Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Из кейса методиста: Правовая среда библиотеки

Мы продолжаем публиковать материалы, которые помогут в подготовке и создании организационно-регламентирующих документов библиотеки. В пакет правовых актов о библиотечном деле входят «Правила пользования библиотекой».

Что они включают в себя, вы узнаете из этого материала.

Для публикации использованы методические рекомендации Г.А. Райковой «Организационно-регламентирующая документация в детской библиотеке». - М., 1999. - С. 25-32.

Правила пользования библиотекой

В пакет правовых нормативных актов о библиотечном деле включены «Правила пользования библиотекой». Это «документ, определяющий права и обязанности пользователей библиотеки и порядок их обслуживания». Раньше библиотеки имели Типовые правила, разработанные в кабинетах теоретиков, и привыкли, что Правила - как бы «не очень обязательный документ», во всяком случае, наши читатели редко бывают знакомы с ними полностью, да и сами библиотекари достаточно вольно обращаются с их трактовкой и выполнением.

Теперь же данный документ акцентирует внимание на договорных отношениях библиотеки с гражданином, в том числе в вопросах гражданско-правовой ответственности библиотеки (юридического лица) и гражданина на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения ими взятых на себя по договору обязательств. Поэтому правила можно рассматривать как договор между читателями и библиотекой. В ст. 420 ГК «договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей». Классифицировать этот договор можно как договор присоединения (ГК РФ ч.1, ст. 428): «Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом». Это и дает право рассматривать правила в качестве юридического документа, который является базой для оформления отношений между библиотекой и читателем и может быть предъявлен в любых инстанциях, включая суд.

Правила, их содержание, стиль - свидетельство стиля общения библиотеки со своими читателями. Изложение правил должно быть юридически грамотным, свидетельствовать об уважении к читателю, а не быть сводом запретов и штрафов. Кроме того, согласно ст. 428 п. 2 ГК мы не должны ущемлять права пользователей библиотек и вводить в правила: «явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя, из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии возможности участвовать в определении условий договора». Это очень важное положение, учитывая сложившуюся в ряде библиотек практику введения немотивированной платности обслуживания, взимания денег за требовательные листки, читательские билеты и пр. Необходимо реально учитывать возможности пользователей для того, чтобы не оттолкнуть их от библиотеки и не ограничить права свободного доступа к информации и документам. Во всем мире библиотеки стремятся к равному бесплатному пользованию их фондами. Библиотеки, прежде всего, созданы для пользователей (читателей), поэтому вся наша деятельность должна быть подчинена приоритету прав пользователя по отношению к правам государства и соответственно библиотек (ст. 5, п. 7 ФЗ «О библиотечном деле»). Отсюда конкретная библиотечная проблема: сохранность фонда и/или полноценное обслуживание читателей должна решаться с наименьшими издержками для читателя.

Правила пользования должны излагаться четко и понятно для читателей. Особенно тщательно надо формулировать положения, связанные с ответственностью читателей и ответственностью библиотек, ибо при возникновении любых конкретных ситуаций «при толковании договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений...» (ст. 431 ГК).

Читатели должны не только знать правила, но и зафиксировать это знание (и согласие с ними) своей подписью в формуляре. Таким образом, библиотекарь при записи обязан обратить внимание читателя на содержание правил, а раздел правил «ответственность читателя» (в сжатом виде) должен быть отражен в читательском формуляре или поручительстве. Желательно иметь два текста: один - официально утвержденный директором, согласованный с учредителем и юридически выверенный, а второй - составленный на основе первого, написанный живым, не канцелярским языком, но содержащий все основные положения официального документа. Правила должны отражать новую правовую ситуацию и требуют детального уточнения многих технологических процессов: порядка записи в библиотеку (кого? как?), выдачи документов (читальный зал, абонемент, сроки), информирования пользователей, порядка введения залогового обслуживания, платных услуг, штрафных санкций и т.д. Все это должно быть четко прописано и доведено до пользователей, особенно в части применения санкций за нарушения обязательств по выполнению правил. Прежде чем приступить к рассмотрению данного документа, напоминаем, что «Примерные правила пользования библиотекой» были разосланы во все регионы. К нам, в РГДБ данный документ поступил от следующих детских библиотек: республиканских - 1 (Горно-Алтайская); краевых - нет; областных - 4 (Астраханская, Ивановская, Калужская, Псковская) и от Ханты-Мансийской окружной библиотеки. Всего 6 документов.

