В отделе «Искусство» ИОБДЮ в рамках проекта «Вернисаж» 19 сентября 2012 года была оформлена книжно-иллюстративная выставка «Художник, воин, путешественник», посвященная 170-летию со дня рождения В.В. Верещагина. Необыкновенный художник и отважный человек, любознательный и пытливый мастер, Верещагин посвятил свое искусство войне, чтобы посредством своих сильных и выразительных образов раскрыть античеловеческую сущность любой вражды. Спустя более ста лет искусство Верещагина не только не утратило своей актуальности, его полотна звучат с новой силой, напоминая о ценности жизни, о красоте и многообразии окружающего мира и населяющих его народов. Книги, представленные на выставке, познакомят вас с интересными биографическими фактами из жизни В.В. Верещагина, с его письмами и воспоминаниями его сына и современников. Альбомы и репродукции картин помогут раскрыть творческую составляющую этого замечательного художника.
В череде нескончаемых войн прошлого и настоящего обесцениваются человеческая жизнь и созидаемые народами культурные богатства. Ослепленные жаждой новых завоеваний, люди опрометчиво уничтожают хранилище духовности - искусство, обкрадывая себя и своих потомков на многие века. Но даже в самые жестокие времена находились те, кто, сознавая самоценность любой национальной культуры, утверждал необходимость ее сохранения. Целью жизни таких людей становилось изучение, постижение самых разных традиций, стремление открыть заключенную в них мудрость. Одним из таких подвижников был выдающийся русский живописец Василий Васильевич Верещагин. Этот удивительный человек, жизнь которого была во многом связана с войной, не утратил способности разумно мыслить, радоваться и удивляться новому, искренне переживать проявления несправедливости, которые доводилось встречать, увы, нередко. Не многим известно, что прославленный художник, был талантливым литератором, автором повестей, очерков, воспоминаний, а также неутомимым путешественником. Не интерес к экзотике заставлял художника устремляться в Туркестан, Индию или Америку. Он считал себя обязанным познать мир во всех его проявлениях. «Много передумал и пережил за одинокие странствования во всех, кроме Австралии, частях света, - пишет Верещагин. - Собрал массу заметок, до сих пор не разобранных, и еще большее количество костюмов и предметов этнографии, все в намерении писать картины, издавать книги и проч. Перечень всего написанного решительно не могу представить». Верещагин родился 14 октября 1842 года в городе Череповце Новгородской губернии, в семье помещика. В двухэтажном особняке, где он появился на свет, сейчас находится единственный мемориальный музей художника. По настоянию родителей поступил в Морской кадетский корпус, который блестяще окончил, став гардемарином. Учился в петербургской Академии художеств с 1860 по 1863 год, с 1864 по 1865 в мастерской Ж.Л. Жерома в Париже. Несмотря на нелюбовь к военной службе, именно с ней оказались неразрывно связаны жизнь и искусство Верещагина. Батальные сцены принесли их создателю успех и мировое признание. Первый крупный цикл картин под общим названием «Варвары» художник создает на основе впечатлений, полученных в поездке по Средней Азии, где велись военные действия. Верещагин документально точно и правдиво передает события, свидетелем которых является. Некоторые сцены поражают своей жестокостью, например, в картине «Торжествуют» (1872, ГТГ), художник открыто осуждает варварство и дикость некоторых обычаев, изображая площадь, на которой возвышаются шесты с головами русских солдат.
