Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Художник, воин, путешественник»

выставка Художник, воин, путешественникВ отделе «Искусство» ИОБДЮ в рамках проекта «Вернисаж» 19 сентября 2012 года была оформлена книжно-иллюстративная выставка «Художник, воин, путешественник», посвященная 170-летию со дня рождения В.В. Верещагина.

Необыкновенный художник и отважный человек, любознательный и пытливый мастер, Верещагин посвятил свое искусство войне, чтобы посредством своих сильных и выразительных образов раскрыть античеловеческую сущность любой вражды. Спустя более ста лет искусство Верещагина не только не утратило своей актуальности, его полотна звучат с новой силой, напоминая о ценности жизни, о красоте и многообразии окружающего мира и населяющих его народов.

Книги, представленные на выставке, познакомят вас с интересными биографическими фактами из жизни В.В. Верещагина, с его письмами и воспоминаниями его сына и современников. Альбомы и репродукции картин помогут раскрыть творческую составляющую этого замечательного художника.

Карелин А.О. Портрет Василия ВерещагинаВ череде нескончаемых войн прошлого и настоящего обесцениваются человеческая жизнь и созидаемые народами культурные богатства. Ослепленные жаждой новых завоеваний, люди опрометчиво уничтожают хранилище духовности - искусство, обкрадывая себя и своих потомков на многие века. Но даже в самые жестокие времена находились те, кто, сознавая самоценность любой национальной культуры, утверждал необходимость ее сохранения. Целью жизни таких людей становилось изучение, постижение самых разных традиций, стремление открыть заключенную в них мудрость. Одним из таких подвижников был выдающийся русский живописец Василий Васильевич Верещагин. Этот удивительный человек, жизнь которого была во многом связана с войной, не утратил способности разумно мыслить, радоваться и удивляться новому, искренне переживать проявления несправедливости, которые доводилось встречать, увы, нередко.

Не многим известно, что прославленный художник, был талантливым литератором, автором повестей, очерков, воспоминаний, а также неутомимым путешественником. Не интерес к экзотике заставлял художника устремляться в Туркестан, Индию или Америку. Он считал себя обязанным познать мир во всех его проявлениях. «Много передумал и пережил за одинокие странствования во всех, кроме Австралии, частях света, - пишет Верещагин. - Собрал массу заметок, до сих пор не разобранных, и еще большее количество костюмов и предметов этнографии, все в намерении писать картины, издавать книги и проч. Перечень всего написанного решительно не могу представить».Дом-музей В.В. Верещагина

Верещагин родился 14 октября 1842 года в городе Череповце Новгородской губернии, в семье помещика.

В двухэтажном особняке, где он появился на свет, сейчас находится единственный мемориальный музей художника.

По настоянию родителей поступил в Морской кадетский корпус, который блестяще окончил, став гардемарином. Учился в петербургской Академии художеств с 1860 по 1863 год, с 1864 по 1865 в мастерской Ж.Л. Жерома в Париже.

Несмотря на нелюбовь к военной службе, именно с ней оказались неразрывно связаны жизнь и искусство Верещагина. Батальные сцены принесли их создателю успех и мировое признание. Первый крупный цикл картин под общим названием «Варвары» художник создает на основе впечатлений, полученных в поездке по Средней Азии, где велись военные действия. Верещагин документально точно и правдиво передает события, свидетелем которых является. Некоторые сцены поражают своей жестокостью, например, в картине «Торжествуют» (1872, ГТГ), художник открыто осуждает варварство и дикость некоторых обычаев, изображая площадь, на которой возвышаются шесты с головами русских солдат.

Верещагин В.В. Торжествуют

Верещагин В.В. Апофеоз войны

Верещагин В.В. Торжествуют

Верещагин В.В. Апофеоз войны

Вместе с тем Верещагина привлекают другие особенности азиатского быта. С этнографической точностью художник передает своеобразие восточной архитектуры, яркость национальных одежд. Верещагин искренне увлечен созерцанием незнакомого доселе народа. Именно поэтому наряду со страшными сценами войны художник работает и над картинами исключительно бытового характера.

Туркестанский цикл завершает картина «Апофеоз войны» (1871, ГТГ). Это известное полотно имеет символическое значение, хотя страшная гора из человеческих черепов отнюдь не является вымыслом художника - подобные пирамиды воздвигались в песках по приказу среднеазиатских завоевателей. Не раз видевший смерть и страдания, Верещагин выносит из череды кровавых сражений мысль о бессмысленности взаимного уничтожения, которым является любая война. Как художник-философ, он Верещагин В В. Мавзолей Тадж-Махал в Агредополняет свою картину следующей надписью: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим».