Общие положения

Структура Правил пользования библиотекой содержит «Общие положения». Здесь четко должны быть изложены цели и задачи библиотеки, для кого и для чего она создана учредителем. Поскольку ресурсы библиотек достаточно ограничены, а финансирование их имеет тенденцию к сокращению, обязательно должен быть уточнен контингент основных пользователей, имеющих право на бесплатное пользование всеми основными библиотечными услугами.
Этот раздел в присланных нам документах в основном оформлен правильно. В трех из них даны ссылки на соответствующие статьи законодательства. В одном есть ссылка только на Устав библиотеки и областной Закон о библиотечном деле. Остальные - не содержат ссылок ни на какие законодательные акты.

Права пользователей

В «Типовых правилах пользования библиотекой» прошлых лет такого раздела не было вообще, права читателей сводились только к праву заниматься в библиотеке, взять определенное количество документов на определенный срок и участвовать в массовых мероприятиях.
Согласно ст. 7 ФЗ «О библиотечном деле» в Правилах должны быть обязательно зафиксированы основные права пользователей, такие как:
- право на свободный доступ к информации и документам (последнее - через читальные залы, абонементы, пункты выдачи, МБА и др.);
- право на специализированное обслуживание (ст. 8 ФЗ «О библиотечном деле»);
- право на приоритет прав граждан по отношению к правам государства, других организаций, в том числе библиотек (ст. 5, п. 3 ФЗ «О библиотечном деле»);
- право на бесплатность получения основных библиотечных услуг;
- право на возможность обжаловать в суд действия библиотекарей, ущемляющих права пользователей.
К правам пользователя отнесено право записи в общедоступную библиотеку «по предъявлению документа, удостоверяющего его личность, а несовершеннолетним в возрасте до 16 лет - документов, удостоверяющих личность их законных представителей» (ст. 7 ФЗ «О библиотечном деле»).
Библиотекари знают, сколько споров и недоразумений возникает при записи пользователей, поэтому порядок записи должен быть тщательно отработан и предусмотрен. Вот некоторые статьи ГК, которые могут помочь библиотекарям при формулировании порядка записи: ст. 19, п. 2, п. 4 и ст. 316 ГК.
Во многих детских библиотеках применяются поручительства. Юридическим основанием для них могут быть ст. 26 и 28 ГК. Вполне возможно применение вместо поручительства - обязательной подписи родителей (опекунов, усыновителей) в формулярах, удостоверяющих их знание и принятие Правил.
Данный раздел имеют все рассматриваемые нами документы. Четыре из них прописаны очень подробно с учетом вышеназванных рекомендаций, два имеют ссылки на соответствующие статьи законодательных актов. Оставшиеся два в данном разделе употребили общие фразы, которые скорее подошли бы к типовому документу, а не к конкретной библиотеке.


