Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Из кейса методиста: Юношество и библиотека: психологический аспект взаимодействия

Удовлетворение любых информационных потребностей в библиотеке не представляется возможным без взаимодействия Пользователя и Библиотекаря, успех которого во многом зависит от того, насколько большего взаимопонимания достигнут оба его участника. В настоящее время сотрудников библиотек называют «проводниками» или «навигаторами» в мире информации. Это, в свою очередь, ведет к необходимости принятия диалоговой, личностно ориентированной модели общения. Одним из наиболее важных аспектов эффективного взаимодействия Пользователя и Библиотекаря является учет психологического фактора (признание уникальности личности каждого человека и уважение его неповторимости). Особенно актуальным это представляется при обслуживании детей и юношества.

В Ивановской ОБДЮ регулярно проводятся исследования по созданию портретов пользователей и изучению проблем библиотечного обслуживания. Итоги исследований выявляют несогласованности позиций Пользователя и Библиотекаря и подсказывают сотрудникам библиотеки возможные варианты корректировки коммуникативной роли.

Одной из основных категорий пользователей библиотеки являются девушки и юноши. Важность юношеского периода в развитии личности общеизвестна. Юность по праву считают решающим временем в нравственном становлении человека, которое просто невозможно без общения с окружающими людьми. Большая часть юношества ощущает постоянную потребность в близком, доверительном общении со взрослыми. Общение для них является психологической и личностной ценностью. Причем, основной смысл его заключается не только в получении той или иной информации. Для девушек и юношей главное - найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как наиболее значимое. Особенно важным это становится, когда собственные попытки разобраться в себе, в своих чувствах и переживаниях, в окружающих людях и взаимоотношениях с ними не приносят желаемого результата и появляется ощущение безысходности. Все это, в свою очередь, подтверждает важность понимания и постоянного изучения особенностей юношеской личности с целью создания специфических условий для удовлетворения информационных потребностей этого возраста.

Осознание важности сближения позиций Пользователя и Библиотекаря в процессе библиотечного обслуживания привело к необходимости выявления реального уровня знаний сотрудниками библиотеки особенностей юношеской психологии. С этой целью было проведено психологическое тестирование библиотекарей по методике «Знаете ли вы юношескую психологию?» (основана на представлениях о юношеской психологии по Ж. Пиаже и И. Кону).

Результаты тестирования показали, что основная часть библиотечных сотрудников - 86.7% - имеет средний уровень знания юношеской психологии. Интерпретация полученных данных позволяет говорить о том, что в общении с пользователями юношеского возраста большинство библиотекарей чаще всего руководствуется обыденными представлениями, практически не имеют специальной подготовки, а иногда просто бывают связаны ложными суждениями о психологии юношества.

Исследование указало на вероятность существования некоторых отличий между реальными самооценками юношества и степенью принятия их со стороны библиотекарей. Для выявления проблем восприятия психологических характеристик было проведено тестирование юношества и сотрудников библиотеки с использованием теста «Личностный дифференциал». Эта методика позволяет провести изучение личности на основе самооценки нравственных, волевых и коммуникативных качеств, а также выявить восприятие личностных особенностей партнером общения.

Рассмотрим, какова самооценка юношества и восприятие его со стороны библиотекарей по 3 факторам личностного дифференциала (фактор оценки, фактор силы, фактор активности).

По фактору оценки были высказаны следующие мнения. 72.9% юношества дали среднюю оценку своих личностных качеств. Это может свидетельствовать о гармоничном сочетании реальных характеристик личности и их самооценок. Интересно отметить, что высокие и низкие оценки дали себе равное число девушек и юношей - по 10.3% соответственно. Высокие значения могут указывать на то, что они склонны осознавать себя как носителей нравственных и личностных характеристик, одобряемых окружающими. Низкие значения - на критическое отношение к себе, неудовлетворенность собственными личностными особенностями. Стоит заметить и то, что 6.4% юношества обладают пониженной самокритичностью, недооценивают других людей, стремятся подчеркивать свои добродетели.

