Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





«Утверждение: Россия в период Нового времени»

выставка Утверждение: Россия в период Нового времениВ отделе «Искусство» начала работу книжно-иллюстративная выставка «Утверждение: Россия в период Нового времени», подготовленная в рамках проекта «Отражение». Этот проект представляет произведения искусства, созданные на историческую тему. Напоминаем, что в феврале была первая выставка проекта - «Становление: Россия в период Средневековья».

Более двух столетий Россия была огромной империей, и, приумножая свою территорию и богатства, неизменно удерживала славу одной из великих держав. Конечно, такие события не могли не отразиться в произведениях великих композиторов, художников, поэтов.

Материалы выставки, а среди них не только печатные, но аудиовизуальные формы,  знакомят с творениями художников, скульпторов, архитекторов и композиторов, в которых отразились драматические страницы периода царствования династии Романовых (XVII-XVIII вв.). «Отец Отечества Петр I: начало перемен», «Град Петров», «Эпоха дворцовых переворотов», «Матушка-государыня Екатерина II “Великая”» – таковы основные разделы выставки.

Присекин С. Петр I. 1992 г.Отец Отечества Петр I: начало перемен

Петр I (1672-1725), годы правления: 1682-1725 гг. - русский царь и российский император. На престоле с 1682 г., правил вместе с братом Иваном V до 1689 г. под регентством царевны Софьи, в дальнейшем фактически единодержавно, хотя формально делил с Иваном престол до его смерти в 1696 г. Принял титул императора в 1721 г.

В царствование Петра завершился процесс «европеизации» русской культуры, начавшийся в правление его отца, Алексея Михайловича. Полководческий талант Петра принес успех в сражениях с турками и шведами (взятие Азова, Нотебурга, Полтавский бой и др.) и увенчался победой в Северной войне 1701-1721 гг. По Ништадтскому миру (1721 г.) Россия приобрела территории Прибалтики.

Вместе с регулярной армией Петр создал российский флот и построил первые верфи. Он основал новую столицу - Санкт-Петербург, сформировал новые государственные институты (Сенат, коллегии), ввел Табель о рангах, учредил Академию наук, упразднил патриаршество, принял новое летосчисление - от Рождества Христова. Петр обрядил соотечественников в европейскую одежду и принудил их брить бороды. При нем появились обсерватория, ботанический сад, биржа, музеи, в культурный оборот вошло множество новых вещей - арабские цифры, гражданский шрифт, атласы Земли, рождественские елки.

Один из самых жестоких правителей в истории России, деяния, которого вызывали у современников смешанные чувства восторга и ужаса, Петр I был и поныне остается открытой дилеммой русской культуры, порождающей постоянные споры.

Личность Петра занимала многих писателей, скульпторов, режиссеров. Его образ воссоздан в произведениях А.С. Пушкина («Медный всадник» и «Арап Петра Великого»), Д.С. Мережковского (роман «Петр и Алексей»), А.Н. Толстого (пьеса «На дыбе», роман «Петр Первый»). Скульптурные изваяния Петра создавали К.Б. Растрелли, Э. Фальконе, М.М. Антокольский, М.М. Шемякин, З. Церетели и многие другие. Не остались в стороне и русские композиторы и художники.

Бунты стрельцов 1682 г. и 1698 г., борьба за власть между Петром I и царевной Софьей и дальнейшие последствия этих исторических событий, нашли отражение в живописных полотнах художников-передвижников Н. Дмитриева-Оренбургского, В. Сурикова, И. Репина. А также в пятиактной народной драме Модеста Петровича Мусоргского.

Дмитриев-Оренбургский Н. Стрелецкий бунт. 1862

Репин И. Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьим монастыре

Суриков В. Утро стрелецкой казни. 1881

Дмитриев-Оренбургский Н. Стрелецкий бунт. 1862

Репин И. Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьим монастыре…

Суриков В. Утро стрелецкой казни. 1881

Модест Петрович Мусоргский. Опера «Хованщина»

«Хованщина» - 5-актная народная музыкальная драма М.П. Мусоргского (1839-1881).
В основе оперы исторический сюжет из эпохи начала царствования Петра I и второго стрелецкого бунта. Главные лица исторического момента - Царевна Софья, дочь царя Алексея Михайловича, Голицин, великий министр, отрок Петр.

Либретто оперы создавал сам Мусоргский - и не на основе какого-либо литературного произведения: материал для сюжета он черпал из различных исторических исследований и подлинных документов XVII в.

Композитор не успел довести работу до конца. После смерти М.П. Мусоргского его ближайший друг и ценитель таланта Н.А. Римский-Корсаков взялся все привести в порядок: дописал последний акт, инструментировал оперу и в 1883 г. предложил ее дирекции императорских театров. Однако комитет это предложение отклонил. В результате первое представление «Хованщины» состоялось 9 февраля 1886 г. в любительском исполнении на частной петербургской сцене, в зале Кононова: «опера понравилась и прошла раза три или четыре». В сезоне 1897-1898 гг. она была исполнена в частной Мамонтовской опере, на сцене Петербургской консерватории. Только 7 ноября 1911 г. «Хованщина» появилась на сцене Мариинского театра в режиссерской постановке Ф.И. Шаляпина. В декорациях художника К.А. Коровина Шаляпин исполнил роль Досифея.


Полтавская битва

Решающее сражение Северной войны (1700-1721), начав которую Петр I преследовал главную цель - выход к Балтийскому морю. В ходе сражения шведы были наголову разбиты, Карл ранен и бежал в Турцию. С этой битвы победа русских в Северной войне была предрешена, и Западная Европа убедилась, что отныне ей предстоит считаться с Россией.

Впечатляющую картину Полтавской битвы воссоздал А.С.Пушкин в поэме «Полтава» (1828).

Одним из самых ярких сочинений П. И.Чайковского - симфоническая картина «Полтавский бой» (из оперы «Мазепа»).

Ломоносов М.В. Полтавская баталияНезабываемое впечатление оказывает на многие поколения зрителей грандиозное мозаичное полотно М.В Ломоносова «Полтавская баталия».

М.В. Ломоносов - гениальный ученый, выдающийся писатель и поэт - был, вместе с тем, большим и смелым художником. Полтавская баталия, грандиозное настенное мозаичное полотно, была задумана как часть серии мозаик для внутреннего убранства Петропавловского собора, прославляющих деяния Петра I. Мозаика огромна (309,764 кв.м). Она состоит из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, набранных и укрепленных на плоском медном подносе весом 80 пудов (1280 кг). Ломоносов работал над этой мозаикой с семью помощниками.

В левой части композиции, ближе к ее центру, изображен Петр I на вздыбленном коне в образе смелого полководца, ведущего русские войска в бой. На нем темно-зеленый мундир Преображенского полка. Поза его величественна, взгляд смел и решителен. В руке - сабля. За ним - его соратники. Среди них можно узнать Б.П. Шереметева и А.Д. Меншикова. В самом центре композиции, перед Петром I на коне, изображен простой солдат с мушкетом, преграждающий путь царю. Он как бы сдерживает его от порыва прорваться в гущу схватки и возможности погибнуть. Ломоносов выдвигает на первый план простого солдата, символизирующего народ, роль которого - по мысли художника - столь же значительна, как и самого Петра I, то есть проводит идею единства народа и героя.

«Полтавская баталия» является замечательным памятником монументальной мозаики, которую начал возрождать в России М. Ломоносов. Композиция ее лаконична и ясна. Зеленые, синие и красные смальты неувядаемо красивы. Благодаря высоким техническим достоинствам мозаика дошла до нас в хорошем состоянии, не рассыпалась на сотни тысяч частиц при передвижениях.

Ге Н.Н. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871Один из самых трагических моментов русской истории эпохи Петра I отражен в картине Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе».

Показанная на Первой передвижной выставке в 1871 году, эта работа вызвала самый живой отклик современников. Писатель М. Е. Салтыков-Щедрин отмечал: «Всякий, кто видел эти две простые, вовсе не эффектно поставленные фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти».