|
| Верещагин В.В. Торжествуют | Верещагин В.В. Апофеоз войны |
Вместе с тем Верещагина привлекают другие особенности азиатского быта. С этнографической точностью художник передает своеобразие восточной архитектуры, яркость национальных одежд. Верещагин искренне увлечен созерцанием незнакомого доселе народа. Именно поэтому наряду со страшными сценами войны художник работает и над картинами исключительно бытового характера. Туркестанский цикл завершает картина «Апофеоз войны» (1871, ГТГ). Это известное полотно имеет символическое значение, хотя страшная гора из человеческих черепов отнюдь не является вымыслом художника - подобные пирамиды воздвигались в песках по приказу среднеазиатских завоевателей. Не раз видевший смерть и страдания, Верещагин выносит из череды кровавых сражений мысль о бессмысленности взаимного уничтожения, которым является любая война. Как художник-философ, он дополняет свою картину следующей надписью: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». Следующий цикл Верещагин посвящает Индии, по которой путешествует в 1874-1876 годах. Важное место в этой серии принадлежит пейзажным этюдам, например «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-1876, ГТГ). При создании пейзажей художник, будучи представителем академического направления, опирается на традиции так называемой перспективной архитектурной ведуты. Это проявляется в господстве линейной перспективы над воздушной, в построении объема градациями светотени, а не цвета.
| Верещагин В.В. Перед атакой под Плевной |
| Верещагин В.В. После атаки. Перевязочный пункт под Плевной |
| Верещагин В.В. Побежденные. Панихида |
Верещагин планировал создание серии исторических картин, посвященных колонизации Индии англичанами, но не сумел до конца воплотить свой замысел. В русско-турецкую кампанию художник - на фронте. Участвуя в самых важных сражениях этой войны, Верещагин делает наброски прямо на местах событий. На их основе в период с 1877 по 1881 год он создает «Балканскую серию». Как и прежде, художник группирует свои картины в соответствии с главным идейным стержнем, что позволяет проследить поэтапное развитие событий. Так, за полотном «Перед атакой. Под Плевной» (1881, ГТГ), следует картина «Атака», которая по какой-то причине осталась незавершенной, а затем «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» (1881, ГТГ) и «Побежденные. Панихида» (1877-1879, ГТГ). Полковой священник отпевает полторы тысячи русских воинов, оставленных на поле. Перед зрителем простирается бескрайняя равнина, заполненная телами погибших.
|
|
| Верещагин В.В. Наполеон I на бородинских высотах | Верещагин В.В. Перед Москвой в ожидании депутации бояр | Верещагин В.В. Зарево Замоскворечья |
Серия картин Верещагина из истории Отечественной войны 1812 г. - его заключительный капитальный труд, которому он отдал свои творческие силы в последние годы жизни. Работе над этой темой художник посвятил в общей сложности около семнадцати лет. Он тщательно изучил литературу об Отечественной войне, как на русском, так и на иностранных языках. Не раз обращался к архивным материалам, музейным экспонатам. Не раз совершал поездки на Бородинское поле и в другие знаменательные места, связанные с героическими событиями 1812 года.
|
|
| Верещагин В.В. Наполеон и маршал Лористон («Мир во что бы то ни стало») | Верещагин В.В. На этапе. Дурные вести из Франции | Верещагин В.В. На большой дороге. Отступление, бегство... |
Серия произведений Верещагина об Отечественной войне включает в себя двадцать законченных полотен. Картины, изображающие отдельные эпизоды истории 1812 года, связаны между собой внутренним содержанием и дают правдивый последовательный рассказ о величественной исторической эпопее. Всю серию художник разделил на две части. Одну часть, в которой показаны французские завоеватели с императором во главе, он назвал «Наполеон I в России». Другую часть серии, где был изображен русский народ, поднявшийся на борьбу против интервентов, он озаглавил «Старый партизан». Уже одно такое деление серии раскрывает замысел художника, противопоставлявшего Наполеона и его армию русскому народу, боровшемуся за свою национальную независимость и разбившему дотоле «непобедимую», «великую» армию.
|
|
| Верещагин В.В. Не замай, - дай подойти! | Верещагин В.В. В штыки! Ура, ура! (Атака) | Верещагин В.В. Ночной привал великой армии |
Сам Верещагин так сформулировал задачу: «Цель у меня была одна: показать в картинах двенадцатого года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом. Было желание еще свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который взнесен. Но это второстепенно, - для меня самое важное было лишь первое». К числу лучших произведений этого цикла относится картина «С оружием в руках - расстрелять!» Эта картина является гимном национальной гордости и свободолюбию русского народа, она прославляет силу и достоинство простых людей, шедших на гибель во имя освобождения родины.
