Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Пьеро и Арлекино: две маски, два лица»

выставка Пьеро и Арлекино: две маски, два лица24 сентября 2013 года в отделе «Искусство» в рамках проекта «Вернисаж» начала работу книжно-иллюстративная выставка «Арлекин и Пьеро: две маски, два лица»: персонажи итальянского театра масок в произведениях изобразительного искусства.

Выставка знакомит с произведениями изобразительного искусства, героями которых стали Арлекин и Пьеро – самые популярные образы итальянской комедии масок. К этим персонажам на протяжении более трех столетий обращались известнейшие художники Западной Европы и России, чьи полотна вошли в сокровищницу мирового искусства. Среди них Антуан Ватто, Эдгар Дега, Пабло Пикассо, Константин Сомов, Зинаида Серебрякова. И это лишь малая толика названных имен.

В чем секрет притягательности грустного Пьеро и его вечного соперника Арлекино? Ответ на этот вопрос вам подскажут материалы выставки.

Арлекин и Пьеро – герои итальянской «комедии масок», или по-другому, «комедии дель арте».

Этот вид итальянского площадного театра возник из карнавальных празднеств. Как такового, театра ещё не было, но были шуты, мимы и маски. Знаменитые итальянские драматурги (Пьетро Аретино, Никколо Макиавелли и Лудовико Ариосто) сочиняли пьесы для спектаклей, создавая, таким образом, различных персонажей, по большей части мужских. Таких действующих лиц в комедии дель арте насчитывается более ста, но наиболее яркими представителями, сохранившими свою уникальную театральную личность до наших дней и оказавшими заметное влияние на современную популярную культуру, стали веселый, наивный Арлекин и незадачливый Пьеро.

Арлекино

Начиная с XVII века, образы этих персонажей, привлекали внимание выдающихся художников своего времени. Обращаясь к иконографии знаменитых масок, мы остановим наше внимание на наиболее известных произведениях, вошедших в сокровищницу мирового искусства.

Арлекин – традиционный персонаж итальянской народной комедии дель арте – уличных комедийных представлений. Арлекин – простак, увалень, позднее слуга-хитрец. Имя этого персонажа производят от прозвища уличного брабантского актера «Пьеро из Арля», куда в 1579 г. была перенесена итальянская комедия. Во французских средневековых легендах «Эллекен» (или «Эрлекен») – предводитель сонма дьяволов, адских сил, организатор всяческих бесчинств. ПьероВ народной комедии этот образ постепенно превратился в комичный персонаж, традиционную маску, слугу – дзанни. Веселый мечтатель, идеалист, оттого наивный и беспомощный, прячущий за показным равнодушием и смешной неловкостью, неотесанностью, тонкий ум, меткую речь и убийственную иронию.


Пьеро – миролюбивый, но чрезвычайно неудачливый персонаж, представляющий собой тип ловкого слуги, который добивается своей цели, прикрываясь добродушием. Его прототипом является итальянский персонаж Педролино. Изначально Пьеро был ловким, изворотливым, однако часто попадающим впросак слугой. Позднее в характере Пьеро стали преобладать черты доброго, обаятельного и печального любовника, неудачливого соперника Арлекино. Он сентиментален, влюбчив, доверчив и предан хозяину. Бедняга обычно мучается от неразделенной любви и от насмешек остальных комедиантов, у которых душевная организация не столь тонка.

Пабло Пикассо. Семья бродячих комедиантов
Пабло Пикассо. Семья бродячих комедиантов

В образе Арлекино, стоящего спиной к зрителям, изобразил себя Пабло Пикассо. В образе Арлекино выдающемуся художнику ХХ века с особой силой удалось выразить грустную идею противоречия актерского и человеческого существования, философию дуализма. Тема судьбы, слабого, растерянного человека, вынужденного помимо собственной воли сопротивляться силам, пытающимся его сломить, – одна из основных в его искусстве «голубого» и, особенно, «розового периода» (1905-1906). В трактовке Пикассо Арлекин грустен, одинок и трагичен, в своем нелепом костюме из разноцветных треугольников он пытается играть навязанную ему роль.

Константин Сомов. Арлекин и Смерть
Константин Сомов. Арлекин и Смерть

В особый тип можно выделить изображения всевозможных карнавалов и маскарадов, героями которых становились Арлекин и Пьеро. Интерес к маскарадам, вероятно, был обусловлен тем, что они представляли полную противоположность официальным балам и другим празднествам, подчиненным строгому протоколу. На маскараде происходит стирание границы между иллюзией и действительностью, частным и общественным, театральной ролью и реальной жизнью. Скрываясь под маской героя комедии дель арте, человек мог вести себя совершенно вольготно, без оглядки на этикет, словно играя роль того или иного персонажа.

Зинаида Серебрякова. Портрет Таты в костюме Арлекиноо
Зинаида Серебрякова. Портрет Таты в костюме Арлекино

Портрет Таты – одна из последних работ, написанных Зинаидой Серебряковой перед отъездом в эмиграцию. В начале сентября 1924 года она уехала в Париж и прожила там большую часть своей жизни. Часто ее портреты были единственным средством для существования. Нередко за них забывали платить, часто даже не благодарили, а она писала, писала, писала... и с горечью подводила итог прожитому: «Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы…».

Антонин Сунгуров. Арлекин
Антонин Сунгуров. Арлекин

Автор картины «Арлекин» Антонин Сунгуров известен лишь узкому кругу лиц, поэтому мы приводим краткую биографическую информацию, опубликованную в Интернете (http://artru.info/ar/13612/).

Антонин Иванович Сунгуров родился в 1894 году в России. С 1926 года жил в Китае. Работал в деревне недалеко от Харбина, путешествовал по стране. В 1927-29 гг. был иллюстратором русского журнала «Юность». Писал картины, посвященные истории, этнографии и современному городскому быту китайцев. Осенью 1933 года работы Сунгурова экспонировались на 1-й художественно-этнографической выставке из собрания КВЖД в Харбине. В середине 30-х годов жил и работал в Париже, где приобрел славу известного портретиста и художника, способного на неординарное выражение окружающей действительности. В основном портреты Сунгурова, в т.ч. и «Арлекин», были посвящены молодым людям. В круг его друзей входили писатели и артисты (Жан Кокто, Кристиан Берар и Рожер Пейрефит).

Художники ХХ века превращали Пьеро в своего двойника или же наделяли героя своими портретными чертами. С помощью маски они показывали свое одиночество среди толпы или абсолютное одиночество. Кроме того, в этих автопортретах живописцы иронизируют, смеются сквозь слезы над собой и своим положением. Они возвысили образ Пьеро до символа непонятого, одинокого художника-творца.

Антуан Ватто. Пьеро
Антуан Ватто. Пьеро (Жиль)

В картине «Пьеро (Жиль)» художник Антуан Ватто впервые показал страдающего комедианта. Если до А. Ватто мастера изображали героев комедии дель арте с устойчивыми характеристиками (Арлекин – веселый любвеобильный слуга-ловкач, Пьеро – грустный, вечно побитый слуга и т.д.), то А. Ватто показал, что одновременно существуют и актер, и маска, которую он «носит».

Пабло Пикассо. Пьеро с маской
Пабло Пикассо. Пьеро с маской

«Я ясно увидел, что «клоун» – это я, почти все мы… Эту богатую и усыпанную блестками одежду дает нам жизнь; мы все в большей или меньшей степени клоуны, все мы носим «блестящую одежду»; но если нас застигнут врасплох…о! кто тогда осмелился бы сказать, что его не охватывает до глубины души сострадание?» Клод Руо

Особое место в творчестве художницы Зинаиды Серебряковой занимают портреты и в основном это портреты ее многочисленных родственников, близких знакомых или же людей искусства. Очень много Зинаида Евгеньевна рисовала себя, только ее автопортретов можно насчитать не менее десятка, любила писать своих детей, и благодаря этому мы можем видеть, как они росли и чем увлекались. Семейство Лансере-Бенуа, откуда по рождению происходила З.Е.Серебрякова, было удивительно талантливым и подарило миру и скульпторов, и художников, и искусствоведов. И благодаря им во многом и сформировался художественный стиль и талант художницы.

