Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Делимся опытом: Будни и праздники сельской библиотеки

В Осановецком сельском филиале я работаю 13 лет и считаю, что библиотеки не должны быть похожи друг на друга. Думаю, что библиотеке не следует производить впечатление старого, покрытого пылью учреждения – она должна быть просторной, светлой, и читателю в такой библиотеке надо дать возможность взять любую книгу прямо с полки. Именно такой я вижу свою библиотеку и делаю для этого все возможное.

«Разодетой и разнаряженной всевозможными благоухающими цветами, различными красочными выставками, радушно принимает Осановецкая библиотека своих гостей», - так написала в районную газету одна из читательниц, и я рада, что посещение библиотеки для большинства жителей села является праздником. Это тем более отрадно, потому что половина читателей – дети, начиная с самых маленьких. Старшая группа детского сада с воспитателем – частые гости библиотеки. Второй год они приходят сюда два раза в месяц. Не беда, что многие малыши еще не умеют читать. Здесь их ждет встреча с артистами самодеятельного театра мягкой игрушки.

Устраивать такие спектакли предложила активист совета библиотеки Марина Борисовна Ильина. Именно она поселила в читальном зале своих мягких артистов и сочиняет для них стихи и сказки:
В гости к нам пришли игрушки,
Очень милые зверюшки.
С ними вместе нам не лень
Провести хоть целый день.
С ними пели и плясали,
Нам они стихи читали.
Если верить не хотите –
В библиотеку приходите.
Позовите их, придут,
Вам и спляшут, и споют.
В гости к нам пришла из сказки
Бабушка-Яга.
И совсем она не злая,
Только очень пожилая,
Одинокая старушка,
Что живет в лесной избушке.

А еще в читальном зале собраны интересные книги для самых маленьких, и юные читатели учатся работать с книгой и любить это творение человеческих рук, разума и сердца. Малыши привыкают к библиотеке, и, взрослея, становятся постоянными читателями. Мне радостно видеть их озорные, любопытные глаза, и я была приятно удивлена, когда после посещения библиотеки малыши буквально за руки привели в «Книжкин дом» своих мам и пап, хотя вроде бы должно быть наоборот…

Дошкольники и учащиеся начальных классов – самая любознательная и благодарная аудитория. Наверное, поэтому с ними проводишь так много массовых мероприятий. В библиотеке создан любительский детский клуб «Теремок». За время его существования (около 10 лет) сменилось уже 3 поколения ребят. Задача клуба – познакомить детей с устным народным творчеством.

Итогом занятий по теме «Фольклор от самой колыбели» явилось создание альбома с рисунками-иллюстрациями к пословицам и поговоркам. После проведения цикла мероприятий «В Тридевятом царстве» прошли конкурсы «Играем сказку» и «Сочиняем сказку сами». Ребята разыгрывали сценки, лепили из пластилина сказочных героев и устроили выставку своих работ. А после знакомства с обрядовой поэзией дети появились на улицах села в зимние святки ряжеными и колядовали.

Ребята любят участвовать в театральных представлениях. Участники «Теремка» подготовили и показали сверстникам мини-спектакли «Матушкино благословение» (по русским народным сказкам), «Дорогой братьев Гримм» (по сказкам братьев Гримм), «Петрушка» (по фольклорным мотивам).

Юные читатели активно откликаются на любую инициативу и готовы участвовать всегда и во всем. Недаром в ответах ребят на предложенный им тест «Я и библиотека» преобладали яркие красочные цвета.

Тест выглядел так:

1. Как ты думаешь, какой цвет подходит к понятию:
БИБЛИОТЕКА _______________
БИБЛИОТЕКАРЬ______________
МЕРОПРИЯТИЕ_______________
Большинство ребят (всего было 40 анкет) раскрасили прямоугольники красными, оранжевыми и розовыми цветами. Это свидетельствует о положительном отношении.

2. Какое выражение лица соответствует твоему настроению в библиотеке?

 3. А какое выражение лица ты обычно видишь у библиотекаря?
 
В ответ на четвертое задание «Нарисуй фантастическое животное, на которое, по твоему мнению, похожа библиотека», на анкетах появилось множество пушистых и симпатичных зверей.
Такие результаты теста, конечно же, радуют.

Дети охотно читают. Тем более, что книги для детей сейчас издаются яркие, с красочными иллюстрациями. Но настораживает, что среди этих книг есть и «сорняки» - многочисленные комиксы, пересказы мультсериалов, «ужастики» и прочее. И именно эти книги пользуются повышенным спросом и популярностью у детей. Такие читатели, даже подрастая, предпочитают выбирать в библиотеке «легкое» чтение, которое зачастую соответствует уровню младшего школьника, но никак не подростка. Многие родители не видят в этом особого вреда, считая, что ребенок лишь бы только читал что-нибудь.

Среди учащихся среднего звена в библиотеке было проведено анкетирование, чтобы выяснить, что же читают подростки? Вопросы были несложные. Оказалось, что любимыми книгами ребят являются произведения, которые они читали в младшем возрасте: «Пеппи Длинный чулок», «Приключения Незнайки и его друзей», и новые книги, предназначенные также для детей: «Гарри Поттер» и др. На вопрос «Что я сейчас читаю?» большинство ответили, что читают учебники или книги по школьной программе. Своим друзьям подростки советуют прочитать книги, среди которых опять-таки детские: «Приключения Эмиля», «Зима в Простоквашино» и т.д. На вопрос «Что бы вы хотели прочитать?» 5 человек из 18 опрашиваемых ответили, что книги по школьной программе, а 6 из опрошенных сказали, что ничего не хотят.

В разделе «Последняя книга, которую мне купили или подарили» лидируют различные энциклопедии для детей и подростков, что радует. А вот на вопрос «У меня дома выписывают..?» 12 человек из 18-ти опрошенных ответили «Сельскую Правду» (это районная газета), «Хронометр», «Экспресс-газету» и многочисленные газеты с кроссвордами, но ни одного специального подросткового издания в ответах не обнаружено.

Анализ анкет свидетельствует, что подростки требуют особого внимания. Это самая малочисленная, но и самая сложная группа читателей нашей библиотеки. В этом возрасте либо формируется новое поколение читателей, либо мы, наоборот, его теряем. В такой ситуации я прибегаю к помощи других взрослых людей. Так, в прошлом учебном году с учащимися 8 класса провела цикл бесед настоятельница местного храма Воскресения матушка Мария. Ребята посетили церковь, узнали ее историю, правила поведения в храме. Также для подростков в библиотеке была проведена творческая встреча с местным поэтом Юрием Соколовым, чьи стихи часто появляются на страницах районной газеты. Готовясь к этому мероприятию, ребята долго не верили, что им предстоит встреча с настоящим, «живым» писателем. А после вечера некоторые школьники собрали целые подборки статей о жизни и творчестве Ю. Соколова.

Вот таковы наши подростки, которым порой трудно ладить с обществом, а обществу нелегко с ними. Хотелось бы услышать совет – что еще можно сделать, чтобы хоть как-то помочь ребятам перейти из детского возраста в юношеский, хотя бы в плане чтения.

Т. Бедяева,
зав. Осановецким филиалом
Гаврилово-Посадской ЦБС

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2019
Яндекс.Метрика