С 6 ноября 2012 года в отделе «Искусство» работает книжно-иллюстративная выставка «Уходящая Русь Павла Корина», приуроченная к 120-летию со дня рождения художника. Материалы, представленные на выставке, знакомят с жизнью и творчеством нашего великого земляка. Выставка открыта в рамках проекта «Вернисаж» и подготовлена совместно с отделом «Краеведение».
Павел Дмитриевич Корин - одна из самых крупных, сложных и трагических фигур в русском искусстве XX в. Художником были написаны портреты представителей советской интеллигенции. Его изображения Горького, Коненкова, А.Н. Толстого, маршала Жукова, Кукрыниксов в ХХ веке стали хрестоматийными и принесли ему Сталинскую и Ленинскую премии. Однако истинной страстью художника, картиной, которую он лелеял в своей мастерской многие годы, оставалась одна-единственная работа на тему величия православия. Родился Павел Дмитриевич в знаменитом селе Палех в семье потомственных иконописцев, поэтому жизненная стезя его была предопределена. Однако талант требовал развития, и Корин перебирается в Москву. Встреча с Нестеровым, понимавшим искусство как духовный подвиг, а также другая «встреча» - с творчеством А. А. Иванова, преклонение перед его подвижнической жизнью укрепили в Корине мечту отдать всю жизнь служению искусству, достичь высот мастерства, стать продолжателем великих традиций русской живописи. Мечты молодого художника о создании большого полотна, равноценного ивановскому Мессии, окончательно оформились в Донском монастыре, в день отпевания патриарха Тихона (1925). С его смертью для православной Руси закончилась целая эпоха. Смерть святителя Русской православной церкви вызвала массовое паломничество народа к одру умершего. По всем дорогам к Москве, к стенам Донского монастыря, потекли потоки людские. Безмолвно, день и ночь, шла вся православная Русь: духовенство всех степеней и рангов, толпы верующих, среди которых были фанатики и юродивые. Побывали там и писатели, и композиторы, и ученые, и художники - все, кто мог тогда осознать значение происходящего. Среди художников оказался искренний певец «Святой Руси» М.В. Нестеров, а с ним ученик и к тому времени самый уже близкий друг его Павел Корин. Он и увидел, как Русь проявила всю силу своего характера. Эта Русь и уходила по-русски, уходом своим являя знак вечности. Разные персонажи - молодые и старые, мужчины и женщины, епископы и монахи, игуменьи и молодые монашенки, калеки и нищие на каменных ступенях церквей и просто миряне. Все они уходили в прошлое с непреклонной верой, что уход этот временный, с надеждой на возвращение и убежденностью в правоте и святости своего дела. Сам художник плакал, когда вслед за ушедшими из храма служителями культа стали рушить прекрасные памятники зодчества, украшенные фресками талантливых мастеров. Впечатлительный художник с большой остротой почувствовал и понял всю глубину трагического положения церкви, вступившей в конфликт с молодой советской властью. Эта борьба носила ожесточенный характер, и когда в стране началось уничтожение духовенства, П. Корин понял: уходит со сцены общественной жизни великая сила. Именно в этом уходе виделось ему глубокое, полное внутреннего драматизма художественное полотно. | | Местоблюститель Патриаршего престола Блаженнейший Сергий Митрополит Московский и Коломенский будущий патриарх Сергий 1937 год | Схиигуменья мать Фамарь
|
|
| Отец и сын | Нищий |
|
| Схимница из Ивановского монастыря | Митрополит Трифон |