Зинаида Серебрякова. Автопортрет в костюме Пьеро
Зинаида Серебрякова. Автопортрет в костюме Пьеро

По меткому замечанию Александра Бенуа, большинство изображаемых З.Е. Серебряковой персонажей (это в полной мере касается и автопортретов) поражают зрителей своим взглядом. Живой блеск, глубина... художница умела поймать тот момент, когда человек как бы уходил в себя и становился собой, не зависел от окружающих.Пьеро-Вертинский

Александр Николаевич Вертинский (1889-1957) – выдающийся русский эстрадный артист, киноактер, композитор, поэт и певец, кумир эстрады в первой половине ХХ века часто исполнял свои песни в костюме Черного Пьеро с напудренным лицом.

1915-1916 годы. Шла первая мировая война. Россия была тоже в неё втянута: гибли люди, в умах и настроениях царил разброд. В это время в Москве взошла звезда артиста Вертинского, выступавшего в небольших театриках и кабаре. Высокий, крепкий, он выходил на сцену в белом атласном балахоне и панталонах, с лицом, густо намазанным белилами. Очерченные черным гримом страдальческие глаза, резкий излом бровей. Его пение больше походило на речитатив, к тому же артист сильно грассировал.

«Русский Пьеро», исполняющий странные песенки – таким встретил первую волну своей славы Александр Вертинский – кумир женщин, болезненный и порочный цветок русского декаданса. Так казалось тогда многим. Но это впечатление было обманчивым. Маска Пьеро надевалась артистом, как он вспоминал впоследствии, из-за страха перед публикой.

Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин
Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин (Масленица)

Полотно «Пьеро и Арлекин (Масленица)» совершенно не типично для зрелого Поля Сезанна, который, как казалось, оставил в прошлом и романтические образы, и «игровые» сюжеты. И, тем не менее, в конце 1880-х годов он написал несколько картин, изображающих фигуры в ярких карнавальных костюмах. Эти картины явились откликом на юношескую страсть сына, увлекшегося любительским театром.

Чаще всего на «театральных» картинах Сезанна присутствует лишь один персонаж («Арлекин»); это полотно – исключение из правил. Арлекин на нем списан с сына Сезанна, а Пьеро – с его приятеля Луи Гийома. Судя по многочисленным подготовительным наброскам и этюдам, сделанным карандашом, акварелью и маслом, картина имела для Сезанна большое значение.

Живописная поверхность картины плотна, тяжела, весома, словно смальта, демонстрирует различные способы работы кистью. Трико Арлекина, где в черный цвет ромбов добавлен синий, кажется переливающимся, сверкающим. Но, в отличие от старых мастеров, стремившихся передать фактуру ткани, меха, кружев, автор думает прежде всего о декоративном начале, а не о мире вещей. Так же, как немыслимо представить, что яблоко Сезанна можно надкусить, так не тянет пощупать, из чего сделаны костюмы героев.

Итак, кого же они представляют? Может быть, в картине содержится намек на дружбу юных Золя и Сезанна, и художник хотел этим ответить автору Творчества? Или, как полагают, здесь воплотилась вера живописца в то, что шестнадцатилетний сын, отличавшийся жизнерадостным характером, воспримет в отличие от отца открывающуюся перед ним жизнь как праздник? Так или иначе, мастер создал замечательное произведение. Пьеро и Арлекин – это образы людей искусства тех, кто живет не только в реальной жизни, но и в вечном карнавале красок и линий.

В.Шухаев и А. Яковлев. Автопортреты. Арлекин и Пьеро
В. Шухаев и А. Яковлев. Автопортреты. Арлекин и Пьеро

Василий Шухаев и Александр Яковлев – художники, входившие в объединение «Мир искусства» как представители неоклассицизма. В картине «Арлекин и Пьеро» они возрождают форму классического портрета. Их двойной автопортрет – это своеобразное воспоминание об увлечении театром.

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2019
Яндекс.Метрика