Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Из кейса методиста: Библиотеки и местное самоуправление

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вам выдержки из статей периодических изданий о проблемах, связанных с введением Закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ».

Выдержки из статьи О. Бойковой рассматривают общие положения Закона и вопросы правового обеспечения. В выдержках из статьи Н. Бредихиной рассказывается  об опыте воплощения Закона в библиотечном деле на практике.

Библиотеки и местное самоуправление

О. Бойкова, заведующая сектором библиотечного права Российской государственной библиотеки, кандидат педагогических наук.

«Важнейшим международным документом, регулирующим вопросы местного самоуправления на территории государств – членов Совета Европы, является Европейская хартия местного самоуправления, принятая в Страсбурге 15.10.1985 г. Российская Федерация подписала Хартию 28.02.1996 г. На территории РФ Хартия действует с 01.09.1998 г., когда она была ратифицирована ФЗ № 55-ФЗ от 11.04.1998 г.».

«Основными целями, определенными в Европейской хартии местного самоуправления, является достижение большего единства между членами Совета Европы по защите общих принципов и идеалов, а также подтверждение особого значения института местного самоуправления в демократическом государстве».

«Одним из главнейших и основных источников организации местного самоуправления является Конституция Российской Федерации, принятая 25.12.1993г. В ней содержится глава 8 «Местное самоуправление», где устанавливаются основы организации местного самоуправления: сфера деятельности местного самоуправления, формы его осуществления, территориальная и финансовая основы, основные гарантии (ст.130-133)».

«Первостепенное значение в правовом регулировании местного самоуправления, в том числе деятельности библиотек, имеют федеральные законы, действующие в настоящее время в РФ. При этом следует обратить внимание на важную особенность законодательного регулирования вопросов местного самоуправления в 2005-2006гг.- одновременное действие двух основополагающих федеральных законов:

- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ;

- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.

Главный принцип их совместного действия состоит в том, что ФЗ № 154 регулирует вопросы местного самоуправления в части, не противоречащей нормам ФЗ № 131-ФЗ.

«В целом ФЗ № 131-ФЗ вступает в силу с 01.01.2006 г». «Окончательно все положения ФЗ № 131-ФЗ вступят в силу с 01.01.2008 г.».

«В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ в ведении органа исполнительной власти находятся следующие вопросы управления муниципальными библиотечными учреждениями:
- создание, ликвидация и реорганизация библиотек: определение их целей, задач, направлений, порядка и условий их деятельности;
- финансирование библиотек, формирование и размещение муниципального заказа, регулирование цен и тарифов на их услуги и продукцию;
- принятие и утверждение уставов библиотек, внесение в них изменений и дополнений;
- обеспечение библиотек на условиях оперативного владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, изъятие лишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества;
- назначение и увольнение руководителей библиотек;
- контроль над деятельностью библиотек».

«…Муниципальное образование вправе передать библиотеке во временное или постоянное пользование недвижимое имущество, необходимое для организации и осуществления библиотечного обслуживания населения, а также земельные участки на основе договора оперативного управления…. Однако на практике реализация этих полномочий, связанных с передачей недвижимого имущества органами местного самоуправления муниципальным библиотекам, сталкивается со значительными трудностями. …Во многих муниципальных образованиях сокращается число библиотек. Так, например, в Тверской области уже сейчас более чем в три раза сократилась сеть муниципальных библиотек.
В этой ситуации одной из основных проблем становиться сохранение сети библиотек, в том числе библиотек для детей и юношества, которые обслуживают население, проживающее в муниципальных образованиях»

«Непонятно, что имелось в виду, когда в Закон была введена норма «обеспечение услугами библиотечного коллектора». Создание в муниципальном районе новой, ранее никогда не существовавшей книготорговой фирмы или книжного магазина, осуществляющих, среди прочих услуг комплектование библиотек книгами, вряд ли целесообразно. Тем более в условиях резкого сокращения численности библиотек или вообще их ликвидации. Какие учреждения будут обеспечивать услугами библиотечного коллектора вновь образованная структура, остается неясным. Если законодатель имел в виду одну из основных функций, которую осуществляет центральная районная или городская библиотека, обеспечивающая комплектование и обработку поступающей литературы для библиотек – филиалов, входящих в ЦБС, то эта деятельность не имеет ничего общего с услугами, которые предоставляет библиотечный коллектор как книготорговая организация».

«Таким образом, поэтапное внедрение ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ поставило множество проблем, связанных с организацией библиотечного обслуживания населения в муниципальных образованиях, для решения которых в современных условиях необходимо следующее:

- Внесение изменений и дополнений в ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации, касающихся сохранения сети муниципальных библиотек, их финансирования и материально-технического обеспечения, отмены нормы обеспечения услугами библиотечного коллектора, принятия нового ФЗ о минимальном социальном стандарте библиотечного обслуживания.
- Своевременное внесение изменений и дополнений в региональное законодательство, регулирующее деятельность библиотек в субъектах РФ, в том числе муниципальных образованиях, а также в конституции автономных республик и уставы краев, областей, автономных округов; разработка минимальных социальных стандартов библиотечного обслуживания в конкретном субъекте РФ.
- Приведение в порядок учредительных документов библиотек: уставов и решений собственника об организации муниципальной библиотеки, разработка и заключение договоров о совместной деятельности и взаимодействии с различными организациями и учреждениями.
- Активное сотрудничество и оказание влияния на формирующиеся органы местного самоуправления в целях защиты муниципальных библиотек, использование разнообразных моделей объединения муниципальных библиотек с образовательными и культурными учреждениями, а также новых форм библиотечного обслуживания, включая нестационарные».