Следующий цикл Верещагин посвящает Индии, по которой путешествует в 1874-1876 годах. Важное место в этой серии принадлежит пейзажным этюдам, например «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-1876, ГТГ).

При создании пейзажей художник, будучи представителем академического направления, опирается на традиции так называемой перспективной архитектурной ведуты. Это проявляется в господстве линейной перспективы над воздушной, в построении объема градациями светотени, а не цвета.

Верещагин В.В. Перед атакой под Плевной

Верещагин В.В. Перед атакой под Плевной

Верещагин В.В После атаки. Перевязочный пункт под Плевной

Верещагин В.В. После атаки. Перевязочный пункт под Плевной

Верещагин В.В. Побежденные. Панихида

Верещагин В.В. Побежденные. Панихида

 Верещагин планировал создание серии исторических картин, посвященных колонизации Индии англичанами, но не сумел до конца воплотить свой замысел. В русско-турецкую кампанию художник - на фронте. Участвуя в самых важных сражениях этой войны, Верещагин делает наброски прямо на местах событий. На их основе в период с 1877 по 1881 год он создает «Балканскую серию». Как и прежде, художник группирует свои картины в соответствии с главным идейным стержнем, что позволяет проследить поэтапное развитие событий. Так, за полотном «Перед атакой. Под Плевной» (1881, ГТГ), следует картина «Атака», которая по какой-то причине осталась незавершенной, а затем «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» (1881, ГТГ) и «Побежденные. Панихида» (1877-1879, ГТГ). Полковой священник отпевает полторы тысячи русских воинов, оставленных на поле. Перед зрителем простирается бескрайняя равнина, заполненная телами погибших.

Верещагин В.В. Наполеон I на бородинских высотах

Верещагин В.В. Перед Москвой в ожидании депутации бояр

Верещагин В.В. Зарево Замоскворечья

Верещагин В.В. Наполеон I на бородинских высотах

Верещагин В.В. Перед Москвой в ожидании депутации бояр

Верещагин В.В. Зарево Замоскворечья

Серия картин Верещагина из истории Отечественной войны 1812 г. - его заключительный капитальный труд, которому он отдал свои творческие силы в последние годы жизни. Работе над этой темой художник посвятил в общей сложности около семнадцати лет. Он тщательно изучил литературу об Отечественной войне, как на русском, так и на иностранных языках. Не раз обращался к архивным материалам, музейным экспонатам. Не раз совершал поездки на Бородинское поле и в другие знаменательные места, связанные с героическими событиями 1812 года.

Верещагин В.В. Наполеон и маршал Лористон («Мир во что бы то ни стало»)

Верещагин В.В. На этапе. Дурные вести из Франции

Верещагин В.В. На большой дороге. Отступление, бегство...

Верещагин В.В. Наполеон и маршал Лористон («Мир во что бы то ни стало»)

Верещагин В.В. На этапе. Дурные вести из Франции

Верещагин В.В. На большой дороге. Отступление, бегство...

Серия произведений Верещагина об Отечественной войне включает в себя двадцать законченных полотен. Картины, изображающие отдельные эпизоды истории 1812 года, связаны между собой внутренним содержанием и дают правдивый последовательный рассказ о величественной исторической эпопее. Всю серию художник разделил на две части. Одну часть, в которой показаны французские завоеватели с императором во главе, он назвал «Наполеон I в России». Другую часть серии, где был изображен русский народ, поднявшийся на борьбу против интервентов, он озаглавил «Старый партизан». Уже одно такое деление серии раскрывает замысел художника, противопоставлявшего Наполеона и его армию русскому народу, боровшемуся за свою национальную независимость и разбившему дотоле «непобедимую», «великую» армию.

Верещагин В.В. Не замай, - дай подойти!

Верещагин В.В. В штыки! Ура, ура! (Атака)

Верещагин В.В. Ночной привал великой армии

Верещагин В.В. Не замай, - дай подойти!

Верещагин В.В. В штыки! Ура, ура! (Атака)

Верещагин В.В. Ночной привал великой армии

Сам Верещагин так сформулировал задачу: «Цель у меня была одна: показать в картинах двенадцатого года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом. Было желание еще свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который взнесен. Но это второстепенно, - для меня самое важное было лишь первое».

К числу лучших произведений этого цикла относится картина «С оружием в руках - расстрелять!» Эта картина является гимном национальной гордости и свободолюбию русского народа, она прославляет силу и достоинство простых людей, шедших на гибель во имя освобождения родины.

Верещагин В.В. С оружием в руках - расстрелять

Верещагин В.В. С оружием в руках - расстрелять!

