Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Из кейса методиста: Организация клубов, любительских объединений и кружков в библиотеке

Уважаемые коллеги!

В целях упорядочения ведения документации по организации клубов, любительских объединений, кружков предлагаем вам «Положение о любительском объединении, клубе по интересам», разработанное и утвержденное приказом Департамента по делам культуры, молодежи и спорта Администрации Тюменской области от 28.06.99 г. № 109. В свою очередь, данный документ подготовлен на основе «Положения о любительском объединении, клубе по интересам», утвержденного Секретарем ВЦСПС Л.А. Землянниковым, Секретарем ЦК ВЛКСМ В.М. Мишиным, Заместителем Министра культуры СССР Т.В. Голубцовой и рядом других должностных лиц. «Положение….» входит в «Сборник Директивных и нормативных документов по перестройке организационно-хозяйственного механизма клубных учреждений в связи с внедрением в их деятельность платных услуг для населения» (М., 1987).

Библиотеки, имеющие клубы (объединения) или желающие их организовать, могут воспользоваться структурой данного Положения и разработать документ, соответствующий целям и задачам созданного или создаваемого на базе библиотеки любительского объединении.

Предлагается также материал по организации кружков творчества детей в библиотеке.

Положение о любительском объединении, клубе по интересам Тюменской области

I. Общие положения

1.1. Любительским объединением, клубом (далее именуется «объединение») по интересам является организационная форма общественной самодеятельности населения, создаваемая на основе добровольности, общих творческих интересов и индивидуального членства участников с целью удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов советских людей в сфере свободного времени.

1.2. Объединения могут быть трех типов:

1.2.1. Объединения, осуществляющие свою деятельность за счет имеющихся на эти цели средств организации – учредителя.

1.2.2. Объединения, осуществляющие свою деятельность по принципу частичной самоокупаемости с использованием средств участников объединения, полученных от членских взносов, деятельности любительских объединений, а также за счет имеющихся на эти цели средств организации – учредителя.

1.2.3. Объединения, осуществляющие свою деятельность по принципу полной самоокупаемости с использованием средств участников объединения (членских взносов), а также средств, получаемых от деятельности объединений. При необходимости объединения этого типа могут выделяться на самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать, фирменный бланк, и другие реквизиты и подлежит регистрации в местных органах власти.

1.3. Объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению организации – учредителя. Организациями – учредителями могут быть органы и учреждения культуры, спорта, внешкольные учреждения, Дома и Дворцы молодежи, учебные заведения, жилищно-эксплуатационные организации, профсоюзные и комсомольские комитеты, другие организации и творческие союзы. Вся деятельность в объединении осуществляется в свободное от работы (учебы) время.

1.4. Объединения:
- способствуют организации содержательного досуга людей, развитию их общественно-политической и социальной активности, новаторских идей и поисков, утверждению здорового образа жизни;
- участвуют в пропаганде научно-технических знаний, достижений отечественной и мировой культуры, литературы, искусства (в зависимости от вида любительской деятельности);
- прививают участникам навыки самоуправления, приобщают их к общественной деятельности, самообразованию, исследовательской работе, содействуют формированию у них высоких моральных качеств и эстетических вкусов, развивают организаторские и творческие способности, участвуют в культурно-массовой работе проводимой организациями-учредителями.

1.5. Деятельность объединений может осуществляться по следующим основным видам: познавательная, пропагандисткая, учебная, поисково-исследовательская, досуговая, художественно-творческая, спортивно-оздоровительная.

1.6. По направлениям деятельности объединения могут быть:
- общественно-политические (революционных, боевых, трудовых традиций) военно-патриотического воспитания, интернациональной дружбы, толерантности и т.д.;
- производственно-технические (технического творчества, рационализаторов, изобретателей, моделирования, компьютерной техники и т.п.);
- естественнонаучные (любителей астрономии, океанологии, путешествий, садоводов, цветоводов, собаководов и т.п.);
- художественные (любителей музыки, театра, литературы, кино, фотоискусства и т.п.);
- физкультурно-оздоровительные (клубы закаливания, любителей бега, туризма и т.п.);
- коллекционно-собирательские (филателистов, филофонистов, нумизматов и т.п.).
Могут также создаваться клубы ветеранов войны и труда, подростков, молодежи, женщин, трезвости, молодых специалистов, творческой интеллигенции, семейного отдыха, домоводства и т.п.
Объединения проводят учебные занятия, репетиции, тренировки, походы, обсуждения соей деятельности, организуют творческие отчеты, участвуют в подготовке и проведении выставок, тематических вечеров, устных журналов, вечеров вопросов и ответов, викторин, собирают коллекции и осуществляют коллекционный обмен, используют другие формы общественно-полезной любительской деятельности и проведения культурного досуга.

