2012 год ознаменован сразу двумя памятными датами: 31 мая исполняется 100 лет Музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, а 4 (16) мая - 165 лет со дня рождения его основателя и первого директора - Ивана Владимировича Цветаева. К этим датам приурочена книжно-иллюстративная выставка «Иван Цветаев: Дело жизни», которая открылась 23 мая в отделе «Искусство» ИОБДЮ. Иван Цветаев был вдохновителем и организатором создания в Москве Университетского музея античных слепков, копий самых знаменитых в мире скульптурных произведений, известного ныне как Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ). О личности Ивана Владимировича Цветаева и о том, как строился музей вы узнаете, познакомившись с материалами, представленными на выставке.
Иван Владимирович Цветаев родился в 1847 году в селе Дроздово в девяти верстах от г. Шуи. Родившись в семье бедного священника, начальное образование получил в Шуйском духовном училище, в котором на всю жизнь запомнился очень хороший учитель латинского языка. Затем была Владимирская семинария. В училище и семинарии «светским наукам» уделяли не много внимания, но учили трем древним языкам: древнееврейскому, древнегреческому и латыни. Решая обычный для молодого человека вопрос о своем месте в жизни, Цветаев думал - стать ему врачом или учителем? Он не избрал себе поприще своего отца и после семинарии поступил в Медико-хирургическую академию, однако «из-за болезни глаз и из-за склонности к изучению предметов историко-филологического факультета» перешел в Петербургский университет на классическое отделение историко-филологического факультета. Иван Цветаев был бедным студентом, сохранилось несколько его «покорнейших прошений» о «вспоможении». Однако, это не помешало ему окончить университет в 1870 году с золотой медалью за работу о «Германии» Тацита и со степенью кандидата. И.В. Цветаев был оставлен в университете для приготовления к профессорскому званию. С 1871 г. он начал преподавать греческий язык в одной из петербургских гимназий, а в 1872 г. был приглашен «исполняющим должность доцента Императорского Варшавского университета по кафедре римской словесности», в котором защитил магистерскую диссертацию о Таците. В 1874 г. И.В. Цветаев отправился в первую заграничную командировку в Германию и Италию для изучения древних италийских языков и письменности. В 1876 г. он был зачислен доцентом Киевского университета св. Владимира, от которого двадцатишестилетний филолог был в командировке в Риме. Возможно, там у него зародилась мечта создать музей скульптуры на родине, в России - чтобы все учащиеся своими глазами могли взглянуть на мировые шедевры. И.В. Цветаева заботили нужды России, более всего надежд возлагал он на просвещение, придавая ему очень высокое духовное значение. Кафедру истории искусства Цветаев возглавил в 1889 году. А в 1913 г. он был избран почетным членом Румянцевского музея. Но тогда он, человек с неукротимой энергией и творческим умом, уже занимался другим своим любимым детищем - Музеем изящных искусств, который носил имя Александра III. Вот рассказ Марины Ивановны Цветаевой о происхождении музея: «Звонили колокола по скончавшемуся императору Александру III, и в то же время отходила одна московская старушка. И, слушая колокола, сказала: «Хочу, чтобы оставшееся после меня состояние пошло на богоугодное заведение памяти почившего государя». Состояние было небольшое: всего только двадцать тысяч. С этих-то двадцати старушкиных тысяч и начался музей». В 1894 года, на первом съезде русских художников и любителей художеств, И.В. Цветаев произнес речь, в которой призвал к созданию нового музея изящных искусств в Москве. У музея, идея необходимости которого зародилась в университете, цель была учебная, просветительская. Требовалась своеобразная хрестоматия по истории искусства. Кабинеты изящных искусств в университете и Румянцевском музее, несмотря на то, что в них имелись подлинные античные вазы, терракотовые статуэтки, а также многое другое, этим требованиям не удовлетворяли. Новый музей был преимущественно музеем слепков. Гипсовые отливки изготовлялись крупнейшими фирмами того времени, многие делались специально по заказу И.В. Цветаева. Они были очень хорошего качества и очень точно воспроизводили подлинник. С огромным трудом Иван Владимирович получил в центре Москвы земельный участок и привлек частные средства на строительство. По инициативе Цветаева был объявлен конкурс на лучший проект музея. Победил в конкурсе проект Романа Ивановича Клейна. Датой основания Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина считается 17 (29) августа 1898 года. Именно в этот день в Москве на бывшем Колымажном дворе, близ Храма Христа Спасителя на Волхонке состоялась закладка нового, созданного на общественные средства, московского музея - Музея изящных искусств имени императора Александра III. Поистине счастливой стала встреча И. В. Цветаева с Юрием Степановичем Нечаевым-Мальцевым, одним из самых богатых и щедрых россиян. История его богатства звучит, как святочный рассказ: скромный толковый служащий у своего родственника Сергея Ивановича Мальцева, он неожиданно очутился его единственным наследником, хозяином стекольных заводов в Гусь-Хрустальном, земель, лесов, торфоразработок, миллионных капиталов. Очень скоро Нечаев-Мальцев (вторую часть фамилии Юрий Степанович прибавил по разрешению Сената) стал известен, как меценат, покровитель наук и искусств. «Один такой покровитель Музея стоит мне целого десятка московских купцов и бар, сношения с которыми подчас так тяжелы, утомительны и бесплодны», - признавался Цветаев в дневнике. Ю.