По источнику: Библиотеки и местное самоуправление. Вопросы правового обеспечения // Библиотечное дело. - 2005. - № 5. - С. 19-23.


 «В условиях административных изменений: теория и практика»

 Нелина Бредихина, директор Государственной областной научной библиотеки, Новосибирская область

Новосибирская область - одна из первых в стране стала в экспериментальном режиме воплощать в жизнь Федеральный закон от 06.10.03 №131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

«Нашей задачей было сохранение единой сети библиотек района, и в первую очередь - центральных библиотек с их функциями - методического руководства, организации комплектования, автоматизации, информационного и библиотечного обслуживания. Решить ее удалось далеко не везде».

«Каковы на данный момент модели библиотечного обслуживания в Новосибирской области? Условно можно выделить следующие варианты:

1. Сохранилась Централизованная библиотечная система со всеми функциями (комплектования, методической, информационной). Она является юридическим лицом, финансируется из районного бюджета.

2. Сохранилась Централизованная библиотечная система со всеми соответствующими функциями, но она входит составляющей в социально-культурный центр наряду с Домом культуры и музеем, поэтому не является самостоятельным юридическим лицом.

3. Сохранилась Централизованная система со всеми функциями, но она зарегистрирована как Муниципальное учреждение культуры (МУК). Структура библиотеки и направления деятельности, записанные в Уставе, остались, как в классическом варианте ЦБС, изменилось только название.

4. Централизованная библиотечная система распалась, но центральная библиотека сохранила свой статус, структуру, функции комплектования, методическую и информационную по отношению к сельским библиотекам. ЦБ действует на основании Устава и планирует заключать договоры с муниципальными объединениями поселений.

5. Центральная библиотечная система распалась на поселенческую библиотеку, сельские библиотеки и районный коллектор. Так как структура поселенческой библиотеки включает в себя только отделы обслуживания, коллектор, наряду с функцией комплектования, решает в данном случае не свойственные ему задачи, а именно - методические и информационные. Сельские учреждения в данной модели, как правило, входят в социально-культурные центры поселений.

Мы считаем, что эта модель самая неудачная и не проработанная до конца. Сложно представить, каким образом библиотечный коллектор может осуществлять информационные функции без справочно-библиографического аппарата библиотеки. Отдел кино, который по данной модели включен в структуру библиотечного коллектора, вообще не имеет никакого отношения к библиотечному обслуживанию и т.д.

6. Централизованная библиотечная система не сохранилась вообще: вместо нее на территории района функционирует коллектор. Сельские библиотеки переданы в поселенческие муниципалитеты.

7. Районы передали свои филиалы в сельские поселения, и они, как правило, входят в муниципальные досуговые центры».

«Практика работы в условиях принятия ФЗ № 131-03 выявила ряд существенных проблем, с которыми та или иная библиотека сталкивается постоянно.

В результате децентрализации в ряде районов области нарушено единое информационное пространство.  Это выражается в следующем:

- идет процесс разделения бывшего единого книжного фонда;

- закрывается внутрибиблиотечный абонемент;

- претерпевает изменения (в основном негативные) организация единой справочно-библиографической службы;

- затрудняется методическая деятельность (во-первых, по причине неэффективной организации – методист находится в бибколлекторе, работает на сельские библиотеки, оторван от центральной, а никакой координации деятельности не осуществляется; во-вторых, не выделяются деньги на командировочные расходы, что делает невозможным проведение обучающих мероприятий».

«Не отлажено взаимодействие с вновь образованными учреждениями такими как, библиотечный коллектор, ресурсный и социально-культурный центры, в которые входит библиотека».

«Актуальной стала проблема подчиненности (появилось много вышестоящих начальников; директора центров не всегда компетентны в вопросах библиотечного дела).

«…Остро встала проблема статуса библиотеки, определение должностных обязанностей библиотекаря, установление режима работы».

«Кто будет заниматься комплектованием центральной библиотеки, когда все специалисты по библиотечному делу перешли в библиотечный коллектор?»

«Кроме вышеуказанных проблем выявились и некоторые другие: например, ухудшение статуса и материального положения библиотечных работников в учреждениях, не носящих название «библиотека»,- в МДЦ не учитывается образование, стаж и т.д.».

«В этих центрах библиотечные специалисты заменяются людьми, умеющими петь и плясать».

«Затянулся процесс разделения и передачи имущества с одного баланса на другой (районный), даже там, где сохранились ЦБС, что осложняет оформление юридического лица».

«Сложнее стало решать задачи переподготовки кадров».

«Думается, что при внедрении ФЗ № 131-03 многое должно уточняться, совершенствоваться и на федеральном уровне, и на местах».

По источнику: Библиотека. - № 11. - 2005. - С. 10-11.

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика