Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Грезы и сны Магритта»

выставка Грезы и сны МагриттаВ рамках проекта «Вернисаж» в отделе «Искусство» с 18 ноября 2013 года начала работу книжно-иллюстративная выставка «Грезы и сны Магритта» : о творчестве бельгийского художника-сюрреалиста Рене Франсуа Гислена Магритта. Выставка приурочена к 115-летию со дня рождения художника.

Рене Магритта можно назвать вторым по популярности сюрреалистом. Вторым, конечно, после Сальвадора Дали. Он известен как автор остроумных и вместе с тем поэтически загадочных картин. Сам же бельгийский художник причислял себя не к сюрреалистам, а к магическим реалистам. Своими картинами он предлагал зрителям задуматься над обыкновенным, предлагая взглянуть на обыденные вещи с неожиданного ракурса. В каждой из своих работ Магритт изображал привычные человеку предметы: яблоко, роза, замок, окно, скала, статуя, радуга, человек. Список можно продолжать бесконечно, но ни одного фантастического персонажа вы не встретите. Вся тайна и магия в необычном представлении образов. Его искусство часто называли «снами наяву». Художник уточнял: «Мои картины – не сны усыпляющие, а сны пробуждающие».

Рене МагриттРодился Рене Магритт (Rene Magritte) 21 ноября 1898 года в небольшом бельгийском городке Лесине. Дальнейшие годы своей юности он провел в Шарлеруа. Семья жила бедно, а в 1912 году мать Магритта покончила жизнь самоубийством. Скорее всего, это наложило отпечаток на все творчество художника.

В 1916 году Рене поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. Проучившись здесь два года, он не только развивает свой талант и приобретает профессию, но и заводит знакомство с юной Жоржетой Бергер, тоже художницей. Позже, в 1922-м, она станет женой и музой Магритта на всю оставшуюся жизнь.

После окончания академии Магритту понадобилось восемь лет, чтобы пройти свой путь от оформителя плакатов к художнику-сюрреалисту. Сначала Рене занимался обоями и работал художником по рекламе. В это же время он пишет свои первые работы в жанре кубизма, но уже через пару лет его захватывает модернистское течение дадаистов. В 1926 году художник завершает первую стоящую, по его мнению, картину «Потерянный жокей». Картина вызвала интерес. Магритт продолжил работу в этом направление, и в 1927 году состоялась его первая выставка. К сожалению или к счастью для художника, критики выставку не оценили. После провального дебюта Рене с Жоржеттой уезжают в самый значимый для художника город – Париж. Именно Париж 20-30-х годов был охвачен страстью ко всему сверхреальному. Именно французская богема приняла Рене Магритта с распростертыми объятьями и навсегда повлияла на стиль его работ.

В столице Франции Рене сближается с ведущими представителями сюрреализма: Максом Эрнстом, Сальвадором Дали и Андре Бретоном. Особо знаковым стало знакомство с Полем Элюаром – поэтом-сюрреалистом. Имея общность взглядов и убеждений, но не имея повода для конкуренции, этот тандем отлично сработался и подарил миру прекрасный сборник стихов, дополненный не менее прекрасными иллюстрациям.

Однозначно, вступление в кружок сюрреалистов принесло Магритту только пользу. Он не затерялся среди прочих художников, не потерял свою индивидуальность, но научился точно выражать свои мысли и фантазии на холсте.

Самая главная идея всех картин Рене Магритта в том, что только соседство несочетаемых вещей позволяет отчетливо понять суть и природу каждого из них. Игра контрастов наполняет абсолютно все работы Магритта неповторимой магией.

Рене Магритт

Рене Магритт

Жизнь человеческая (Человеческий удел), 1955

Ключ к полям, 1936

Рене Магрит, комментируя свою картину «Жизнь человеческая», исполненную в 1934 г., как и полотно «Ключ к полям» (1936), показывающее изнутри окно с симметрично развернутыми занавесками, Магрит писал: «Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину, изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Для зрителя дерево одновременно находится внутри комнаты на картине и снаружи в реальном ландшафте. Именно так мы видим мир. Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Таким же образом мы иногда помещаем в прошлом то, что происходит в настоящем. Тем самым время и пространство освобождаются от того тривиального смысла, которым их наделяет обыденное сознание».

Рене Магритт

Фальшивое зеркало, 1935

В 1938 году слава бельгийского художника преодолевает барьер континентальной Европы – открывается выставка работ Магритта в Лондонской картинной галереи. В ней приняли участие такие выдающиеся картины как «Открытие», «Изнасилование», «Черная магия», «Бегство в поля» и конечно «Фальшивое зеркало».

Художник всегда хотел быть полезным людям. В период Второй Мировой войны он принимает решение наполнить свои картины позитивом для поднятия духа подавленного общества. Однако ни одно из этих произведений не могло претендовать на роль мирового шедевра. В 1948 году после короткого перерыва Рене Магритт обращается к прежнему стилю и больше не экспериментирует.

Рене Магритт

Спутники страха, 1942

В шестидесятых «магический реализм» на картинах Магритта приобретает черты позабытого, но не утерянного символизма. Тайные знаки содержатся в очертаниях гнезд и голубей, наполненных облачным небом, райских яблок, ставших сюжетом не одного десятка работ. Все – реальность, философия, религия – сплетаются в единый клубок сюжета картины «Плагиат». Двойственность мироздания нашла отражение в работе «Карт-бланш». Всего за два года до смерти, комментируя это полотно, Магритт наконец определился ради чего, он рисовал всю жизнь совсем не так и не то, что было принято: «В картине «Карт-бланш» наездница заслоняет собой деревья, а они заслоняют ее. Однако силы мышления объемлет и зримое, и незримое, и я при помощи живописи делаю мысли видимыми».

Рене Магритт

Препятствие пустоты (Карт-бланш), 1965

В качестве награды за возвращение к истокам, судьба одаривает Магритта всемирным успехом. Последние годы жизни ознаменованы персональными выставками художника во всех культурных центрах: Риме, Лондоне, Париже, Нью-Йорке и Брюсселе. Но самым главным достижение можно считать признание на Родине. В 1956 году за выдающийся вклад в культуру Бельгии Рене Магритт удостоен премии Гуггенхейма. К этому времени уже рождены такие известные полотна как «Голконда» и «Империя света».

Рене Магритт умер 15 августа 1967 года в Брюсселе в возрасте 69 лет.

Рене Магритт

Рене Магритт

Рене Магритт

Прекрасный мир, 1962

Проницательность (Автопортрет), 1936

Трудный переход, 1926

Рене Магритт

Рене Магритт

Рене Магритт

Ностальгия, 1940

Портрет с трубкой, 1950

Запретное раздвоение

2 июня 2009 года в Брюсселе открылся музей, посвященный творчеству великого художника. Королевский музей изящных искусств отвел под него помещение площадью 2,5 тысячи квадратных метров. В экспозицию музея вошли более 200 произведений автора – это самая большая коллекция в мире. В числе экспонатов – живописные полотна, гуаши, рисунки, рекламные плакаты, старинные фотографии, музыкальные партитуры и даже фильмы.

Рене Магритт

Рене Магритт

Рене Магритт

Музей Рене Магритта

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика