Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Библиографическая студия: Организация информационно-библиографической работы в библиотеке

Информационно-библиографическая работа является основой деятельности любой библиотеки независимо от ее статуса. В период освоения новых информационных технологий и формирования информационных библиотечных ресурсов ее роль возрастает многократно.

Сегодня информационно-библиографическая работа строится в большей степени на формировании умений, связанных с поиском информации, работе с новыми компьютерным технологиями, а так же на освоении навыков анализа и синтеза полученной информации.

По всем этим направлениям в библиотеках ведется большая работа: разрабатываются программы по освоению информационной культуры пользователя, проводятся Дни информации, презентации разного рода изданий, ведется разнообразная выставочная работа, издаются многочисленные рекомендательные пособия и т.д.

Обобщая опыт информационно-библиографической работы практически всех крупнейших библиотек России, самыми приоритетными выделяются три направления:
1. Обучение пользователей основам библиографических знаний.
2. Рекомендательная библиография.
3. Перспективы библиографической работы.

Основы информационно-библиографической культуры

Библиотекари и учителя все больше говорят об информационной грамотности как важнейшем навыке современного человека. Если раньше главной задачей библиотеки и школы было дать ученику определенный объем знаний по той или иной теме, то в настоящее время на первый план выходит другая задача - научить самостоятельно приобретать новые знания, используя все многообразие информационных ресурсов. В связи с этим наши традиционные библиотечные уроки должны быть по-новому осмысленны с учетом современных потребностей наших пользователей и более широкими возможностями поиска информации.

Формы проведения этих занятий могут быть самые разные: лекции, ролевые игры, тренинги, викторины, турниры и т.д. Главное, эти формы должны быть максимально активные, с практическим поиском нужной информации.

Дать пользователю (школьнику, студенту) полноценную подготовку в этой области можно только общими усилиям библиотеки и учебного заведения, включив процесс формирования информационной культуры в учебный процесс.

Располагая современными средствами поиска и доставки информации, именно библиотеки должны стать ведущими в этой сфере деятельности. Большинство центральных региональных детских библиотек отказались от разрозненных тем библиотечно-библиографических уроков в пользу систематических занятий, разработали и успешно реализуют разнообразные обучающие программы, где библиотечно-библиографические уроки выстроены в едином обучающем курсе - лекториях, клубах, школах информационной грамотности и т.д. Например, в библиотеках Свердловской области разработана библиотечная программа «Информационный лидер», где главной целью стало формирование системного представления об информационном мире и подготовка ученика к жизни в этом информационном мире. В Кировской областной детской библиотеке своя форма работы - проектная. Она предполагает отход от назидательных методов обучения и полностью нацелена на самостоятельную, творческую, исследовательскую работу, используют при этом все многообразие форм познавательной работы. Национальная библиотека республики Татарстан пошла по пути углубленной информационно-библиографической работы со студентами. С этой целью был организован библиотечный клуб «Ориентир», где студенты в процессе обучения слушают консультации специалистов о различных типах и видах изданий, знакомятся с профессиями библиотекаря и библиографа, участвуют в различных ролевых играх и тренингах. Национальная детская библиотека Коми разработала программу «Основы информационной культуры школьников». Занятия проходят с учетом не только возрастных особенностей школьников, но и национального компонента, и предусматривают накопление знаний в сфере национальной культуры.

Библиотекари все чаще включают в программу библиотечных уроков комплексные интерактивные формы: Дни библиографии, презентации библиографических пособий и т.д. К традиционным занятиям добавляются уроки компьютерной грамотности, работа в Интернете.

Наряду с обучением пользователей основам информационной культуры, в библиотеке должна быть создана комфортная информационная среда – стенды, рекомендательные списки, закладки, памятки.

Рекомендательная библиография

Вопрос о рекомендательной библиографии обсуждается достаточно активно в библиотечной среде уже как минимум второй десяток лет. Сам термин «рекомендательная библиография» за это время поменялся от полного неприятия руководства чтением в начале 90-х годов, до одной из важнейших функций современной библиотеки. Особую значимость эта проблема приобретает с развитием компьютерных технологий и подключением публичных библиотек к Интернет. Наше книжное пространство стало все больше напоминать бескрайний океан, в котором достаточно просто «утонуть» и юному и взрослому читателю. Рекомендательная библиография в этой связи становится не только путеводителем в море информации, но и насущной общественной потребностью. Особую актуальность приобретают вопросы: Что читать детям и подросткам? Какую литературу рекомендовать в помощь учебе, досугу?

Потребность в информации у наших пользователей за последнее десятилетие выросла многократно, есть и желание читать, но нет навыков в подборе информации. Ориентиром в выборе все чаще становится реклама или просто яркая обложка. Но как писал еще Белинский (не дословно): чем читать плохие книги, лучше не читать совсем.

В чем же основная задача рекомендательной библиографии? Советовать, рекомендовать, руководить чтением - в чем здесь разница? На мой взгляд, основная задача рекомендательной библиографии – просвещать. Показывать широкие возможности выбора и давать надежные ориентиры. Для этого библиографу необходимо самому иметь богатый читательский опыт и эрудицию.

Размышляя на страницах профессиональной прессы о современном состоянии российской рекомендательной библиографии наши коллеги выделяют несколько новых тенденций.

Прежде всего, наблюдается рост общего количества рекомендательных пособий. Меняется ситуация в плане жанрового и тематического разнообразия рекомендательных пособий, появляются календари-альманахи, иллюстрированные календари, хроники, летописи, дайджесты, пресс-дайджесты, путеводители, каталоги и т.д. Все чаще в подобных изданиях присутствует поясняющий, сопроводительный текст, знакомство с проблемой. Опыт многих библиотек России свидетельствует, что умело и вовремя подготовленное, и к тому же хорошо оформленное библиографическое пособие может стать «точкой роста» как для маленького, так и для взрослого читателя при изучении той или иной темы. Такие библиографические пособия являются как правило, источником выполнения самых сложных запросов.

Активно развивается Интернет-библиография.

Поэтому современная библиографическая продукция должна учитывать особенности новой информационной культуры: доступность и качественное аннотирование материала, систематизация, стилистика и объем пособия должны точно отвечать целевому и читательскому назначению, грамотное оформление.

В подготовке библиографического пособия выделяют несколько основных этапов:
- выбор и изучение темы (проблемы);
- разработка плана будущего издания;
- выявление круга документов по данной теме;
- точное библиографическое описание документов (составление аннотаций);
- оформление пособия (привлекательная обложка, гармоничное сочетание шрифтов и рисунков, выделение наиболее значимой информации).

В подготовке библиографических пособий очень важен каждый из перечисленных этапов, эта работа требует тщательно продуманных методических решений.

Перспективы развития информационно-библиографической работы

Новые информационные технологии и Интернет оказали огромное влияние на различные сферы жизни российского общества, в том числе и на библиотечную работу.

Книга, традиционная печатная продукция становятся не единственной профессиональной ценностью библиотекаря, рядом с ними формируется новый блок носителей информации.

Особенно интенсивно Интернет вторгается в область справочно-библиографического и информационного обслуживания библиотек. Всемирная сеть открывает новые возможности для использования профессионального опыта и знаний библиотекарей в удовлетворении информационных потребностей пользователей. Поэтому практически все инновации в библиографической работе библиотек так или иначе связаны с развитием новых информационных технологий. Пользователю необходимо быстрое получение информации, легкость и доступность поиска.

Современный символ библиотеки как информационной службы мог бы звучать так: «Информацию и знания - здесь и сейчас».

Практически все библиотеки России идут по пути освоения новых информационных технологий, выбирая для себя то или иное направление. В библиотеках создаются новые электронные продукты, на которых представлены краеведческие фонды, архивы библиотек, фонды периодических изданий.

Создаются мультимедийные диски по тем или иным актуальным темам (серия компакт-дисков «Молодежный информационный навигатор» опыт Самарской ОЮБ), создаются специализированные отделы, где к услугам пользователей предоставлены все имеющиеся информационные ресурсы - работа на компьютере (с выходом в Интернет), мультимедийные диски, просмотр аудио- и видеопрограмм (опыт Саратовской ОБДЮ).

Практически все областные библиотеки имеют свои сайты, каждый их которых интересен по своему.

Наполнение сайта самое разнообразное, от создания одного или нескольких информационных проектов (полнотекстовая БД «Времен связующая нить» и «Традиционная культура Урала», опыт Челябинской ОЮБ), до организации виртуальных выставок и молодежных форумов.

Создаются тематические мультимедийные издания в помощь в изучении школьных предметов(«CD и смотри», «CD и учи» опыт библиотек Челябинской области), а так же диски, посвященные вопросам трудоустройства молодежи, воинской обязанности, правовой ответственности и др.

И еще одно интересное направление – создание справочно-библиографических служб в Интернете. Интересен опыт мобильного справочного обслуживания в библиотеках вузов (идея университетских библиотек США), в справочных и информационных отделах пользователям предоставляются определенные часы - время «мобильного» обслуживания, за короткий срок пользователь получает максимум информации по своему запросу (выполняют мобильные запросы наиболее квалифицированные сотрудники отдела).

В некоторых библиотеках создаются справочные службы по телефону или по электронной почте библиотеки (служба «Библиосервиса», опыт библиотек Томской области). Обратившись в подобную службу пользователь может заказать любое издание, курсовую работу, диплом, составление библиографического списка по теме на определенный день и час.

Я привела только несколько наиболее интересных направлений в справочно-библиографической работе библиотек, многие из которых не требуют особых материальных затрат, и как будет развиваться эта деятельность, зависит от специфики работы самой библиотеки, учета запросов пользователей, грамотной политике по привлечению новых пользователей.

Т. Соболева, гл. библиограф ОГУ ОБДЮ

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2020
Яндекс.Метрика