Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Уходящая Русь Павла Корина»

выставка Уходящая Русь Павла КоринаС 6 ноября 2012 года в отделе «Искусство» работает книжно-иллюстративная выставка «Уходящая Русь Павла Корина», приуроченная к 120-летию со дня рождения художника.

Материалы, представленные на выставке, знакомят с жизнью и творчеством нашего великого земляка.

Выставка открыта в рамках проекта «Вернисаж» и подготовлена совместно с отделом «Краеведение».

Павел Дмитриевич Корин - одна из самых крупных, сложных и трагических фигур в русском искусстве XX в. Художником были написаны портреты представителей советской интеллигенции. Его изображения Горького, Коненкова, А.Н. Толстого, маршала Жукова, Кукрыниксов в ХХ веке стали хрестоматийными и принесли ему Сталинскую и Ленинскую премии. Однако истинной страстью художника, картиной, которую он лелеял в своей мастерской многие годы, оставалась одна-единственная работа на тему величия православия.

Павел Дмитриевич Корин

Павел Дмитриевич Корин

Родился Павел Дмитриевич в знаменитом селе Палех в семье потомственных иконописцев, поэтому жизненная стезя его была предопределена. Однако талант требовал развития, и Корин перебирается в Москву.

Встреча с Нестеровым, понимавшим искусство как духовный подвиг, а также другая «встреча» - с творчеством А. А. Иванова, преклонение перед его подвижнической жизнью укрепили в Корине мечту отдать всю жизнь служению искусству, достичь высот мастерства, стать продолжателем великих традиций русской живописи.

Мечты молодого художника о создании большого полотна, равноценного ивановскому Мессии, окончательно оформились в Донском монастыре, в день отпевания патриарха Тихона (1925). С его смертью для православной Руси закончилась целая эпоха. Смерть святителя Русской православной церкви вызвала массовое паломничество народа к одру умершего. По всем дорогам к Москве, к стенам Донского монастыря, потекли потоки людские. Безмолвно, день и ночь, шла вся православная Русь: духовенство всех степеней и рангов, толпы верующих, среди которых были фанатики и юродивые. Побывали там и писатели, и композиторы, и ученые, и художники - все, кто мог тогда осознать значение происходящего. Среди художников оказался искренний певец «Святой Руси» М.В. Нестеров, а с ним ученик и к тому времени самый уже близкий друг его Павел Корин. Он и увидел, как Русь проявила всю силу своего характера. Эта Русь и уходила по-русски, уходом своим являя знак вечности. Разные персонажи - молодые и старые, мужчины и женщины, епископы и монахи, игуменьи и молодые монашенки, калеки и нищие на каменных ступенях церквей и просто миряне. Все они уходили в прошлое с непреклонной верой, что уход этот временный, с надеждой на возвращение и убежденностью в правоте и святости своего дела. Сам художник плакал, когда вслед за ушедшими из храма служителями культа стали рушить прекрасные памятники зодчества, украшенные фресками талантливых мастеров.

Впечатлительный художник с большой остротой почувствовал и понял всю глубину трагического положения церкви, вступившей в конфликт с молодой советской властью. Эта борьба носила ожесточенный характер, и когда в стране началось уничтожение духовенства, П. Корин понял: уходит со сцены общественной жизни великая сила. Именно в этом уходе виделось ему глубокое, полное внутреннего драматизма художественное полотно.

 Местоблюститель Патриаршего престола Блаженнейший Сергий Митрополит Московский и Коломенский будущий патриарх Сергий 1937 год

Схиигуменья мать Фамарь

Местоблюститель Патриаршего престола Блаженнейший Сергий Митрополит Московский и Коломенский будущий патриарх Сергий 1937 год

Схиигуменья мать Фамарь

Отец и сын

Нищий

Отец и сын

Нищий

Схимница из Ивановского монастыря

Митрополит Трифон

Схимница из Ивановского монастыря

Митрополит Трифон

Многотысячная масса верующих вдохновила Корина на «Реквием», картину, которая воплотила бы «святую Русь» на рубеже трагических перемен. В русле этого замысла он создает замечательные портреты-типажи (Отец и сын; Нищий; Игуменья; Митрополит (будущий патриарх Сергий) и др. Эскиз (1935-1937) показывает, что «Русь уходящая» могла стать самым значительным произведением русской живописи после 1917 г., исполненным мощи и символического значения. Это Церковь, выходящая на бой. В центре - три патриарха, Тихон, Сергий и Алексий, современником которых был Корин. Перед ними митрополит в красном пасхальном облачении (Пасха - праздник Воскресения и вечной жизни). Огромный архидиакон непомерно (и намеренно) длинной рукой вздымает вверх кадило жестом, означающим начало литургии: «Благослови кадило, Владыка!» - но обращается не к патриархам, как того требует обряд, а как бы прямо к Богу. Это Церковь, «уходящая» в вечность.