| Верещагин В.В. С оружием в руках - расстрелять! |
Художник не считал свою серию законченной и хотел пополнить ее новыми произведениями. В частности, ему хотелось изобразить защиту Смоленска, показать Кутузова, обходящего ряды русских воинов накануне Бородинской битвы, Совет в Филях и др. Однако эту задачу осуществить не удалось из-за отсутствия средств. Но, несмотря на это, во всем мировом искусстве события 1812 года не нашли столь правдивого по документальной обоснованности, глубокого по содержанию и широкого по охвату отражения, как в картинах Верещагина. В его творчестве заключена безмерная гордость художника за свой народ, разгромивший врага и вышвырнувший его за рубежи родной земли.
|
| Памятник В.В. Верещагину. Скульпторы Б.В. Едунов, A.М. Портянко, архитектор А.В. Гуляев | Столица Е.И. Вице-адмирал С.О. Макаров и художник-баталист В.В. Верещагин в каюте броненосца Петропавловск в 1904 году |
С началом русско-японской войны шестидесятидвухлетний художник, оставив горячо любимых жену и троих детей, отправляется в действующую армию. Участие в войне Верещагин считал своим нравственным человеческим долгом. Находясь на флагманском корабле «Петропавловск», он вместе с адмиралом С.О. Макаровым погиб 31 марта 1904 года от взрыва японских мин. Свидетель катастрофы «Петропавловска» капитан Н.М. Яковлев, чудом уцелевший во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел художника с альбомом.
|
| Гибель Петропавловска и адмирала Макарова. Японская гравюра эпохи Мэйдзи | Гибель адмирала Макарова. Японская гравюра эпохи Мэйдзи |
Библиографический список к выставке Верещагин / Н. А. Кондратович, Э. А. Корсунская. - М. : Русское энциклопедическое товарищество, 2003. - 32 с. : ил. - (Детский музей) (Русская живопись). Василий Верещагин : альбом / Всеволод Володарский. - М. : Белый город, 2000. - 64 с. : ил. - (Мастера живописи). Верещагин, В. В. Воспоминания сына художника / Василий Васильевич Верещагин. - Л. : Художник РСФСР, 1982. - 184 с. : ил. Верещагин, В. В. Избранные письма / Василий Васильевич Верещагин ; сост. Андрей Константинович Лебедев. - М. : Изобразительное искусство, 1981. - 320 с. Верещагин, В. В. Наполеон I в России 1812 / Василий Васильевич Верещагин. - Тверь : Созвездие, 1993. - 288 с. : ил. Василий Верещагин : сказка о художнике, который объехал весь мир / авт.-сост. Наталия Зоревна Соломко. - М. : Белый город, 2004. - 11 с. : ил. - ( Сказки о художниках). Война и мир Василия Верещагина // Эскиз. - 2012. - № 1-2. - С.10-11. Войны, сражения, полководцы произведениях классической живописи / сост.Владислав Артемов. - М. : Олма-Пресс, 2002. - С. 202-237. Вяжевич, М. О войне и ценностях жизни : творчество В. Верещагина : урок толерантности / Искусство. - 2001. - № 20 (нояб.). - С. 14. Григорян, И. И. Русская историческая живопись / Ирина Игоревна Григорян. - М. : Олма-Пресс Образование, 2005. - 95 с. : ил. - (Галерея мировой живописи). Дёмин, Л. М. С мольбертом по земному шару : мир глазами В. В. Верещагина. / Л. М. Демин. - М. : Мысль, 1991. - 373 с. : ил. Истомин, С. Батальная картина / Сергей Истомин - М. : Белый город, 2008. - С.23-27. Лебедев, А. К. Василий Васильевич Верещагин / А. К. Лебедев, А.. В. Солодовников. - М.: Искусство, 1988. - 207 с. : ил. - (Человек, события, время). Стасов, В. В. Воспоминания современника / Изобразительное искусство в школе. - 2007. - №3. С.17-22. Шишов, А. «Гроза 1812 года» на полотнах В.В.Верещагина // Юный художник. - 2012. - №6. - С.20-24. |