Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Мастерская: Читатель и библиотекарь: творческое содружество

Из опыта организации Недели детской и юношеской книги

- Где ты сейчас работаешь?
- Все там же, в библиотеке.
- А что ты там делаешь?
- Все тоже: выдаю книги.
- А их еще читают?
(Отрывок из случайно услышанного разговора. Россия, наши дни)

Неделя детской книги... Уверена, у большинства из нас, уважаемые коллеги, это словосочетание вызывает устойчивые ассоциации: в течение недели в дни весенних каникул мы с вами усиленно проводим циклы мероприятий, бесед, конкурсов, встреч, активизируя организационно-массовые формы работы с читателями. Не секрет, что наша деятельность бывает плодотворной далеко не всегда. Впрочем, результат можно спрогнозировать заранее – он напрямую зависит от степени нашей заинтересованности в проведении этой акции и от характера предпринимаемых усилий, точнее от соответствия их запросам и интересам аудитории. В правдивости этого далеко не нового утверждения мы совсем недавно убедились на собственном опыте: нам удалось организовать праздник, особым настроением которого был отмечен каждый день Недели. Атмосфера доброго веселого действа, так или иначе связанного с книгой, т.е. с тем главным, что составляет суть нашей профессии, затронула практически всех, кто в эти дни побывал в библиотеке.

Непосредственных организаторов и участников акции – библиотечных работников она заставила еще раз убедиться в известной истине: во многом мы сами определяем уровень востребованности не только нашей работы, но и нас самих, как исполнителей определенного социального заказа. Прекрасно понимая, что все сказанное звучит, по меньшей мере, малоубедительно, попытаюсь рассказать о нашем опыте в организации Недели детской и юношеской книги. Возможно, в чем-то он будет полезен и для вас.

Сразу оговорюсь: не было ни новых специально разработанных организационных форм, ни масштабных мероприятий, на которые затрачивается масса усилий и денег, выпрошенных у спонсоров. Все началось с анализа деятельности библиотеки и отбора тех новых творческих форм, которые уже получили признание аудитории, но, несомненно, нуждались в популяризации и более активном представлении. Подобные формы практически имелись во всех отделах библиотеки, непосредственно работающих с читателями. Кроме того, мы решили обратить особое внимание на тех читателей, чьи творческие способности не вызывали сомнений. Со многими из них мы поддерживаем постоянный контакт на протяжении длительного периода времени. Представление художественных дарований наших читателей в стенах библиотеки, безусловно, происходит постоянно, однако сейчас мы решили сделать это в рамках обобщенного проекта «Читатель и библиотекарь: творческое содружество».

Собственно, именно эта идея и стала доминантной в концепции проведения Недели, сам факт существования которой создает максимально благоприятные возможности для осуществления любых замыслов: ведь в эти дни библиотеке уделяют особое внимание средства массовой информации, педагоги школ планируют массовое посещение библиотек и т.д. Но было и еще одно немаловажное обстоятельство, от которого в конечном итоге зависел результат. Мы очень хорошо понимали, что, может быть, первостепенное значение следует уделить не информативным качествам того или иного действа, (они, повторюсь, были уже проверены предыдущим опытом работы), а аттрактивности акций. Поэтому на сей раз, наше внимание было сосредоточено на деталях. Составить пресс-релиз и передать его в СМИ; продумать содержание программы, приглашений, благодарственных писем (текст должен быть точным, лаконичным, выразительным и запоминающимся); разработать макеты приглашений и программы; подготовить тираж рекламно-издательской продукции; определить состав аудитории и распространить приглашения; подобрать музыкальное сопровождение и т.д. Мы понимали насколько важным бывает своевременное решение этих организационных действий и отнеслись к их исполнению с особой тщательностью.

Кроме того, мы постарались не забыть о том, что важную роль в восприятии (особенно детском) имеет характер подачи информации или, как теперь принято говорить, трансляции. В ходе обсуждений было решено каждый день недели сделать тематическим, иными словами нашу программу составили: День талантливого читателя, День творческих встреч, День искусств, День читающей семьи, День истории, День смеха, День волшебной сказки. Разумеется, с программой Недели мы постарались познакомить аудиторию как можно раньше, заранее были направлены пресс-релизы в средства массовой информации. Описать программу каждого дня в рамках небольшой статьи невозможно, приведу лишь некоторые примеры, отмеченные, на мой взгляд, особой выразительностью.

Одним из главных атрибутов праздника на протяжении всей недели была рекламная тумба, установленная в фойе библиотеки. Это была своеобразная стилизация, характерная для начала ХХ века: цилиндрическая форма с конусообразным навершием (подобное мы с вами не раз видели в фильмах). Однако у нас она больше всего напоминала веселого клоуна в колпаке, с многочисленными заплатками на униформе. Вероятно, излишне добавлять, что именно на них и помещалась информация о том, какими событиями будет насыщен тот или иной день. Пройти мимо него, не обратив внимания и не прочитав своеобразные объявления, было просто невозможно.

В день открытия всех гостей встречал кукольный Петрушка, который комментировал все происходящее характерным для этого фольклорного героя образом. Упоминание о нем дает повод упомянуть об особой роли театрализованных форм в жизни библиотеки. Пожалуй, как никакие другие, они лучше всего соответствуют представлениям об эффективности оригинальных информационных технологий. Осуществляет их в нашей библиотеке дуэт «Корноватка» в составе сотрудников организационно-массового отдела Ирины Смирновой и Ольги Шишкиной. Уроки-спектакли, объединенные в цикл «Народный календарь как образ жизни русской семьи», литературно-просветительские спектакли целиком и полностью их заслуга: все – от сценария, режиссуры, реквизита до исполнения – результат творческой работы двух людей, но он оказывается возможным, если речь идет о ярких талантливых личностях. В День смеха состоялась премьера спектакля «Куда сбежало молоко?» в их исполнении.

И еще об одной очень важной премьере, состоявшейся в День творческих встреч – открытии экспозиции Музея детской книги. «Как же так?», - скажете вы, «никаких масштабных акций, и вдруг – открытие Музея!». Объясняется все просто. Официальное открытие Музея состоялось гораздо раньше в ноябре прошлого года, когда библиотека отмечала свой 75-летний юбилей. Но должно было пройти время, чтобы Музей заработал в полную силу, чтобы он действительно стал живым, активно действующим организмом, каковым и был задуман изначально. Ко времени проведения Недели мы были готовы представить нашим гостям не только экспозицию, но и познакомить их с другими специфическими формами музейной деятельности. Однако, прежде чем говорить на эту тему, несколько слов о самом Музее. Входящих в него встречает восьмиметровая фигура Гулливера. Любимый многими поколениями читателей великан, разлегшись на сцене-палубе корабля, читает томик сказок. Отнюдь не случайно именно этот литературный герой стал доминантным образом экспозиции. Благодаря нескольким поколениям библиотекарей в фонде сохранилось немало раритетных изданий детской и юношеской литературы. Но самая знаменитая книга Джонатана Свифта представлена изданиями всех десятилетий прошлого века, начиная с 1920-х годов. Собранные воедино, они образуют уникальную коллекцию. Ведь книга интересна не только как литературный источник. Полиграфические особенности наделяют ее высочайшим потенциалом эмоционального воздействия, способностью воссоздания ассоциаций. Уверена, ваша память сохранила характерный облик любимых книг детства, юности. Увидев эти издания, вы, несомненно, вспомните события далекого, но дорогого для вас прошлого. С этой точки зрения книга о приключениях Гулливера идеальна: трудно представить человека, который хотя бы однажды не читал ее. Да и кому, как не знаменитому сказочному путешественнику, быть гидом в плавании по книжному океану. Вот почему во всех разделах экспозиции, построенной по хронологическому принципу, вы встретитесь с изданиями книги разных лет. С помощью уникальных изданий, документальных и фотографических материалов из архивов и личных коллекций сотрудников создателям музея удалось рассказать не только о любимых героях детской и юношеской литературы, но и об истории библиотеки, о людях, работавших в ней в разные годы, память о которых до сих пор хранят наши читатели.

Подтверждением этому послужило трогательное событие, которое, безусловно, станет достоянием истории библиотеки. Буквально накануне открытия Недели нам была передана книга мемуаров Романа Трахтенберга «Прозрение», изданная в Иерусалиме в 2003 году. Ее автор, наш земляк, сегодня живет в Израиле. Будучи человеком преклонного возраста, он по сей день помнит о библиотеке. Вот отрывок из его письма, переданного вместе с книгой: «Когда-то я входил в библиотеку на Крутицкой (название улицы, - зам. авт.) с замиранием сердца. Робел перед строгой женщиной за барьером. …Но потом открывалась волшебная страна. Столько книг, столько умных людей!». В книге автор рассказывает об истории своей семьи, пострадавшей в годы репрессий. Это его первое опубликованное литературное произведение, один из экземпляров которого он отправил в город своего детства, в библиотеку на Крутицкой. Вместе с другими дарениями библиотеке, сделанными за последний год (а их было особенно много в связи с организацией Музея), книга Романа Трахтенберга была представлена на вечере-встрече в один из дней Недели. В числе приглашенных были все, кому мы хотели выразить нашу признательность за помощь и внимание к библиотеке. Кроме того, мы постарались наиболее полно представить историю наиболее значимых предметов, вошедших в экспозицию. Не останавливаясь на этом подробно, замечу, что именно подобные акции позволяют музеям органично вписываться в специфическую среду библиотечного пространства.

Все то, о чем я рассказала выше, имеет непосредственное отношение к деятельности сотрудников. Но и сами читатели были не менее, а может быть и более выразительны и интересны для своих сверстников, предлагая их вниманию оригинальные авторские проекты. Выступления театральных студий и юных поэтов, открытие выставки керамики и дизайнерских проектов проходили в разные дни Недели. Еще раз хочу подчеркнуть характерную особенность: мы представили только тех авторов, которые являются нашими постоянными читателями, и мы имеем право говорить о причастности библиотеки к их творческой жизни.

Реализация подобных творческих проектов была бы невозможна без рекламно-издательского обеспечения. К счастью, отдел, занимающийся этим видом деятельности, есть в структуре нашей библиотеки. Безусловно, имеет особое значение выпуск издательской продукции силами сотрудников, прекрасно понимающих характер и особенности материала. В этом случае они не помогают реализации замысла, а становятся полноправными участниками всех наших проектов.

И последнее, о чем мне хотелось бы сказать. Никто не знает как, из чего возникают творческие идеи. Но даже самые неожиданные и оригинальные из них нуждаются в детально продуманных и спланированных действиях. Звучит скучно и назидательно? Согласна. Но ведь праздник, продолжавшийся целую неделю, (если судить по отзывам читателей, прессы, нашим ощущениям), получился. А это главное. Верно?

Н. Фищук, зав. отделом искусств ОБДЮ

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика