|
|
|
Павел Федотов. Сватовство майора
| Василий Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом
| Борис Кустодиев. Купчиха за чаем
|
Издавна на Руси картины, изображавшие повседневную жизнь, называли «бытейскими письмами». Когда бытовая живопись была официально признана Петербургской академией художеств (это произошло очень поздно - лишь во 2-й половине XIX в.), для ее обозначения стали использовать французское слово «жанр», принятое в западных академиях, а живописцев, создающих произведения на бытовые сюжеты, назвали жанристами. Теперь можно было сказать, имея в виду одно и то же, что художник пишет «бытовые картины», «жанровые полотна» или «жанры». По жанровым (бытовым) картинам художников можно судить о том, как жили и о чем думали люди в то время, когда эти произведения создавались. Жанровая картина - это почти всегда рассказ о жизни, обращенный и к современникам, и к потомкам. Бытовая живопись изображает повседневную жизнь человека: труд и отдых, будни и праздники; людские толпы и дружеский круг; человека на лоне природы и дома. Герои бытовых картин близки каждому из нас - эти люди такие же, как мы, хотя и жившие в другие эпохи и в других странах, носившие другую одежду и соблюдавшие иные обычаи. Но им были знакомы те же радости и невзгоды, встречи и расставания, любовь и ненависть, они справляли свадьбы, заботились о семье и хоронили близких людей - и так же размышляли о смысле жизни, как и каждый человек во все времена.
Бытовая живопись тесно переплетена с исторической: и бытовая, и историческая живопись изображают события человеческой жизни. Но герои исторических полотен почти всегда названы по именам (например, «Наполеон на Аркольском мосту»). Персонажи бытовых картин, как правило, безымянны, это «люди из толпы», типичные представители своей эпохи, нации, сословия, профессии. Это отражено и в названиях картин - «Трапеза крестьян», «Завтрак аристократа», многочисленные «Кружевницы», «Шулеры», «Гадалки», «Гитаристы»...
Жанровая живопись - особая и, возможно, самая яркая страница в искусстве Северной Европы. За короткий срок художниками была создана уникальная энциклопедия повседневной жизни. Любая бытовая сценка могла заинтересовать мастера, вдохновить его на создание замечательной картины.
|
|
|
Якоб Йорданс. Праздник бобового короля
| Якоб Йорданс. Сатир в гостях у крестьянина
| Адриан Браувер. Драка крестьян при игре в карты
|
На полотнах фламандских живописцев шумели весёлые праздники, кружились в танце крестьяне, бушевали пьяные драки. Эти яркие многолюдные сцены были полны кипучей энергии фламандцы любили изображать изобильные столы и отдыхающих, довольных жизнью людей. Непременными участниками жанровых сцен были, домашние животные: кошки, собаки, куры, поросята и даже коровы.
|
|
|
Питер де Хох. Хозяйка и служанка | Ян Вермеер Делфтский. Служанка с кувшином молока | Герард Терборх. Дама,чистящая яблоко |
Голландские мастера, напротив, предпочитали изображать об повседневную жизнь, в которой нет места бурным эмоциям. Число в таких жанровых сценах, как правило, невелико. Действие происходит в уютных городских домах, аккуратных двориках, мастерских художников. Тщательно выписанные предметы интерьера и детали костюмов заслоняют собой людей, отвлекают внимание зрителей от лиц героев на первый план выходит мир вещей.
|
|
Иван Фирсов. Юный живописец | Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора |
Русская жанровая живопись родилась в конце XVIII века, в эпоху господства портретов и больших полотен с историческими, библейскими и мифологическими сюжетами. Стараясь угодить избалованным зрителям, первые художники-жанристы писали лёгкие красивые сценки, часто на зарубежном материале. Такие картины должны были услаждать глаз и радовать сердце.
|
|
Владимир Маковский. Свидание | Василий Перов. Проводы покойника |
Шло время, и ко второй половине XIX столетия жанровая живопись оттеснила на задний план все другие жанры. Зрители теперь не указывали мастерам кисти, какие сюжеты выбирать для картин. Наоборот, уже художники диктовали публике, на какие явления современной жизни следует обратить внимание. В это время большинство картин рассказывало о страданиях бедняков, об ужасах тюрем, о бесправии женщин, об умирающих от непосильного труда детях. Произведения, в которых отсутствовала критика общественных пороков, в то время не пользовались популярностью.
|
|
Борис Кустодиев. Масленица | Н.П. Богданов-Бельский. Новые хозяева |
С конца девятнадцатого века для страны настала эпоха великих перемен. Люди видели, как устойчивый, налаженный быт уходит в прошлое, а вместо него нарождается что-то новое, неведомое. Художники чувствовали это очень остро. Одни из них писали картины, в которых находили отражение эти перемены, другие же спешили запечатлеть именно те черты русского быта, которым суждено было исчезнуть. Расцвела историческая жанровая живопись, мастера которой любовью воспроизводили реалии, памятные им по далёкой молодости, или вовсе обстоятельства других, давно ушедших эпох. Люди цеплялись за прошлое, пусть даже далёкое. Оно казалось понятным и надёжным, в отличие от зыбкого настоящего и неопределённого будущего. Наконец, некоторые художники пытались укрыться в мире своих фантазий. Картины, которые они создавали, можно лишь с большой натяжкой назвать жанровыми. Они воспроизводили реальную жизнь, но с какой почти фантастической точки зрения, так что реальные люди, друзья и знакомые, на их картинах смотрелись призраками, а реальные места, - дача или улица рядом с домом, - зачарованными царствами.