С 24 октября в отделе «Искусство» в рамках проекта «Детали» работает книжно-иллюстративная выставка «Если бы обувь могла говорить»: из истории обуви. История обуви так же стара, как и история человеческой культуры. Чем больше человек приспосабливался к окружающей среде, тем больше изобретательности он проявлял. А с тех пор, как обувь приобрела более или менее приближенные к современным очертания, она стала не просто средством защиты ног от погодных условий, но и «говорящей» деталью туалета. Обувь стала показателем социального статуса и на нее появилась мода. Мы надеемся, что познакомившись с материалами, представленными на выставке, вы найдете для себя новую и интересную информацию.
Первая обувь, скорее всего, была кожаной. А первые в истории человечества ботинки, по мнению исследователей, представляли собой что-то вроде портянок из медвежьих шкур, утепленных изнутри сухой травой. Также для изготовления обуви использовались растительные материалы – древесная кора, камыш, папирус, лыко, солома, а также грубая толстая пряжа, войлок и даже дерево. В процессе эволюции выделились четыре типа обуви: сандалии, сабо; туфли (ближайшие родственники - поршни, лапти); ботинки и полуботинки; сапоги и полусапоги (и те самые валенки). И до сих пор вся производимая в мире обувь может быть разделена по этим типам. Вопрос только в новых материалах и технологиях, принципиально же ничего нового мысль человеческая не изобрела. Заглянув в далекое прошлое можно увидеть, что самым распространённым видом обуви в Древнем Египте были сандалии из пальмовых листьев или папируса, похожие по форме на стремя: подошва, на носке загнутая кверху, прикреплялась к ноге кожаными ремешками, один из которых шёл поперёк стопы, а другой крепился перпендикулярно к нему. Родовитые египтяне украшали ремешки изысканными рисунками и драгоценными камнями. Известны были также туфли с закрытым носком, без пятки, напоминавшие по виду и назначению современные «шлёпанцы». | | | | | |
В Древней Греции кроме простых сандалий, умели шить полуботинки с задником, сапожки на шнуровке, подчеркивавшие стройность ног и пользовавшиеся большим спросом у женщин, сапоги-чулки из мягкой кожи, и сапоги без носка. Но настоящей революцией стало изобретение греками обувной пары, когда правый и левый ботинки шьются по разным лекалам. К столь очевидной, на наш нынешний взгляд, идее человечество шло много веков. Говорят, этому открытию способствовали гетеры. По их заказу сапожники подбивали гвоздями обувь так, чтобы она оставляла на песке следы с надписью «Следуй за мной». Актёры на сцене обували котурны – сандалии на очень высокой подошве. Средневековая Европа отвергла классические сандалии, отдав предпочтение претенциозным туфлям с длинными, загнутыми вверх носами, которые, по моде того времени, украшались колокольчиками или бубенцами. Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. Причем длина туфель отражала знатность их владельца. Так, рядовым дворянам, согласно регламенту, полагалось носить башмаки или туфли на полтора размера больше длины ступни. Баронам приходилось ковылять в туфлях на два, а графам - даже на три размера больше. Что до герцогов и принцев, а также прочих особ королевской крови, то у них носочная часть обуви могла быть какой угодно длины. Чтобы не спотыкаться, князья нередко привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечевкой. | | | | | |
XV век принес модникам заметное облегчение: туфли стали короче и шире (их называли «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъеме. Обувь изготавливали из кожи, бархата, шелковой и шерстяной ткани красного, голубого, жёлтого и других цветов. Носки их, по тогдашней моде, украшали разрезами, через которые была видна подкладка из ткани или кожи другого цвета. Чтобы они выглядели поизящнее, обувщики придумали прибивать к ним деревянные каблуки. Женская обувь того времени ничем не примечательно: приличия не позволяли дамам показывать даже носки туфель. Когда же юбки дам стали гораздо короче и игривее, грубые башмаки на толстых каблуках сменили изящные, легкие туфельки из бархата, шелка и парчи. И если раньше, когда обувь скрывало длинное платье, высота подошв башмаков была умеренной, то со временем их стали делать выше. Обувь, отделанную шитьем и другими украшениями, охотно выставляли напоказ. В галантном XVII веке обувь стала еще более статусной. В это время показателем социального статуса стали не носы, а каблуки. Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, – на подъёме, другой, поменьше – около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты – высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых оканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами, которые шились в виде кулька и вверху (там, где они выглядывали из сапог) отделывали тонкими кружевами. Такие «каноны» вместе с кружевными подвязками нередко стоили намного дороже, чем весь остальной костюм. На сапоги обязательно прикрепляли шпоры, даже если шли пешком (и даже если вообще не имели лошади). Простолюдины в деревнях обувались в деревянные башмаки – сабо, или ходили босиком. В XVIII веке, во время господства рококо, в моду вновь входят остроносые туфли и сапоги, ещё больше возрастает значение украшений и декора – прежде всего пряжек, шнуровок и бантов на высоких подъемах. Революция начала XIX века стерла различия между сословиями, и это не могло не отразиться на обувной моде. В европейской обуви стали преобладать простота и рациональность. Дошло даже до того, что все граждане свободной Франции носили примитивные грубые башмаки с деревянной подошвой. | | | | | |
Но есть вещи, которые никогда не выйдут из моды. Это валенки - самая зимняя и самая русская обувь. Валенки, они же валенцы, волнушечки, выходки, пимы, катанки и чесанки. Испокон веков они – неотъемлемая часть русского костюма, русского образа жизни, русской зимы и даже русского характера. «Прост как валенок», «Ваньку валяет», «Не мытьём так катаньем» - навсегда вошли эти присказки в наш язык. И никому не надо объяснять, что они значат: и простоваты валенки, как русский мужичок, но и прочны, основательны и надёжны, как он, не подведут в трудную минуту! Достоинство русских валенок и то, что всегда до крайности удивляло иностранцев, заключается в единстве их формы и отсутствии швов. | | | | | |
Самая древняя обувь на Руси - лапти. Лапти просуществовали не одно столетие, и теперь являются символом русской деревни и добрым памятником о наших славных предках. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне, а это было составляли подавляющее население. Лапоть и крестьянин были почти синонимами. Вот откуда пошла поговорка «лапотная Россия». «Лапотной» Россия оставалась примерно до середины прошлого века. Лапти были и мужской и женской обувью. Материал для лаптей всегда был под рукой: их плели из лыка липы, вяза, ракиты, вереска и даже из бересты. В ХХ веке обувь стала объектом внимания художников и конструкторов, и, как и прежде, оставалась признаком социального различия владельцев. Так аристократическая обувь – узкая в ступне, остроносая, на фигурном каблуке. В начале XX века наиболее технологичной обувью были полуботинки и туфли «лодочка», введенные в моду Коко Шанель. А после Второй мировой дизайнеры начинают экспериментировать с материалами более дешевыми, чем кожа: войлоком, парусиной, резиной. | | | | | |
В 1957 году Габриэль Шанель удивила мир моды, создав, так называемые двухцветные туфельки. В очередной раз, окинув придирчивым взглядом мужской гардероб, служивший ей едва ли не главным подспорьем в деле реформы женской одежды, обнаружила там спортивные туфли для игры в теннис с черными мысками образца 1920-1930-х годов. Простая, практичная затея, обусловленная тем, что туфли спортсменов пачкались о траву, обернулась самыми элегантными женскими туфлями в мире. В первой бежевой туфельке с черным носом сошлось важнейшее уравнение женской обуви, ведь этот самый нос зрительно уменьшал размер стопы, в то время как бежевый удлинял ногу. С тех пор заветные туфли принялись распространять свое волшебство на главные нижние конечности современности, и первыми среди них оказались те, что принадлежали Катрин Денев, Бриджит Бардо, Жанне Моро, Роми Шнайдер и Джейн Фонде. | | | | | | | | |
На сегодняшний день дизайнеры всего мира уделяют огромное внимание обуви. Многие дома моды имеют собственные обувные линии, ведь обувь играет в дизайне костюма весьма значительную роль, превращаясь порой из второстепенного элемента в первостепенный. Основной чертой современной обуви является не только функциональность, но и престижность. Человек нового поколения как будто следует афоризму О. Уайлда: «Каждый человек должен быть произведением искусства или носить на себе произведение искусства». |