Печатается в сокращении по материалу: Организационно-регламентирующая документация библиотек // Нет села без библиотеки / Сост. Н.В. Бубекина. - М.: БМЦ, 2001. - С. 57-61. Библиотеки села, и муниципальные, и школьные, накопили большой опыт в содержании своей работы. Однако библиотека - сложный организм, требующий оперативного и эффективного управления, даже в том случае, если это небольшая библиотека-филиал централизованной библиотечной системы или библиотека школы. Поэтому позволим себе остановиться на некоторых, на наш взгляд, основополагающих моментах организации работы в библиотеках села. Правовой основой деятельности библиотек является наличие у них таких документов, как Положение о библиотеке и Правила пользования библиотекой. Большинство публичных библиотек села и все школьные библиотеки являются структурным подразделениями более крупных структур - ЦБС и школы, поэтому они работают на основании Положений, разработанных в строгом соответствии с документами этих структур. Для ЦБС - это Устав (если она имеет статус юридического лица) или Положение.
Каждая библиотека имеет свои особенности, диктуемые многими условиями - количеством жителей, характером расположения местности (близость или удаленность от крупных культурных и образовательных центров, городов и районов, от центральных усадеб), имеющимися ресурсами и т.д. Все библиотеки стремятся в настоящее время иметь свое лицо, характерные черты которого и должны найти отражение в документах библиотеки. Отсюда главным при их разработке является определение функций и задач данной библиотеки. Согласно Федеральным и региональным законам о библиотечном деле, библиотеки имели три основных функции - информационную, образовательную, культурную. Различное сочетание и преобладание одной из них в работе создает определенный тип библиотеки. Так, для школьных библиотек главной является образовательно-воспитательная функция, то есть обеспечение учебно-воспитательного процесса школы, хотя для учителей наиболее важна информационная функция. Для публичных библиотек - это информационная и культурно-просветительская. Для библиотек, работающих с детьми, на первый план выходит просветительная и воспитательная функция, функция формирования потребностей через чтение; информационной культуры, создания среды развития личности в библиотеке. Много уже говорилось о расширении функций сельских библиотек за счет выполнения обязанностей других организаций и учреждений - образовательных, культурных, социальных. Все это также диктуется условиями существования каждой конкретной библиотеки. Так, если в селе нет школьной библиотеки или она не имеет достаточных ресурсов (что типично в настоящее время), то сельская библиотека берет на себя большую часть выполнения запросов, диктуемых учебными программами. Если в селе нет клуба или других учреждений культуры или социальной защиты, сельская библиотека вынуждена работать в режиме этих организаций. Отсюда трансформирование, изменение структуры сети библиотек, организация библиотек-клубов, библиотек-музеев и т.д., попытки объединения сельских и школьных библиотек. Однако не стоит забывать о том, что каждая функция библиотеки требует своего ресурсного обеспечения, которое, к сожалению, в последнее время стремится к нулю. Поэтому особенно важно уметь определить главное в работе, свои основные функции, приоритеты и отстаивать их. Положения утверждаются директором ЦБС или директором школы, они являются основным документом, на основе которого планируется и осуществляется вся деятельность библиотеки. Если мы записываем общие для всех библиотек функции, то и требовать с нас будут их выполнения в полном объеме. Таким образом, в Положении о библиотеке-филиале или школьная библиотека будут выделены главные на какой-либо период и факультативные функции, планировать выполнение которых можно будет в меньшем объеме. Конкретными должны быть и задачи библиотек. Удовлетворение информационных потребностей жителей, обеспечение им свободного доступа к информации - это общие задачи для всех библиотек, однако они видоизменяются в зависимости от типа библиотеки и ее ресурсного обеспечения. В Положении обязательно должны быть оговорены не только обязанности, но и права библиотек, в том числе на ведение разрешенной предпринимательской деятельности и оказания населению платных услуг. Это право может быть записано только в том случае, если подобная позиция есть в уставах ЦБС или школы. Кроме того, надо оговорить в Положении порядок поступления внебюджетных средств на развитие именно той библиотеки, которая нашла или заработала эти средства, иначе они растворятся в общем «котле» ЦБС или школы. Необходимо записать в документе и положение о том, что библиотека несет ответственность за исполнение своих обязанностей только в рамках тех средств, которые выделяются на ее содержание Учредителем или руководством ЦБС или школы (Гражданский кодекс Российской Федерации, ст. 120, п.2). Это очень важное положение в условиях скудости бюджетного финансирования. Вторым основополагающим документом являются Правила пользования библиотекой. Каждая ЦБС, каждая школьная библиотека в своей организации обслуживания читателей руководствуется именно этим документом. Правила пользования сельской библиотекой разрабатываются на основе общих для всей ЦБС с учетом имеющихся условий. Санкции за нарушение Правил пользования читателями могут быть как чисто моральными (ограничение права пользования абонементом, прекращение права пользования библиотекой на какой-то срок), либо быть в форме материального возмещения. Чаще всего в сельских и школьных библиотеках не берут денежные штрафы, однако все-таки такая практика имеется. Поэтому надо помнить, что их применение не будет иметь последствий только в том случае, если эти, меры доведены до каждого читателя, в чем он удостоверяет библиотеку свое личной подписью. Лучше, если «Извлечения из Правил пользования», содержащие штрафные санкции, будут оформлены отдельным вкладышем в читательский формуляр, и под ними будет стоять личная подпись читателя. В Правилах пользования обязательно надо указать, за какие именно нарушения читатель несет ответственность. Чаще всего это - утеря или порча книг и несоблюдение сроков возврата литературы. Утеря или порча может компенсироваться или заменой, равнозначной по содержанию и стоимости, или какой-либо суммой, размер которой определяется директором ЦБС или школы по предложению библиотекарей. Читатель может также возместить ущерб, оплатив стоимость ксерокопии утраченного или испорченного документа. В случае задолженности библиотекарь применяет либо меры воспитательного характера, либо может вводить штрафные санкции за каждый просроченный день и каждое издание в сумме, установленной директором ЦБС. Кроме того, Федеральный закон «О библиотечном деле» позволяет библиотекам вводить залог в двух случаях: при выдаче ценных и редких документов и в «иных случаях» (ст.13). Перевод читателей из категории, имеющей право на бесплатное пользование абонементом, на залоговое обслуживание в случае нарушения ими сроков возврата документов как раз и может быть тем самым «иным» случаем. Такой перевод носит, конечно, временный характер, определяемый библиотекарем. Помимо вышеуказанных документов в библиотеках, осуществляющих платные услуги, обязательно должны быть положения о порядке предоставления платных услуг, о платном ночном абонементе (или выходного дня), о порядке взимания штрафов и т.п. Все эти документы должны быть утверждены руководителем - распорядителем кредитов, то есть директорами ЦБС или школы. Методика составления таких документов достаточно подробно описана в сборниках «Библиотека и закон», в методических рекомендациях, как крупных библиотек, так и самих ЦБС. Мы сделали акцент на тех моментах, в которых допускается большое количество ошибок. |