1.7. Члены объединения имеют право: избирать и быть избранным в руководящие и ревизионные органы объединения, принимать участие во всех видах его деятельности, пользоваться в установленном порядке имуществом объединения.
Члены объединения обязаны активно участвовать в его работе, соблюдать правила внутреннего распорядка, утвержденного организацией - учредителем, а при условии индивидуального платного членства своевременно уплачивать членские взносы.

1.8. Объединения и их члены могут поощряться в порядке, установленном для поощрения коллективов и участников самодеятельного творчества.

II. Руководство и контроль за деятельностью объединений.

2.1. Общее руководство и контроль за деятельностью объединения осуществляет организация – учредитель. Она создает необходимые условия для занятий и проведения массовых мероприятий объединения, утверждает смету доходов и расходов.

2.2. Органом коллективного управления объединением является общее собрание участников. Оно избирает Совет, рассматривает планы работы, проект сметы расходов и доходов объединения, заслушивает отчеты Совета, определяет размер и порядок уплаты индивидуальных членских взносов.

2.3. Совет избирает председателя (руководителя) Совета объединения, его заместителей, которые осуществляют практическое руководство его деятельностью составляют планы организационно- творческой и учебно-воспитательной работы, вносят их в организацию - учредитель для согласования, обеспечивают выполнение этих планов, участие членов объединения в культурно-массовых мероприятиях организации учредителя; содействуют созданию в объединении творческой атмосферы и высокой требовательности, обеспечению порядка при проведении мероприятий объединения.

2.4. Ответственность за содержание деятельности и финансовую работу несут организация- учредитель и председатель совета (руководитель) объединения.

2.5. Научно-методическое руководство объединениями осуществляют органы культуры; творческую и организационную помощь на местах оказывают координационно-методические центры культуры и досуга.

III. Материальная и финансовая база объединения.

3.1 Помещение для работы объединений представляется организацией-учредителем, которая обеспечивает их необходимым инвентарем и материалами в установленном порядке. Объединения, осуществляющие свою деятельность по принципу полной или частичной самоокупаемости, могут приобретать необходимые для их деятельности товары за счет средств, получаемых любительскими объединениями от взносов их участников, доходов от деятельности объединений, а также средств организаций-учредителей.

3.2. В качестве базы деятельности объединений могут использоваться помещения учреждений культуры, спортивных сооружений, учебных заведений, жилищно-эксплуатационных, общественных, и других организаций. При этом объединения несут ответственность за сохранность предоставленных в его пользование материальных ценностей, соблюдение установленного организацией-учредителем порядка и режима работы.

3.3. Средства объединения образуются за счет:
- индивидуальных членских взносов;
- доходов от платных мероприятий, проводимых объединением;
- поступлений за выполненные объединением услуги, работы;
- прочих поступлений, а также за счет имеющихся на эти цели средств организации – учредителя.
Платные мероприятия могут проводиться объединением в соответствии с утвержденной сметой в порядке, установленном для организации - учредителя.
Размер и порядок уплаты членских взносов определяется общим собранием участников объединения и утверждается организацией – учредителем.
Средства объединения поступают на текущий счет организации – учредителя и учитываются отдельно; в объединениях, находящихся на самостоятельном балансе, средства поступают на текущий счет объединения.
Финансирование объединений, созданных при бюджетных учреждений, производится со счетов специальных средств этих учреждений и с расчетных, (текущих) счетов, если организацией-учредителем являются другие предприятия и организации.

3.4. Объединение, как правило, возглавляет руководитель (председатель совета) объединения на общественных началах. В случае необходимости может устанавливаться должность руководителя (председателя совета) объединения, оплата труда которого производится, исходя из окладов руководителей кружков.

3.5. В смету расходов объединений, работающих по принципу частичной или полной самоокупаемости, могут включаться: оплата труда руководителя объединения (председателя совета) и руководителей кружков. В смету расходов этих объединений могут включаться также расходы, связанные с приобретением необходимых материалов: инвентаря, оборудования, оплатой за амортизацию оборудования, инструментов, реквизита, технических средств, проката культурного, спортивного и другого оборудования; транспортные, рекламные и другие расходы; отчисления в пользу организации- учредителя части средств от доходов объединения
Для подготовки и проведения мероприятий могут приглашаться деятели культуры и искусства, консультанты, лекторы по различным отраслям знаний, художники и другие специалисты.

3.6. В объединениях, осуществляющих свою работу по принципу полной самоокупаемости, общее собрание избирает сроком на 1 год казначея, а также ревизионную комиссию, которая осуществляет проверку финансовой и хозяйственной деятельности объединения, информирует общее собрание и организацию – учредителя о результатах проверок.

3.7. Работа объединения учитывается в журнале учета, где содержатся сведения о членах, содержании и посещаемости занятий, составе совета, деятельности работников объединения, выполнении сметы доходов и расходов.

3.8. Объединения, осуществляющие свою деятельность по принципу полной самоокупаемости, находящиеся на самостоятельном балансе, имеют круглую печать со своим наименованием.

3.9. Организация учредитель может принимать заказы от предприятий и организаций на выполнение любительскими объединениями в соответствии с направлением их деятельности оригинальных исследовательских, научно-технических, экономических, сельскохозяйственных, строительных, реставрационных, художественно-оформительских и иных работ.

3.10. Объединение самоуправления может реализовывать изделия, изготавливаемые участниками любительских объединений, на комиссионных началах, по ценам, определяемым по соглашению сторон.

Методические рекомендации по организации библиотечного клуба (любительского объединения)

1. В «Словаре библиотечных терминов» (М. : «Книга», 1976), сказано: «Клуб читателей - объединение читателей при библиотеке на основе единства читательских интересов. Клуб читателей в основном выполняет две задачи – систематическое обсуждение новой литературы участниками клуба на своих заседаниях и активное участие в массовой работе библиотеки, где члены клуба одновременно участники и организаторы. Деятельность Клуба читателей направляется советом клуба под руководством библиотекаря или специалиста данной отрасли. Зачастую принимается также устав, определяющий права и обязанности членов клуба».

2. Администрация библиотеки, организующая любительское объединение должна иметь:
- положение о клубе;
- программу и планы работы клуба;
- список членов совета клуба;
- список членов клуба;
- журнал учета работы;
- проект сметы доходов и расходов, если клуб имеет доходы: членские взносы, проведение платных массовых мероприятий;
- учета работы руководителей, трудовые соглашения (договора), документы по учету кадров.

3. Желательно иметь девиз клуба, эмблему, знаки отличия членов клуба, альбом с фотографиями клубных мероприятий и т.д.

4. Все документы должны быть сложены в отдельную папку.

Методические рекомендации по организации кружков в библиотеке

В ряде детских библиотек области работают кружки: по ремонту книг, художественному творчеству детей (лепке, рисунку, шитью костюмов для кукольных театров, изготовление декораций и т.д.). Как правило, данные кружки работают без уплаты членских взносов их участников и не являются платными в своей основе.

В библиотеках могут быть созданы кружки на платной основе, которые осуществляют свою деятельность за счет взносов участников (или родителей детей). В настоящее время это, как правило, кружки по освоению компьютерной техники и овладению компьютерной грамотностью.

Комплектование таких кружков производится ежегодно и завершается за 15 дней до начала занятий. Число участников должно быть не менее 15 человек. Определение количества участников в каждом конкретном случае осуществляется руководителем клубного учреждения (библиотекой).

Оплата труда руководителей, ведущих обучение, производится по трудовым договорам (соглашениям) или из бюджетных средств учреждения.

Плата за обучение в платных коллективах вносится обучающимися членами кружка ежемесячно по квитанционным книжкам не позднее 10 числа текущего месяца и сдается в бухгалтерию (1-й экземпляр квитанции выдается на руки пользователю библиотеки, 2-й экземпляр сдается в бухгалтерию).

Администрация библиотеки также должна иметь:
- планы работы кружка;
- расписание занятий;
- список участников;
- журнал учета работы кружка;
- журнал регистрации взносов;
- проект сметы доходов и расходов от работы платных кружков;
- табель учета работы руководителей, трудовые соглашения (договора), документы по учету кадров.

Г. Муравьева,
гл. библиотекарь отдела маркетинга и методического обеспечения ОГУ ОБДЮ

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2022
Яндекс.Метрика