Уходящая Русь

Уходящая Русь

В 1931 г. мастерскую Корина неожиданно посещает М. Горький. От него картина получила новое название - «Русь уходящая», что исказило первоначальный замысел, но и «прикрыло» художника от возможных нападок. Позже, благодаря Горькому, братья Павел и Александр Корины едут в Италию. Там они изучают работы старых мастеров, Павел Дмитриевич пишет пейзажи и известный портрет Горького (1932). В это время окончательно складывается живописный стиль Корина: мощная пластическая лепка, чеканная и обобщенная форма, сдержанная и одновременно насыщенная цветовая гамма.

Тема православия, конечно, вызывала подозрение властей и в 1930-е годы работу над Русью уходящей (в результате прямых угроз со стороны НКВД) пришлось прервать. После смерти Горького в 1936 г. обстоятельства жизни художника резко изменились, он фактически был вынужден прекратить работу над картиной. Огромный и пустой загрунтованный холст стоял в мастерской художника до самой его смерти. Осуществить замысел Корин так и не собрался.

Вслед за трагически-одиноким образом Горького Корин пишет в 1939-1943 гг. (по заказу Комитета по делам искусств) цикл портретов деятелей советской культуры (М.В. Нестеров, А.Н. Толстой, В.И. Качалов и др.), парадных и в то же время остродраматических.

В годы Великой Отечественной войны художник обращается к исторической теме, работать над которой он продолжал до самой смерти. Образы воинов - защитников не просто родной земли, но духовных идеалов России - привлекают Корина. Таков Александр Невский - центральная фигура знаменитого одноименного триптиха (1942), - в котором живут черты и святых с древнерусских икон, и могучих героев итальянского Возрождения. Пафосом борьбы и победы проникнуты созданные в военные и послевоенные годы триптих Александр Невский (1942-1943) и мозаики на станции метро «Комсомольская» (1953). В послевоенные десятилетия Корин завершил композиционный эскиз Реквиема (1959) и продолжил серию «героических портретов» (С.Т. Коненков, 1947; Кукрыниксы).

Портрет А.М. Горького

Старинный сказ - правая часть триптиха Александр Невский

Портрет А.М. Горького

Старинный сказ - правая часть триптиха Александр Невский

Северная баллада Загадочные варяги

Александр Невский

Северная баллада Загадочные варяги

Александр Невский

мозаичное панно Дмитрий Донской

Витраж на станции метро Новослободская

Дмитрий Донской (мозаичное панно)

Витраж на станции метро Новослободская

Одновременно художник создает первую крупную работу - панорамный пейзаж «Моя родина» (1928). Это вид на Палех издали. Корин словно прикасается к родной земле, набираясь сил для воплощения грандиозного замысла.

Палех

Палех

Моя Родина

Моя Родина

Палех

Палех

В 1932-1959 гг. Корин руководил реставрационными мастерскими Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Собрал ценнейшую коллекцию древнерусского искусства (экспонированную – вместе с произведениями самого художника – в его московском доме-музее, открывшемся в 1971).

Всю жизнь Корин вел бой. Как художник. Как собиратель обреченных на гибель произведений древнерусского искусства. Как выдающийся реставратор, которому человечество обязано спасением многих великих произведений, в том числе шедевров Дрезденской галереи. Как общественный деятель - защитник культурных памятников России. Но одержать главную победу - завершить труд, к которому он сознавал себя призванным, - Корину не удалось. Задуманная П. Кориным «Русь уходящая» - полотно крупного историко-философского плана. Но художник так и не перенес готовую в сущности картину на большой холст. Натянутый на гигантский подрамник, холст этот и поныне стоит в мастерской-музее художника…

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика