Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Родословная края: Немцы и российские немцы в Иваново

Российские немцы в национальных костюмахВ истории российских немцев существует много пробелов, чистых страниц. Каждый, кого интересует судьба немецкого народа в России, старается познакомиться с ней как можно ближе. Но часто возникает проблема, связанная с тем, что невозможно найти информацию из достоверных источников о том или ином факте, событии.

В Новом Завете сказано: «Возлюби себя, как ближнего своего». А с чего же начинается эта любовь? Возможно, с любви и уважения к своему дому, месту, где ты родился и жил, с любви к своему народу. На протяжении всей истории человечества люди выступают в качестве хранителей культурного наследия своего народа, в результате чего с глубокой древности и до наших дней происходит его обогащение.

Наверное, об этом думали и те первые российские немцы в Иваново, которые 11 лет назад организовывали общество российских немцев в нашем городе. Их главной задачей было: вспомнить, узнать, изучить и сохранить нравы и обычаи своих родителей. Многие из первых членов общества уже давно уехали на свою историческую родину, воссоединились с родными и близкими им людьми, но связь с землей, где они жили, они не прерывают. А те, кто остался, заботятся о будущем поколении.

Проблемы этнографии, истории и быта народов, населяющих Россию, традиционны для ученых-историков, задающих риторический вопрос: «А русский кто?».

Замечательный российский историк и писатель Е.П. Карнович (1825-1885) однажды заинтересовался вопросом происхождения выдающихся россиян: кого следует считать коренным славянином, т.е. тем, у кого в отличии от Миниха или Беллинсгаузена фамилии были русские. Проанализировав литературу, Е. Карнович констатировал поразительные факты. Привечать чужеземцев в России стали задолго до Петра Великого. Сам Иван Грозный хвастался послам, что его предки жили в Баварии! Сейчас утверждают, что род Романовых корнями уходит в Пруссию. Но это предположение, хотя есть и доказанные факты.

Фавориты Екатерины II Орловы тоже имели предком немца. Это был некий «муж честен» Лев. У князя Пожарского мать была из рода Беклемишевых, происходил этот род из Германии от потомков Льва. Мать Михаила Кутузова тоже была из рода Беклемишевых.

От немцев происходят известные русские писатели: родоначальником графов и дворян Толстых является немец Индрис; предком Д.И. Фонвизина был ливонский рыцарь, взятый в плен при Иване Грозном; А.С. Пушкин – по материнской линии от немца Ратши.

Проблемой народов, населяющих Ивановский край, в нашей области занимается созданная три года назад Ассоциация народов России при Администрации Ивановской области. Сотрудники историко-краеведческого музея тоже собирают материалы о нерусском населении Ивановской области, в том числе и материалы о российских немцах. Но данной проблеме уделено очень мало внимания.

Расскажем о немцах в Иванове, прежде всего о работавших в городе архитекторах. В связи с празднованием 900-летия Крещения Руси архитекторы попытались обратиться к истокам национальной культуры, которая сформировалась под влиянием Византии после принятия христианства. В Киеве был построен знаменитый Владимирский собор, а в Иваново-Вознесенске - великолепная Спасская церковь в византийском стиле. Она выстроена на средства фабриканта А.И. Гарелина (ул. Ермака, где ныне находится Энергетический техникум, не сохранилась). Спроектировал ее в 1898 году знаменитый архитектор Федор (Франц) Осипович Шехтель, а наблюдение за строительством проводил архитектор П.Г. Беген. В следующем году храм заложили, а освятили 30 октября 1903г. В оформлении фасадов церкви Ф.О. Шехтель использовал византийские тройные арочные окна, разделенные полуколоннами. Стены украшали мозаичные орнаменты. Особенно поражали своей изысканностью интерьеры. В главном храме и приделах на иконостасах были иконы, выполненные палехскими художниками. В августе 1933 г. церковь передали православной общине обновленческого направления. Вскоре, 28 сентября 1935 г. было принято постановление облисполкома: «... принимая во внимание, что во время перевыборов Советов избиратели внесли предложение о закрытии Спасской церкви, постановили ликвидировать ее как культовое здание и передать его в распоряжение ивановского горсовета для переоборудования под клуб рабочих фабрики им. Ф. Дзержинского». Вероятно, большой потребности в клубе у фабрики не было, т.к. вскоре на здание Спасской церкви предъявил претензии Ивановский многопромысловый кооперативный союз, имеющий целью приспособить церковь под мастерскую. В декабре 1935 г. президиум горсовета просил облисполком разрешить «привести в исполнение его постановление о ликвидации Спасской церкви, учтя, что здание это требуется в срочном порядке на промышленные цели». Однако, зимой 1937 г. церковь взорвали. Металлические решетки ограды перенесли к зданиям текстильного и химико-технологического институтов.

Архитектор Константин Андреевич Тон был также по происхождению немцем. Он – автор проектов знаменитого храма Христа Спасителя в Москве, Ивановской Вознесенской церкви 1851 г. (площадь Ленина, где ныне находится «Риат-маркет «Заря», здание не сохранилось). В качестве прототипов для своих творений архитектор использовал соборы Московского Кремля XV-XVI веков. Вознесенский храм закрыли решением президиума губисполкома от 2 ноября 1928 года, «принимая во внимание факт участия возглавляющей указанную религиозную общину верующих группы лиц в контрреволюционном выступлении». 8 февраля 1929 г. президиум Иваново-Вознесенского губисполкома посчитал «целесообразным использовать здание Вознесенской церкви под центральную библиотеку». И вскоре здание «переоборудовали» - снесли главы, сделали внутреннюю перепланировку. Имущество частично передали во Введенский храм, частично уничтожили. А на следующий год церковь снесли. Сохранились лишь металлические решетки, которые установлены сейчас на ул. Громобоя, около детского сада.

Последней по времени создания в нашем городе является Введенская церковь (ул. Спартака, 23) – 1901-1907 гг. Ее проект осуществил немец Петр Густавович Беген. Этот храм был расположен на рабочей окраине города и посещался людьми небогатыми. По этой причине храм не был расписан. В 1914 г во Владимирскую духовную консисторию поступило обращение общины о разрешении сбора средств на строительство новой колокольни Введенской церкви. Через два года владимирский епархиальный архитектор Л.М. Шерер (по предположению, тоже немец) разработал проект высокой кирпичной колокольни в «русском» стиле. Она должна была располагаться на противоположной от церкви стороне Большой Шереметевской улицы (ныне проспект Ф. Энгельса). Однако это место признали неудачным, т.к. колокольня закрыла бы существовавший тогда проезд с Пограничного переулка на Большую Шереметевскую. Проект остался неосуществленным.

Карл Федорович Кнорре, попечитель земского Шереметевского училища в местечке ямы, был управляющим графа Шереметева и агентом 2-го Российского страхового общества. Немецкий дворянин Арвид Романович Фельдман являлся торговым представителем рижской фирмы по производству текстильных красителей (о нем и его семье речь подробнее пойдет далее).

Продолжение следует.

Л. Цветкова,
зав. отделом «Лингвист» ОБДЮ,
координатор проекта по работе с российскими немцами

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2022
Яндекс.Метрика