Художник Н. Ге показывает один из самых трагических моментов русской истории, когда уличенный в предательстве царевич Алексей, наследник престола, предстал перед своим отцом - императором Петром I. Выбор между отцовскими чувствами и интересами государства был сделан в пользу последних. Царевича заключили в крепость, где он и нашел свою смерть. В картине тщедушная, даже как будто бесплотная фигура Алексея освещена мертвенным, бледным светом. По контрасту с ним, лицо Петра энергично, полно жизненной силы, напора, решительности. Художник в своей картине переводит исторический конфликт в психологический план и этим сообщает событию вневременной, общечеловеческий характер.

Зауервейд Н. Петр I усмиряет ожесточенных солдат своих при взятии Нарвы в 1704 году. 1859Петровская эпоха с ее драматизмом, напряженностью, обилием событий была особенно привлекательна для художников.

Николай Зауервейд свое полотно «Петр I усмиряет ожесточенных солдат своих при взятии Нарвы в 1704 году»  посвятил эпизоду Северной войны между Россией и Швецией (1700-1721 гг.). Как известно из истории, взятие Нарвы для русских войск растянулось на несколько лет, а первое крупное сражение за этот город в ноябре 1700 года закончилось полной победой шведов. Но нарвская «конфузия» не обескуражила россиян. Наоборот, она, по словам Петра I, «леность отогнала и ко трудолюбию и искусству день и ночь принудила». В 1704 году Нарва пала под ударами русских войск, в результате чего Россия получила выход к морю. Заложенный ранее Петром I Санкт- Петербург был объявлен ее новой столицей. В картине Зауервейда показано, как разгоряченные долгожданной победой русские солдаты грабили город, и лишь личное вмешательство Петра положило конец бесчинствам. Фигура царя верхом на скачущей лошади напоминает конные монументы великим полководцам, во множестве установленные в европейских городах.

Вся жизнь Петра I проходила в постоянном движении. За 29 лет своего правления царь никогда не оставался на одном месте больше трех месяцев. Он постоянно воевал, путешествовал, строил.

Серов В. Петр I. 1907 И, наверное, лучше всего характер первого русского императора сумел отразить Валентин Серов на своей картине «Петр I», к названию которой часто добавляют «...на строительстве Петербурга».

На полотне буйствует ветер: валит с ног людей, пытается сорвать с них головные уборы, вырвать из рук чертежи. И это не просто ветер, дующий с Невы, это - ветер перемен, проносящийся над всей Россией. Уверенно шагает вперед Петр, даже не оглядываясь на не поспевающих за ним придворных и архитекторов. Он - единственный, кто не замечает ветра, и тот как бы обтекает царя, набрасываясь на идущих следом. Петр спешит, ведь помимо строительства новой столицы у него много других дел: идет Северная война со шведами, нужно строить флот, создавать регулярную армию. Правитель России должен успеть все, и при взгляде на картину Серова становится понятно, что энергия царя преодолеет все препятствия.



Град Петров: рождение Петербурга

Иванов П. Основание Петербурга. Литография. 1836

Город, которому суждено было стать «окном в Европу» и столицей Российской империи, начинался с Петропавловской крепости. Это мощное оборонительное сооружение на Заячьем острове строилось по чертежам самого государя. За четыре летних месяца поднялись земляные стены и бастионы, на смену которым позднее пришли массивные укрепления из камня. Над крепостью вознеслась громадная колокольня Петропавловского собора с высоким шпилем, построенная по проекту итальянского архитектора Доменико Трезини. Взмывшая в небо больше чем на 120 метров башня была приметным ориентиром и при подъезде к городу, и со стороны моря. Служила она и для обзора: все окрестности с нее хорошо просматривались.

Санкт-Петербург не был похож ни на один город России. Уже с самого начала новой столице был придан европейский облик: дома ставили в линию, оставляя свободной для пешеходов полосу тротуара; улицы мостили камнем; берега рек и проложенных каналов выравнивались и спрямлялись с помощью обшитых досками свай.

Фальконе Э. Медный всадник

Фальконе Э. Медный всадник

Фальконе Э. Медный всадник

Фальконе Э. Медный всадник

Пройдут годы, и Петербургские набережные оденутся в гранит, но до этого еще далеко. Низкая болотистая местность неохотно покорялась человеку, и строительство каждого моста, шлюза, пристани или плотины давалось неимоверным напряжением сил согнанных на строительство подневольных людей. Многие расходы на благоустройство города возлагались на жителей. Домик Петра I. ФотографияК примеру, домовладельцы должны были позаботиться и о каменном покрытии мостовых, и об озеленении дворов липовыми деревьями.

Дом самого царя был небольшой, скромный и отнюдь не похож на дворец. Резиденция Петра располагалась в нарядном двухэтажном строении с золочеными оконными рамами и свинцовыми орнаментами. Зато общественные сооружения - такие, как Адмиралтейство, здание Двенадцати коллегий, Гостиный двор или Кунсткамера (первый русский музей), - строились основательно и с размахом.


Первый музей

Кунсткамера. ФотографияКунсткамера была естественнонаучным и историческим музеем. Здесь хранились превосходные чучела зверей и птиц, рыб и змей. Немало места занимали военные трофеи и образцы старинного оружия. Деревянное блюдо с серебряным ключом, преподнесенное русским войскам при взятии Дербента, соседствовало с чугунными ядрами, медными пушками, отлитыми еще при Иване Грозном, боевыми доспехами.

Уже после смерти Петра Великого, в 1727 году, Кунсткамера переехала в выстроенное для нее здание на набережной Невы, а год спустя, была торжественно открыта «для всякою чина людей». Помимо Кунсткамеры, в новом здании разместились библиотека, обсерватория, конференц-зал Академии наук.

Кунсткамера сохранилась до наших дней. Сегодня это один из крупнейших музеев в России, и многие приобретенные еще Петром I «диковины» можно увидеть в его залах.



Эпоха дворцовых переворотов

Вслед за кончиной великого правителя наступает период растерянности в государственных делах и борьбы претендентов за высшую власть. Петр I скончался в 1725 году внезапно и не успел назвать имени своего преемника.

От Екатерины I до Екатерины II

Тайны дворцовых переворотов

От Екатерины I до Екатерины II

Тайны дворцовых переворотов

Престол мог захватить кто угодно. Поэтому верный друг Петра князь Александр Меншиков во главе гвардейцев возвел на престол жену Петра Екатерину I. Хитрый князь действовал не бескорыстно. За оказанную услугу императрица предоставила Меншикову право самому руководить страной. Однако это длилось недолго: ровно через два года Екатерина последовала за своим покойным мужем. Власть она завещала внуку Петра и сыну казненного царевича Алексея, которого в честь великого деда назвали Петром.

Суриков В. Меньшиков в Березове. 1883

Серов В. Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте. 1900

Якоби В. Ледяной дом. 1878

Суриков В. Меньшиков в Березове. 1883

Серов В. Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте. 1900

Якоби В. Ледяной дом. 1878

В начале 12-летний император Петр II, как до него Екатерина, во всем полагался на Меншикова, которому присвоил впервые в российской истории звание генералиссимуса. Всесильному князю завидовали, писали на него доносы, и вскоре Меншиков был отстранен от власти и сослан в город Березов, где и умер. Не повезло и Петру II. Едва он собрался жениться на княжне Долгорукой, как заболел оспой и скончался. С его смертью прервался род Романовых по мужской линии.

С тех пор на русском престоле восседали женщины...

 Сначала это была дочь Ивана V, брата Петра I - Анна Иоанновна (с 1730 по 1740 год), которая прославилась своими чудачествами. Одной из самых известных ее затей стал Ледяной дворец, который специально построили для того, чтобы пышно отпраздновать в нем свадьбу князя Голицына, ставшего шутом императрицы, и ее карлицы-калмычки.

После ее смерти три недели царствовал любимец Анны Иоанновны, Эрнст Иоганн Бирон. Его арестовали гвардейцы.

Затем на престол взошла внучка Ивана V - Анна Леопольдовна (1740-1741), она должна была править до тех пор, пока не подрастет ее сын, законный наследник престола Иоанн VI.

Лансере Е. Цесаревна Елизавета Петровна и преображенцы в кордегардии Зимнего дворца в ночь на 25 ноября 1741 года

Лансере Е. Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. 1905

Творожников И. Поручик Василий Мирович у трупа Иоанна Антоновича 5 июля 1764 года в Шлиссельбургской крепости

Лансере Е. Цесаревна Елизавета Петровна и преображенцы в кордегардии Зимнего дворца в ночь на 25 ноября 1741 года

Лансере Е. Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. 1905

Творожников И. Поручик Василий Мирович у трупа Иоанна Антоновича 5 июля 1764 года в Шлиссельбургской крепости

И тут вновь вмешались гвардейцы, которые совершили переворот и возвели на трон дочь Петра I - Елизавету (1741- 761). А как же быть с Иоанном VI? Поначалу мальчика хотели убрать с глаз долой и отослали в Ригу, потом все же вернули в город Холмогоры. Но и это посчитали недостаточным. Иоанна заперли в Шлиссельбургской крепости, где он провел всю свою жизнь. Возмущенный таким обращением с наследником престола, подпоручик Василий Мирович предпринял попытку освободить Иоанна, но неудачно. Действовавшие согласно инструкции стражники убили своего узника, а сам Мирович был казнен.

Властная, как и ее отец, Елизавета Петровна правила долго и многого добилась. Она отменила смертную казнь. В ее царствование были достигнуты значительные успехи в развитии хозяйства, культуры России и во внешней политике, чему способствовала деятельность ученого Михаила Ломоносова, дипломата Алексея Бестужева-Рюмина, государственных деятелей братьев Шуваловых - Ивана и Петра.

Все перипетии, полного драматизма времени, нашли художественное воплощение в многосерийной исторической драме Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов»


Матушка-государыня: Екатерина II «Великая»

Императрица Елизавета Петровна была дальновидной правительницей и загодя позаботилась о преемнике. Она вызвала из Германии племянника, который приходился внуком двум бывшим противникам - Петру Великому и королю Швеции Карлу XII, - герцога Карла Петра Ульриха. В России он стал великим князем, а затем и императором Петром III. Елизавета Петровна позаботилась и о невесте для него. Княжну в Германии звали Софьей Августой Фредерикой, а у нас, после крещения, Екатериной.

Девушка поставила перед собой три задачи: понравиться наследнику престола, завоевать симпатии императрицы и снискать расположение русского народа. И со всеми этими задачами она блестяще справилась. Сначала стала великой княгиней, а затем, свергнув мужа с помощью влюбленной в нее гвардии, взошла на трон и стала императрицей Екатериной Великой (1729-1796). Годы правления: 1762-1796 гг. Ее блистательное правление завершило женский век русской истории - XVIII.

Ге Н. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. 1874

Боровиковский В. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с Чесменской колонной на фоне). 1794

Ге Н. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. 1874

Боровиковский В. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с Чесменской колонной на фоне). 1794

Немка по рождению, она не имела никаких прав на русский престол. И вместе с тем Екатерина II так прониклась духом России, что приняла православную веру, стала по-настоящему русской женщиной и мудрой правительницей. При ней в результате русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 годов Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Она приняла под российское подданство Восточную Грузию. Екатерина переписывалась с французским ученым Вольтером и другими деятелями французского Просвещения. Ее перу принадлежат многие беллетристические, драматургические, публицистические и научно-популярные сочинения.


