Методические рекомендации по организации летнего чтения и отдыха детей и подростков в библиотеке Лето – это пора отдыха от школьных занятий, когда можно расслабиться и ничего не делать, но тем не менее избыток свободного времени – возможность узнать что-то новое, получая при этом удовольствие. Летом можно посвятить больше времени чтению для души, которого в учебном году просто недостаточно. Летние каникулы - уникальная возможность привлечения к книге новых читателей, создания пространства творчества и приятного общения с литературой для всех желающих.
Атмосфера в библиотеке в летний период отличается от обычной. Во-первых, периодически должны появляться выставки книг летней тематики, во-вторых, необходимо организовать зону для творчества детей. Это может быть небольшой уголок, где достаточно поставить столик, чтобы небольшая группа детей (3-5 человек) могла одновременно заниматься творчеством, расположив на столе бумагу, карандаши, краски, фломастеры, пластилин, природные материалы, клей, ножницы и т.д., и несколько стульев вокруг. Здесь же рядом можно организовать книжную выставку с литературой по вырезыванию, лепке, рисованию, изготовлению предметов из природного материала, аппликации. Хорошо, если в библиотеке будет организовано место для мелкого ремонта книг и созданы условия для игры, раскраски, разгадывания загадок, ребусов и кроссвордов, т.е. место проведения досуга со сверстниками. Во время каникул нужно устраивать больше конкурсов (рисунков, стихов, коллекций, фотографий и т.д.). Чтобы дети и подростки не воспринимали летний период как время отдыха не только от школы, но и от библиотеки, библиотекари должны продумать систему мероприятий по привлечению в библиотеку постоянных читателей и ребят, приехавших в данный населенный пункт только на лето. Хорошо, если будет составлена программа летних чтений для детей разного возраста. До начала чтений желательно провести в библиотеке и школах анкетирование среди детей и их родителей. Ответы на вопросы подскажут вам, как лучше провести летнюю программу, какую тему взять в этом году, какие задания и призы больше нравятся детям. Чтобы привлечь большее количество участников программы, можно дать информацию в виде красочного объявления в библиотеке и в школе. Очень важной составной частью работы по программе является поиск спонсоров, который ведется задолго до начала летнего периода. Поощрения победителям летней программы чтения могут быть самые разные, это зависит от финансовых возможностей библиотеки. При составлении летних программ чтения и выборе их темы надо помнить о том, что наиболее актуальными для детей в данный период являются такие темы, как экология, краеведение, основы безопасности жизнедеятельности, здоровый образ жизни и нравственность. Презентацию летней программы и подведение итогов лучше всего проводить в форме большого запоминающегося праздника. Очень важно помнить, что в летний период ребята должны как можно больше времени проводить на свежем воздухе, поэтому необходимо часть работы летом перенести на природу: запланировать экскурсии в лес, на луг и в поле; проведение массовых мероприятий на площадке во дворе библиотеки. Е. Мужикова, гл. библиотекарь отдела маркетинга и методического обеспечения |