Характеризуя уровень нравственной воспитанности юношества, привлекательность и симпатию, которыми обладают девушки и юноши в их восприятии, 73.3% библиотекарей дали среднюю оценку юношеской личности. Положительная оценка может указывать на то, что эти библиотекари оказывают предпочтение юношеству. 26.7% библиотекарей дали низкую оценку нравственных качеств юношества. Отрицательное восприятие может свидетельствовать об отвержении объекта оценки.

Далее, рассмотрим, как был оценен фактор силы. Большинство протестированных девушек и юношей (74.9%) дали среднюю оценку своих волевых качеств. Это может указывать на сбалансированное сочетание реальных сил личности и их самооценки. 14.8% юношества говорят о своей неуверенности, зависимости от внешних обстоятельств, стремлении искать силу в других людях. Уверены в себе, своей независимости, способности к волевому лидерству в компании сверстников 8.4% юношества. 2% девушек и юношей склонны к переоценке своих сил и способностей, стремлению к демонстрации своей воли в компании сверстников.

Оценивая волевые качества девушек и юношей, их способность к доминированию или подчинению во взаимоотношениях, большинство библиотекарей дают среднюю оценку (86.7%), а 13.3% - считают их низкими.

И, наконец, рассмотрим оценки фактора активности. 66.5% девушек и юношей дали среднюю оценку своих коммуникативных качеств. Это может свидетельствовать о равномерном сочетании реальной деятельности и внутренних переживаний. Ответы 28.1% юношества указывают на стремление раскрыться в общении, легкость в установлении контактов и взаимоотношений с другими людьми, хорошую ориентировку в новых условиях общения. 4.4% девушек и юношей указали на необщительность, пассивность, трудность в установлении контактов с другими людьми. Особо высоко свои коммуникативные качества оценили 1% юношества, что может говорить о сверхобщительности личности, поверхностности знакомств, склонности к непониманию других людей.

86.7% библиотекарей средне оценили степень общительности юношества. По 6.7% - указали на высокую и низкую степень открытости-закрытости девушек и юношей в общении.

Сопоставление самооценок девушек и юношей с результатами тестирования библиотекарей позволяет заметить, что восприятие личностных качеств юношества по 3 факторам личностного дифференциала с обеих сторон в значительной степени совпадает.

Однако есть и отличия в восприятии юношеством самого себя и оценкой его со стороны библиотекарей. Так, девушки и юноши более высоко оценивают свои нравственные качества и силу воли, а их самооценка степени общительности значительно выше восприятия со стороны библиотекарей. Этот факт вполне объясним особенностями юношеской психологии. В юности происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на качественно новый уровень. Это проявляется в повышении значимости собственных ценностей, в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе. В юношеском возрасте меняется психологический облик личности, возникают ее новые черты и свойства. А самооценка очень часто становится средством психологической защиты, желанием иметь положительный образ «Я» и нередко побуждает девушек и юношей преувеличивать свои достоинства и преуменьшать свои недостатки.

Кроме того, тестирование пользователей юношеского возраста по методике «Личностный дифференциал», с одной стороны, показало, что они имеют достаточно много общих возрастных отличительных черт, с другой - подтвердило, что каждый из них уникален по своим психологическим характеристикам.

Результаты тестирования библиотекарей по этой методике, конечно же, отразили их субъективные, эмоционально-смысловые представления о девушках и юношах. Однако стоит учитывать, что само по себе это восприятие имеет большое значение для эффективного взаимодействия в процессе библиотечного обслуживания. Ведь расхождения в самооценках юношества и оценках девушек и юношей со стороны библиотекарей могут быть показателем возможных осложнений во взаимоотношениях между ними, непонимания и конфликтов.

Итоги проведенных исследований еще раз подтвердили очевидный факт: дифференциация библиотечного обслуживания по социальным признакам явно недостаточна. Для эффективного взаимодействия и творческого общения Библиотекарю важно учитывать общие возрастные и индивидуальные психологические характеристики Пользователя. В связи с этим важным представляется изучение реальных возрастных психологических характеристик пользователей (при помощи психологических исследований) и совершенствование психологической подготовки сотрудников библиотек (путем самообразования и проведения занятий по повышению квалификации с участием профессиональных психологов).

О. Касаткина, гл. библиотекарь Ивановской ОБДЮ

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2019
Яндекс.Метрика