С. Нечаев-Мальцев стал главным жертвователем музея, дав три миллиона рублей. «Музей Александра III есть четырнадцатилетний бессребреный труд моего отца и три мальцевских, таких же бессребреных миллиона» - это слова Марины Цветаевой, на глазах которой возводился музей. Она писала, что Ю.С. Нечаев-Мальцев был физическим создателем музея, а ее отец - духовным. Ю.С. Нечаев-Мальцев умер через 40 дней после смерти И.В. Цветаева. Тогда же выяснилось, что он почти разорен… Спустя четырнадцать лет со дня закладки первого камня, 31 мая (13 июня) 1912 года, музей был открыт под звуки торжественной кантаты, специально написанной к этому событию. На церемонии присутствовали император Николай II и вдовствующая императрица Мария Федоровна. Первым директором Музея с 1911 года до дня смерти был его основатель - Иван Владимирович Цветаев. Коллекция слепков позже была пополнена великолепными коллекциями подлинных произведений искусства. Это и коллекция древнеегипетских памятников (ок. 6000 предметов), которую собрал во время путешествий по Египту петербургский востоковед В.С. Голенищев, и произведения итальянских художников XII-XIV веков из собрания М.С. Щекина. Музей окончательно стал собранием подлинников во второй половине 1920-1930-х годов, когда в результате перераспределения музейных фондов страны возникла картинная галерея. Она объединила работы зарубежных художников из бывшего Румянцевского музея, собраний С.М. Третьякова, дворянских родов Юсуповых и Шуваловых и других коллекционеров. Это были картины нидерландских и немецких мастеров, фламандских и испанских живописцев XVII века, итальянских художников XIII-XVII столетий, французских авторов XIX века. Однако решающее значение для формирования картинной галереи имели поступления из Государственного Эрмитажа. Оттуда «пришли» в Москву работы крупнейших европейских живописцев - Боттичелли, Рембрандта, ван Дейка, Рубенса, Пуссена, Мурильо, Каналетто. В 1932 году Музей изящных искусств был переименован в Музей изобразительных искусств, а в 1937 году, в память 100-летия гибели А.С. Пушкина, музею было присвоено его имя. Облик картинной галереи музея окончательно определился в 1948 году, когда она пополнилась произведениями художников, главным образом французских, конца XIX-начала XX века (286 ед.) из собрания бывшего Музея нового западного искусства в Москве. Это были картины Э. Мане, К. Моне, Ренуара, Дега, Писсарро, Сислея, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса, Марке, Руо, Пикассо и других, купленные в свое время русскими собирателями С.И. Щукиным и И.А. Морозовым. В рамках картинной галереи сформировалась и значительная коллекция подлинной западноевропейской скульптуры и прикладного искусства. Ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина - второй по значению после Государственного Эрмитажа музей зарубежного искусства в нашей стране. С 1961 года по настоящее время ГМИИ им. А. С. Пушкина руководит Ирина Александровна Антонова. В день открытия Музея (1912 г.) некая поклонница-итальянка преподнесла И.В. Цветаеву лавровый венок со словами «От лица моей родины… Здесь не умеют чтить великих людей… Иван Владимирович, вы сделали великое дело!». Не все дарители дожили до 31 мая 1912 года - дня открытия музея. Почившие, они словно подтвердили правоту слов И.В. Цветаева: «Наша роль будет в этом деле ролью старого садовника: «Старик деревья садит, что другому веку пригодятся». Для И.В. Цветаева музей стал тем же, чем Исаакиевский собор для Огюста Монферрана, «Явление Христа народу» - для Александра Иванова, «Толковый словарь живого великорусского языка» - для Владимира Даля, Галерея - для Павла Третьякова. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Антонов, И.П. Столичный район / Игорь Павлович Антонов, Василий Иванович Баделин. - Иваново : Ивановская газета, 2002. - 247 с. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина : альбом / вступ. ст., сост. И.А. Антонова. - М. : Изобразительное искусство, 1999. - 104 с. : ил. Ивановская область: по «Золотому кольцу России» / гл. ред. Т. В. Ефимова - Иваново : Референт, 2007. - 592 с. : ил. Каган, Ю. Ученый, просветитель, подвижник музейного дела / Юдифь Каган // Декоративное искусство СССР. - 1983. - № 6. - С. 23-28. Кочеткова, Г.К. Дом Цветаевых / Галина Константиновна Кочеткова ; под общ. ред. О.К. Переверзева. - Иваново : Референт, 2008. - 332 с. : ил. Негасимый свет : судьбы храмов и судьбы людей земли Ивановской / сост. Игорь Павлович Антонов. - Иваново : Ивановская газета, 2000. - 352 с. : ил. Соснина, Е.Б. Итальянские версты Ивана Цветаева : биографический очерк / Елена Борисовна Соснина. - Иваново : Референт, 2001. - 112 с. : ил. Соснина, Е.Б. Музы Трехпрудного переулка : неизвестное о семье Цветаевых в письмах, фотографиях, документах / Елена Борисовна Соснина. - Иваново : Референт, 2005. - 296 с. : ил. Соснина, Е.Б. Секрет моей научной Одиссеи… / Елена Борисовна Соснина // Наша Родина Иваново-Вознесенск. - 2007. - № 12. - С. 10-12. Ставровский, Е.С. Цветаевы на шуйской земле / Евгений Сергеевич Ставровский. - Иваново : Иваново, 2001. - 36 с. : ил. Сурин, Г.И. Слово о Шуе : легенды и были города на Тезе / Геннадий Иванович Сурин. - Иваново : Иваново, 2005. - 254 с. : ил. Шедевры Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина / авт. текста и сост. И.А. Антонова. - М. : Советский художник, 1986. - 95 с. |