Обязанности пользователей

В соответствии со ст. 9 ФЗ «О библиотечном деле» «пользователи библиотек обязаны соблюдать Правила пользования библиотеками».
«Пользователи библиотек, нарушившие правила пользования библиотеками и причинившие библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотеками, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством». Ст. 13, п. 4. ФЗ «О библиотечном деле» дает библиотекам право «определять в соответствии с правилами виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотек». Виды нарушений правил пользования библиотекой:
1. Нанесение ущерба имуществу библиотеки, в том числе библиотечному фонду: утеря или порча документа. В этом случае пользователь обязан или возвратить такой же документ, или заменить его равноценным (по стоимости и содержанию), или его копией (ст. 20 ФЗ «Об авторском праве и смежных правах»). При невозможности замены пользователь обязан возместить стоимость утраченного документа в размере, который определяется библиотекой самостоятельно, причем стоимость утраченных, испорченных документов определяется по рыночным ценам.
2. Нарушение сроков возврата документов, взятых на абонементе во временное пользование. В правилах должны быть четко указаны сроки выдачи всех документов из фондов абонементов библиотеки. Многие библиотеки активно начали использовать право на введение штрафных санкций, что вызывает негативную реакцию пользователей, а зачастую и проверяющих органов. Поэтому очень важно внимательно изучить статьи: 12, 314, 329-333 ГК. Кроме того, порядок взимания неустойки, ее размеры (в %) должны быть в обязательном порядке прописаны в Правилах, содержаться в Извлечениях из правил, впечатанных (вложенных) в каждый формуляр и скрепленных подписью пользователя и библиотекаря.
Существуют нарушения правил, связанные с проступками пользователей, подпадающими под иные акты действующего законодательства (воровство, хулиганство и т.д.). Возможно здесь и такое явление, как нанесение морального вреда библиотекарю, что, к сожалению, довольно распространено, и библиотекарь никак не защищен от оскорблений со стороны читателя (случается и обратное). В данном случае можно использовать статьи: 12, 151, 152 ГК.
Следует обратить внимание, что все правила ст. 152 ГК «Защита чести, достоинства и деловой репутации» применяются к защите деловой репутации юридического лица (ст. 152 п. 7), что немаловажно при условии появления в СМИ статей, порой необоснованно порочащих библиотеки.
Все рассматриваемые нами документы имеют в своей структуре раздел Обязанности или Ответственность пользователей библиотеки, где, в основном, содержатся требования, которые библиотека предъявляет к своим читателям.


Права и обязанности библиотеки

Такой раздел обязательно должен быть в Правилах, но содержание его необязательно раскрывать так полно, как в Уставе, только самые основные моменты, особенно того, что касается права библиотеки на штрафные санкции и залоговое обслуживание. Ст. 13 ФЗ «О библиотечном деле» дает это право. При введении залогового обслуживания надо иметь в виду следующее: ФЗ «О библиотечном деле» разрешает залог, во-первых, при предоставлении редких и ценных изданий, а во-вторых, в других случаях, определенных правилами пользования. Первая позиция - выдача редких и ценных изданий под залог. Здесь библиотеки очень четко должны определить критерии отнесения этих изданий к редким и ценным, довести их до читателей и до своих работников, чтобы не создавать существенную угрозу ущемления прав читателей и не переводить абонемент на платную основу. Вторая позиция - это залоговое обслуживание не основных для библиотеки категорий читателей - лиц, не имеющих прописки или с временной пропиской, иностранцев. Третья позиция связана с переводом на залоговое обслуживание задолжников. Все критерии должны быть определены в Положении (порядке) о залоговом обслуживании.
Раздел «Права и обязанности библиотеки» мы находим во всех документах. Одни обозначили их очень подробно, другие только одной строчкой. В Правилах пользования одной из библиотек в данном разделе нет ничего о праве залогового обслуживания или на компенсацию ущерба, нанесенного читателями библиотеки. В остальных документах предусмотрены эти моменты.
Кроме того, четыре документа имеют раздел «Порядок записи в библиотеку», пять документов имеют раздел «Правила пользования структурными подразделениями»: основной контингент - абонементом и все желающие - читальными залами. В двух документах есть приложения, которые содержат «Перечни платных услуг и штрафных санкций», «Порядок залогового обслуживания». К сожалению, в таком малом количестве документов трудно выявить какие-либо ошибки и недочеты. Можно только сказать одно: что одни документы проработаны достаточно тщательно, действительно, как рабочие документы, другие - по шаблону Типовых правил.

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2019
Яндекс.Метрика