Екатерина II – владычица морей

Айвазовский И. Чесменский бой 25-26 июня 1770 года. 1848

Айвазовский И. Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями. 1892

Айвазовский И. Бой в Хиосском проливе 24 июня I770 года. 1848

Айвазовский И. Чесменский бой 25-26 июня 1770 года. 1848

Айвазовский И. Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями. 1892

Айвазовский И. Бой в Хиосском проливе 24 июня I770 года. 1848

Созданный Петром I флот позволил России стать могучей морской державой. Самым крупным победоносным морским сражением XVIII века стало Чесменское сражение. В 1770 году русские корабли под командованием адмиралов Спиронова и Грейга сначала блокировали турецкий флот в бухте Чесма у берегов Малой Азии, а затем полностью его разгромили. Ночью с 25 на 26 июня первым ворвался в бухту и открыл огонь из всех орудий линейный корабль «Европа». За ним в бой вступили остальные русские корабли. Особо отличился брандер (небольшое штурмовое судно) под командованием лейтенанта Дмитрия Ильина. Моряки подобрались к борту турецкого корабля и подожгли его. Начался большой пожар. Вскоре пылал не только весь турецкий флот, но и артиллерийские батареи на берегу. За эту ночь сгорело почти 70 кораблей противника. Погибло 10 тысяч турецких офицеров и матросов. Потери русских были невелики.


Долгое царствование Екатерины II выдвинуло целую плеяду блестящих государственных деятелей, полководцев, дипломатов. Среди них, прежде всего, надо назвать генералиссимуса Александра Васильевича Суворова (1729-1800), Григория Александровича Потемкина, светлейшего князя Таврического (1739-1791), фельдмаршала Петра Александровича Румянцева. Особую роль при императрице играли братья Григорий и Алексей Орловы. Нельзя не упомянуть и о Екатерине Романовне Дашковой.

Суриков В. Портрет А.В. Суворова

Лампи Иоганн-Баптист старший. Портрет Григория Потемкина

Федоров А. Портрет П.А. Румянцева-Задунайского

Суриков В. Портрет А.В. Суворова

Лампи Иоганн-Баптист старший. Портрет Григория Потемкина

Федоров А. Портрет П.А. Румянцева-Задунайского

Христинек Л. Портрет А.Г. Орлова-Чесменского

Рокотов Ф.С. Портрет Григория Григориевича Орлова

Христинек Л. Портрет А.Г. Орлова-Чесменского

Рокотов Ф.С. Портрет Григория Григориевича Орлова

Перов В. Суд Пугачева. 1875В годы правления Екатерины Великой вспыхнула Крестьянская война, которую возглавил отставной хорунжий Емельян Пугачев, называвший себя чудом спасшимся императором Петром III.

Императрица бросила значительные силы на поимку «воскресшего мужа». Он был схвачен в сентябре 1774 года и казнен в Москве на Болотной площади.

Одновременно с этим у Екатерины появилась очень красивая соперница - Флавицкий К. Княжна Тараканова. 1864«княжна Тараканова». Настоящего имени этой женщины никто не знал, но она путешествовала по Европе и всюду представлялась дочкой Елизаветы Петровны, то есть внучкой Петра I и законной наследницей русского престола.

По заданию императрицы «княжну» обманом заманили на русский корабль, который стоял в итальянском порту, арестовали и доставили в Петербург. Ее заключили в Петропавловскую крепость, где Елизавета Тараканова в 1775 году умерла от туберкулеза. Предание о гибели Таракановой во время наводнения, давшее художнику К. Флавицкому сюжет картины, не соответствует действительности.

Щукин С.С. Портрет императора Павла IВ 1796 году Екатерина Великая умерла, а место на престоле занял ее сын, император Павел I. Один из первых указов нового властителя гласил, что отныне править страной могут только мужчины. Так закончился женский век и начался период мужского самодержавия.

Павел старался ни в чем не походить на свою мать и больше всего внимания уделял изменениям в русской армии, стараясь переделать ее по прусскому образцу. Однако он не был последовательным, и во время Итальянского и Швейцарского походов, Бенуа. Парад при Павле I. 1907совершенных русской армией под командованием Александра Суворова, прусские порядки оказались непригодными.

Титаническая законодательная деятельность Павла (он ежемесячно издавал по 42 указа) не была оценена ни дворянством, ни церковью. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года он был убит заговорщиками. Увы, не везло мужчинам на русском престоле. Павел погиб насильственной смертью, как и его отец, император Петр III.


Библиографический список

Печатные издания:

  • Иван Айвазовский : альбом / авт. текста Галина Чурак. - М. : Белый город, 2000. - 64 с. : ил.
  • Андреева, А.Ю. Костюм русской знати. От Византии до модерна / Анна Юрьевна Андреева. - СПб. : Паритет, 2008. - 176 с. : ил.
  • Анисимов, Е.В. Петербург времен Петра Великого / Евгений Викторович Анисимов. - М. : Центрполиграф, 2010. - 430 с. : ил.
  • Войны, сражения, полководцы : в произведениях классической живописи / сост. Владислав Артемов. - М. : Олма-Пресс, 2002. - 383 с. : ил. - (Героическая история России).
  • Глиэр, Р.М. Балет «Медный всадник» [Ноты] / Р. М. Глиэр // А.С. Пушкин в русской музыке : музыкальные фрагменты из балетов и опер в облегченном переложении для фортепиано / авт. проекта и сост. А. Веселова. - СПб. : Союз художников, 2003. - С. 57-82.
  • Голыженков, И. Европейский солдат за 300 лет (1618-1918) : энциклопедия военного костюма / Иван Голыженков, Борис Степанов. -М. : Изографус, 2002. - 23 с. : ил.
  • Григорян, И.И. Русская историческая живопись / Ирина Игоревна Григорян. - М. : Олма-Пресс Образование, 2005. - 95 с. : ил. - (Галерея мировой живописи).
  • Екатерина Великая : русская культура второй половины XVIII века : каталог выставки /авт.-сост. Г.В. Вилинбахов [и др.]. - СПб. : Славия-Интербук, 1993. - 192 с. : ил.
  • Жемчугова, П.П. Оперы : справочник школьника / Полина Павловна Жемчугова. - СПб. : Литера, 2010. - 96 с. : ил. - (Словарик школьника).
  • Исторические сюжеты / сост. С.Т. Исмаилова. - М. : Русское энциклопедическое товарищество, 2003. - 32 с. : ил. - (Детский музей) (Русская живопись).
  • История России в русской музыке [Ноты] : музыкальные фрагменты из опер в облегченном переложении для фортепиано / сост. А. Веселова. - СПб. : Союз художников, 2004. - 99 с. : ил.
  • Калашников, В.И. Историческая картина / Виктор Иванович Калашников. - М. : Белый город, 2001. - 47 с. : ил. - (Энциклопедия живописи для детей).
  • Калязина, Н.В. Русское искусство Петровской эпохи : [альбом] / Н.В. Калязина, Г.Н. Комелова. - Л. : Художник РСФСР, 1990. - 269 с. : ил.
  • Кузнецова, Э.В. Исторический и батальный жанр : беседы о русской и советской живописи : кн. для учителя / Эра Васильевна Кузнецова. - М. : Просвещение, 1982. - 192 с. : ил.
  • Некрасова, Е.А. Ломоносов-художник / Екатерина Алексеевна Некрасова. - М. : Искусство, 1988. - 144 с. : ил.
  • Овсянников, Ю.М. Великие зодчие Санкт-Петербурга : Д. Трезини, Ф. Растрелли, К. Росси / Юрий Максимилианович Овсянников. - СПб. : Искусство, 2000. - 632 с. : ил.
  • Санкт-Петербург : занимательные вопросы и ответы : учебное пособие / И. И. Георгиев [и др.] - СПб. : Паритет, 2000. - 368 с. : ил.
  • Синдаловский, Н.А. Призраки Северной столицы : легенды и мифы питерского зазеркалья / Наум Александрович Синдаловский . - М. : Центрполиграф, 2012. - 269 с. : ил.
  • Сокол, К.Г. Монументы империи :[описание двухсот наиболее интересных памятников императорской России] / Кирилл Гелиевич Сокол. - М. : Грантъ, 2001. - 455 с. : ил.
  • Чайковский, П.И. «Мазепа» // 111 опер : справочник-путеводитель / сост. Алла Константиновна Кенигсберг. - СПб. : Культ-информ пресс, 2000. - С. 434-443.
  • Яковлева, Н.А. Русская историческая живопись : детская энциклопедия / Нонна Александровна Яковлева. - М. : Белый город, 2001. - 64 с. : ил. - (Русское искусство).

Видеоматериалы:

  • Адмирал Ушаков [Видеозапись] : художественный фильм / режиссер Михаил Ильич Ромм. - М. : Крупный план, 2003. - 1 вк. - (Киноклассика России).
  • Гардемарины, вперед! [Видеозапись] : остросюжетный историко-приключенческий фильм / режиссер Светлана Дружинина. - М. : Мастер, 1999. . - 1 вк - (Коллекционная серия).
  • Государь Алексей Михайлович [Видеозапись] : документальный фильм / режиссер: Леонид Фишель. - М. : Кварт, 1999. - 1 вк.
  • Демидовы [Видеозапись] : крупномасштабная историческая драма : в 2-х сериях / режиссер Ярополк Леонидович Лапшин. - М. : Энио-Фильм, 1997. - 1 вк.
  • Дым Отечества [Видеозапись] : исторический фильм о жизни Михаила Ломоносова / режиссер Ярополк Леонидович Лапшин. - М. : Энио-Фильм, 1999. - 1 вк.
  • Емельян Пугачев [Видеозапись] : художественный фильм : 2 серии / режиссер А. Салтыков. - М. : Формат, 1978. - 1 вк.
  • Император Павел I [Видеозапись] : документальный фильм / режиссер: Леонид Фишель - М. : Кварт, 2001. - 1 вк.
  • Императрица Екатерина Великая [Видеозапись] : документальный фильм / режиссер: Леонид Фишель - М. : Кварт, 2001 - 1 вк.
  • Капитанская дочка [Видеозапись] : художественный фильм : по одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина / В. Каплуновский. - М. : Крупный план, 2008 - 1 dvd. - (Литературная классика на экране).
  • От Екатерины I до Екатерины II [Видеозапись] : документальный фильм / режиссер: Леонид Фишель. - М. : Кварт, 2000. - 1 вк.
  • Первый император России [Видеозапись] : документальный фильм / режиссер: Леонид Фишель. - М. : Кварт, 2000 - 1 вк.
  • Петербургская кунсткамера [Видеозапись] : научно-популярный видеофильм / режиссер В. Ахнин. - М. : Крупный план, 1993. - 1 вк.
  • Петр Первый [Видеозапись] : киноэпопея по одноименному роману А. Н. Толстого / режиссер Владимир Михайлович Петров ; авт. сценария Алексей Николаевич Толстой, - М. : Миллениа, 2001. - 1 вк. - (Кинонаследие).
  • Россия молодая [Видеозапись] : историческая драма по одноименному роману Юрия Германа. Часть 3 / режиссер и авт. сценария И. Гурин. - М. : Мастер Тэйп, 1999. - 1 вк. - (Коллекционная серия).
  • Сказ про то, как царь Петр арапа женил [Видеозапись] : художественный фильм / режиссер Александр Митта. - М. : Крупный план, 1999 - 1 вк. - (Популярные ленты «Мосфильма»).
  • Суворов [Видеозапись] : историко-биографический фильм / режиссер В.И. Пудовкин, М. Доллер. - М. : Миллениа, 2001- 1 вк. - (Кинонаследие).
  • Табачный капитан [Видеозапись] : музыкальная кинокомедия по мотивам одноименной пьесе Н. Адуева / режиссер И. Усов. - М. Мастер Тэйп, 2000. - 1 вк. - (Коллекционная серия).
  • Тайны дворцовых переворотов [Видеозапись] : историческая драма / режиссер Светлана Дружинина. - М. : Диджитал, 2010. - 6 dvd.
  • Царевич Алексей [Видеозапись] : историческая драма / режиссер и авт. сценария Виталий Мельников. - М. : Дивиди Лэнд, 2006. - 1 dvd.
  • Тайны русской истории [Видеозапись] : документальные фильмы о русской истории XVIII-XIX вв. - М. : Райз Медиа, 1997. - 1 вк. - (Видеогурман).
  • Юность Петра [Видеозапись] : художественный фильм по роману А. Н. Толстого «Петр I» : 2 серии / режиссер Сергей Аполлинарьевич Герасимов. - М. : Дом Видео, 1999 - 1 вк. - (Историческая экранизация).
 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика