождество получила в подарок от своего крестного Дроссельмейера куклу-щелкунчик для раскалывания орехов. В рождественскую ночь Щелкунчик ожил и вступил в борьбу с мышиным воинством. Утром Дроссельмейер рассказал историю своего племянника, заколдованного мышиным королем. А ночью Марихен, ее любимая кукла Клара и Щелкунчик вновь подверглись нападению мышиной армии, вступили в схватку с мышами и, победив, отправились в кукольное королевство, где Марихен была избрана принцессой. Сказка Гофмана впервые была опубликована в 1816 году в Берлине. С тех пор кто только не фантазировал на тему «мыши и игрушки»! К «Щелкунчику» обращались и мультипликаторы, и кинематографисты, и музыканты, и художники. Сказка по праву считается самой рождественской сказкой.

материалы выставки

материалы выставки

материалы выставки

материалы выставки

История про Щелкунчика попалась на глаза выдающемуся французскому романисту, автору бессмертного творения «Три мушкетера» и других приключенческих романов Александру Дюма (1802-1870). Трудно сказать, что ему понравилось в сказке Гофмана, а что – нет. Как бы то ни было, в 1844 году он написал свою версию сказки на тот же сюжет.

материалы выставки

Картина Зинаиды Серебряковой. Снежинки. Щелкунчик. 1923 г.

В 1882 году в России вышло новое издание сказки «Щелкунчик». Книга с яркими картинками была настолько красива, что ее дарили не только детям, но и взрослым. Так «Щелкун» оказался в доме композитора Петра Ильича Чайковского. Однако прошло около десяти лет, прежде чем Петр Ильич приступил к работе над этой сказкой. И в 1891 году композитор написал замечательную музыкальную сказку «Щелкун». Сказку о детстве, о радостях и невзгодах, о борьбе добра и зла, о стремлении человека к любви и счастью. А идея создания балета по сказке «Щелкунчик» принадлежит директору императорских театров Ивану Александровичу Всеволожскому (1835-1909). Ему пришлось долго уговаривать Чайковского превратить «Щелкуна» в балет.

материалы выставки

материалы выставки

Декорации Константина Иванова к балету «Щелкунчик». Первая постановка. Мариинский театр, 1892

материалы выставки

Эскизы костюмов И.А. Всеволожского к балету «Щелкунчик». Первая постановка. Мариинский театр, 1892

материалы выставки

материалы выставки

Сцена из балета «Щелкунчик». Первая постановка. Щелкунчик - Сергей Легат, Клара - Станислава Белинская. Мариинский театр, 1892

Сцена из балета «Щелкунчик». Первая постановка. Марианна - Лидия Рубцова, Клара - Станислава Белинская, Фриц - Василий Стуколкин. Мариинский театр, 1892

материалы выставки

материалы выставки

Сцена из балета «Щелкунчик». Первая постановка. Мариинский театр, 1892

Сцена из балета «Щелкунчик». Первая постановка. Мариинский театр, 1892

Либретто к балету создавал главный балетмейстер Петербургской императорской труппы Мариус Петипа, он и должен был ставить хореографию балета, но заболел – и хореографом нового балета срочно был назначен Лев Иванович Иванов. Основной мотив постановки – преодоление «злых чар» любовью и человечностью. Все злое и враждебное олицетворяет фокусник Дроссельмейер, сова на часах и мышиное царство. В противопоставление этому ставится детская душа, чистая робкая, пугливая, тянущаяся к добру. Преданность Клары, героини сказки, нежная и трогательная, побеждает колдовство фокусника и высвобождает из плена прекрасного юношу Щелкунчика.

Премьера балета «Щелкунчик» состоялась на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге 6 декабря 1892 года. Это было роскошное представление с изумительной хореографией и дорогими декорациями. С тех пор балет Чайковского ставили множество раз, едва ли не во всех балетных театрах мира. Прошли десятилетия, а музыка из этого балета и сегодня популярна.

материалы выставки

материалы выставки

Галина Сергеевна Уланова в роли Маши, 1934 г.

Михаил Барышников

В 2000 году Мариинский театр готовился к новой постановке «Щелкунчика». Художественный руководитель театра Валерий Гергиев пригласил на роль режиссера спектакля, художника по костюмам и сценографа знаменитого современного художника Михаила Шемякина. Это смелый выбор был не случаен: фантасмагорические маски персонажей сказки «Щелкунчик» часто встречаются в его живописных работах. По отзывам театральных критиков спектакль получился «суперкарнавальным».

материалы выставки

материалы выставки

материалы выставки

материалы выставки

На музыку из балета, написанную. Чайковским, создаются современные вариации с совсем другими сюжетами (постановки Мориса Бежара (Франция) – 1999 и юмористическую (в том числе с черным юмором) Мэтью Борна (Англия) – 2003).

«Щелкунчик» Мориса Бежара появился в 1999 году. Под бессмертную музыку балета и на фоне современного танца Морис Бежар рассказывает свою собственную биографию – на французском языке. Но язык танца, пластики и мимики делает понятным его спектакль для всех.
«Щелкунчик» английского хореографа Мэтью Борна совсем иной по жанру, поставлен в театре Сэдлерс-Уэллс. Действие перенесено в приют доктора Дросса для беспризорных детей. Этот балет Мэтью Борна вызвал много споров. Как его только не называли: и «странный», и «неожиданный», и просто «невесть что» – причем на всех языках. Мэтью Боурн ставит балеты в современной технике танца: джаз и контемпорари. Он берет классическую музыку, звучавшую в театрах уже миллион раз, и показывает под нее что-нибудь непривычное. Интерпретирует ее по-своему и сочиняет новую сказку.

В 2011 на экраны страны вышел фильм «Щелкунчик», снятый Андроном Кончаловским по мотивам сказки Гофмана. Идею экранизации сказки Кончаловский вынашивал более 40 лет. Еще в 1960-е он готовил наброски сценария подобной картины для одного британского режиссера, но тот фильм так и не был снят. Саундтреком к фильму стала классическая музыка из балета П. И. Чайковского в современной обработке композитора Эдуарда Артемьева. На нее же положены и восемь песен, слова к которым написал обладатель «Оскара», популярный английский поэт и либреттист Сэр Тим Райс.

Бессмертную сказку Гофмана «танцуют», по ней снимают кино, мультфильмы, ее читают и, конечно, иллюстрируют. К настоящему времени создано огромное множество вариантов иллюстраций к «Щелкунчику». Невозможно перечислить всех художников-иллюстраторов, обратившихся к сказке: это и Геннадий Спирин, и Ника Гольц, и Адриенна Сегур, и Роберто Инноченти и многие другие замечательные художники.

материалы выставки

материалы выставки

Иллюстрации Геннадия Спирина

материалы выставки

материалы выставки

материалы выставки

Иллюстрации Ники Гольц

материалы выставки 

материалы выставки 

материалы выставки 

Иллюстрации Адриенны Сегур

материалы выставки

материалы выставки

материалы выставки

Иллюстрации Роберто Инноченти

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2020
Яндекс.Метрика