Многотысячная масса верующих вдохновила Корина на «Реквием», картину, которая воплотила бы «святую Русь» на рубеже трагических перемен. В русле этого замысла он создает замечательные портреты-типажи (Отец и сын; Нищий; Игуменья; Митрополит (будущий патриарх Сергий) и др. Эскиз (1935-1937) показывает, что «Русь уходящая» могла стать самым значительным произведением русской живописи после 1917 г., исполненным мощи и символического значения. Это Церковь, выходящая на бой. В центре - три патриарха, Тихон, Сергий и Алексий, современником которых был Корин. Перед ними митрополит в красном пасхальном облачении (Пасха - праздник Воскресения и вечной жизни). Огромный архидиакон непомерно (и намеренно) длинной рукой вздымает вверх кадило жестом, означающим начало литургии: «Благослови кадило, Владыка!» - но обращается не к патриархам, как того требует обряд, а как бы прямо к Богу. Это Церковь, «уходящая» в вечность. | Уходящая Русь |
В 1931 г. мастерскую Корина неожиданно посещает М. Горький. От него картина получила новое название - «Русь уходящая», что исказило первоначальный замысел, но и «прикрыло» художника от возможных нападок. Позже, благодаря Горькому, братья Павел и Александр Корины едут в Италию. Там они изучают работы старых мастеров, Павел Дмитриевич пишет пейзажи и известный портрет Горького (1932). В это время окончательно складывается живописный стиль Корина: мощная пластическая лепка, чеканная и обобщенная форма, сдержанная и одновременно насыщенная цветовая гамма. Тема православия, конечно, вызывала подозрение властей и в 1930-е годы работу над Русью уходящей (в результате прямых угроз со стороны НКВД) пришлось прервать. После смерти Горького в 1936 г. обстоятельства жизни художника резко изменились, он фактически был вынужден прекратить работу над картиной. Огромный и пустой загрунтованный холст стоял в мастерской художника до самой его смерти. Осуществить замысел Корин так и не собрался. Вслед за трагически-одиноким образом Горького Корин пишет в 1939-1943 гг. (по заказу Комитета по делам искусств) цикл портретов деятелей советской культуры (М.В. Нестеров, А.Н. Толстой, В.И. Качалов и др.), парадных и в то же время остродраматических. В годы Великой Отечественной войны художник обращается к исторической теме, работать над которой он продолжал до самой смерти. Образы воинов - защитников не просто родной земли, но духовных идеалов России - привлекают Корина. Таков Александр Невский - центральная фигура знаменитого одноименного триптиха (1942), - в котором живут черты и святых с древнерусских икон, и могучих героев итальянского Возрождения. Пафосом борьбы и победы проникнуты созданные в военные и послевоенные годы триптих Александр Невский (1942-1943) и мозаики на станции метро «Комсомольская» (1953). В послевоенные десятилетия Корин завершил композиционный эскиз Реквиема (1959) и продолжил серию «героических портретов» (С.Т. Коненков, 1947; Кукрыниксы). | | Портрет А.М. Горького | Старинный сказ - правая часть триптиха Александр Невский | | | Северная баллада Загадочные варяги | Александр Невский | | | Дмитрий Донской (мозаичное панно) | Витраж на станции метро Новослободская |
Одновременно художник создает первую крупную работу - панорамный пейзаж «Моя родина» (1928). Это вид на Палех издали. Корин словно прикасается к родной земле, набираясь сил для воплощения грандиозного замысла. В 1932-1959 гг. Корин руководил реставрационными мастерскими Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Собрал ценнейшую коллекцию древнерусского искусства (экспонированную – вместе с произведениями самого художника – в его московском доме-музее, открывшемся в 1971). Всю жизнь Корин вел бой. Как художник. Как собиратель обреченных на гибель произведений древнерусского искусства. Как выдающийся реставратор, которому человечество обязано спасением многих великих произведений, в том числе шедевров Дрезденской галереи. Как общественный деятель - защитник культурных памятников России. Но одержать главную победу - завершить труд, к которому он сознавал себя призванным, - Корину не удалось. Задуманная П. Кориным «Русь уходящая» - полотно крупного историко-философского плана. Но художник так и не перенес готовую в сущности картину на большой холст. Натянутый на гигантский подрамник, холст этот и поныне стоит в мастерской-музее художника… |