Художник не считал свою серию законченной и хотел пополнить ее новыми произведениями. В частности, ему хотелось изобразить защиту Смоленска, показать Кутузова, обходящего ряды русских воинов накануне Бородинской битвы, Совет в Филях и др. Однако эту задачу осуществить не удалось из-за отсутствия средств. Но, несмотря на это, во всем мировом искусстве события 1812 года не нашли столь правдивого по документальной обоснованности, глубокого по содержанию и широкого по охвату отражения, как в картинах Верещагина. В его творчестве заключена безмерная гордость художника за свой народ, разгромивший врага и вышвырнувший его за рубежи родной земли.

Памятник В.В. Верещагину. Скульпторы Б.В. Едунов, A.М. Портянко, архитектор А.В. Гуляев

Столица Е.И. Вице-адмирал С.О. Макаров и художник-баталист В.В. Верещагин в каюте броненосца Петропавловск в 1904 году

Памятник В.В. Верещагину. Скульпторы Б.В. Едунов, A.М. Портянко, архитектор А.В. Гуляев

Столица Е.И. Вице-адмирал С.О. Макаров и художник-баталист В.В. Верещагин в каюте броненосца Петропавловск в 1904 году

С началом русско-японской войны шестидесятидвухлетний художник, оставив горячо любимых жену и троих детей, отправляется в действующую армию. Участие в войне Верещагин считал своим нравственным человеческим долгом. Находясь на флагманском корабле «Петропавловск», он вместе с адмиралом С.О. Макаровым погиб 31 марта 1904 года от взрыва японских мин. Свидетель катастрофы «Петропавловска» капитан Н.М. Яковлев, чудом уцелевший во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел художника с альбомом.

Гибель Петропавловска и адмирала Макарова. Японская гравюра эпохи Мэйдзи

Гибель адмирала Макарова. Японская гравюра эпохи Мэйдзи

Гибель Петропавловска и адмирала Макарова. Японская гравюра эпохи Мэйдзи

Гибель адмирала Макарова. Японская гравюра эпохи Мэйдзи

Библиографический список к выставке

  • Верещагин / Н. А. Кондратович, Э. А. Корсунская. - М. : Русское энциклопедическое товарищество, 2003. - 32 с. : ил. - (Детский музей) (Русская живопись).
  • Василий Верещагин : альбом / Всеволод Володарский. - М. : Белый город, 2000. - 64 с. : ил. - (Мастера живописи).
  • Верещагин, В. В. Воспоминания сына художника / Василий Васильевич Верещагин. - Л. : Художник РСФСР, 1982. - 184 с. : ил.
  • Верещагин, В. В. Избранные письма / Василий Васильевич Верещагин ; сост. Андрей Константинович Лебедев. - М. : Изобразительное искусство, 1981. - 320 с.
  • Верещагин, В. В. Наполеон I в России 1812 / Василий Васильевич Верещагин. - Тверь : Созвездие, 1993. - 288 с. : ил.
  • Василий Верещагин : сказка о художнике, который объехал весь мир / авт.-сост. Наталия Зоревна Соломко. - М. : Белый город, 2004. - 11 с. : ил. - ( Сказки о художниках).
  • Война и мир Василия Верещагина // Эскиз. - 2012. - № 1-2. - С.10-11.
  • Войны, сражения, полководцы произведениях классической живописи / сост.Владислав Артемов. - М. : Олма-Пресс, 2002. - С. 202-237.
  • Вяжевич, М. О войне и ценностях жизни : творчество В. Верещагина : урок толерантности / Искусство. - 2001. - № 20 (нояб.). - С. 14.
  • Григорян, И. И. Русская историческая живопись / Ирина Игоревна Григорян. - М. : Олма-Пресс Образование, 2005. - 95 с. : ил. - (Галерея мировой живописи).
  • Дёмин, Л. М. С мольбертом по земному шару : мир глазами В. В. Верещагина. / Л. М. Демин. - М. : Мысль, 1991. - 373 с. : ил.
  • Истомин, С. Батальная картина / Сергей Истомин - М. : Белый город, 2008. - С.23-27.
  • Лебедев, А. К. Василий Васильевич Верещагин / А. К. Лебедев, А.. В. Солодовников. - М.: Искусство, 1988. - 207 с. : ил. - (Человек, события, время).
  • Стасов, В. В. Воспоминания современника / Изобразительное искусство в школе. - 2007. - №3. С.17-22.
  • Шишов, А. «Гроза 1812 года» на полотнах В.В.Верещагина // Юный художник. - 2012. - №6. - С.20-24.
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика