Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





О социальных нормативах и творческом поиске

Основным документом, определяющим принципы деятельности библиотек, является Модельный стандарт. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки был разработан рабочей группой под руководством Л.В. Куликовой (РНБ) и принят на VI Ежегодной сессии Конференцией РБА 24 мая 2001 года (г. Саратов). Текст этого документа имеется в библиотеках области и используется в работе.
В настоящее время идёт работа над созданием стандарта деятельности сельской библиотеки.

Предлагаем вашему вниманию перепечатку статьи «Норматив - не тормоз для творчества», опубликованной в «Библиотечной газете» (в № 4 (28) за 2003 год). Автор статьи Светлана Бражникова, заместитель директора Белгородской ОУНБ, размышляет о Модельном стандарте сельской библиотеки и предлагает конкретные положения, которые должны быть включены в его параграфы.

Взаимоотношения с учредителем

Первый раздел Модельного стандарта должен определять взаимоотношения библиотеки и ее учредителей - местных органов власти, а также библиотеки и местного сообщества. В соответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сельские библиотеки учреждаются, реорганизуются или ликвидируются органом местного самоуправления. Но так как библиотека призвана служить местному сообществу, в Модельном стандарте должно быть предусмотрено обязательное участие в процессе управления сельской библиотекой местного населения: решение об ее открытии принимается на общем собрании схода жителей; решение об ее реорганизации, а тем более ликвидации должно быть также волеизъявлением референдума местного сообщества.

Опора на местных жителей, привлечение их внимания к проблемам библиотеки является обязанностью сельской библиотеки. При библиотеке создается любое общественное объединение, цель которого - участие и помощь в организации работы библиотеки (Попечительский совет, Совет друзей библиотеки и т.д.). Библиотека подотчетна местным жителям. В то же время сельский библиотекарь должен входить в состав высшего общественного органа управления населенным пунктом: земского собрания, схода жителей и т.д. Задачи сельской администрации заключаются в делегировании библиотеке полномочий, связанных с обеспечением свободного доступа к информации людям по месту их жительства и гарантированном финансировании этих полномочий. Сельская библиотека вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы работы. По решению учредителя сельская библиотека может войти в состав действующей на территории района централизованной библиотечной системы с целью получения консультационной и методической помощи в организации своей деятельности.

Болезненный в настоящее время для муниципальных библиотек вопрос - их юридическая самостоятельность. Он должен решаться в Модельном стандарте однозначно: библиотеки получают статус юридического лица, поскольку в этом случае значительно повышается их самостоятельность и ответственность.

Определяя общественную миссию, функции и задачи сельской библиотеки, следует отметить такие характеристики, как общедоступность, обеспечивающую сельским жителям конституционное право на свободный доступ к информации, знаниям, культурным ценностям.

Каждая сельская библиотека ориентируется в своей деятельности на жителей конкретной территории с ее уникальными особенностями, местной спецификой. Ее внимание должно быть направлено на всех жителей в целом и одновременно на каждого отдельного человека вне зависимости от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.

Центр местного сообщества

Сельская библиотека - центр местного сообщества, и поэтому она берет на себя обязанности по организации, сбору, хранению и предоставлению в пользование документов и материалов местного самоуправления, а также выступает в качестве «связующего звена» между властью и населением (поддерживает все акции местной власти, формирует соответствующее общественное отношение к деятельности органов местного самоуправления). Информационная функция сельской библиотеки лежит в основе развития экономического потенциала территории, сферы образования, науки, досуга. Сельская библиотека выполняет задачи центра социальной реабилитации для незащищенных слоев местного населения (пенсионеров, участников войн, переселенцев, подростков с девиантным поведением).

Сельская библиотека осуществляет «местное обслуживание», направленное на удовлетворение социально-бытовых информационных потребностей во всем их разнообразии, т. е. связанных с повседневными нуждами людей, проживающих в данной местности.

Сущность понятия «Модельный стандарт» требует тщательной разработки кадровой составляющей сельской библиотеки. Это и обязательство учредителя обеспечить достаточное число ее работников для качественного и эффективного выполнения общественной миссии, возможность повышения библиотекарем своих профессиональных знаний в рамках системы непрерывного библиотечного образования региона и Федерации, социальные гарантии (надбавка к тарифной ставке из средств местного бюджета, надбавка к заработной плате за выслугу лет в зависимости от стажа работы, дополнительный оплачиваемый отпуск, коммунальные и иные льготы).

В то же время должны быть определены требования к работникам сельских библиотек: уровень образования, культуры, дополнительные знания, черты характера (коммуникабельность, социальная ответственность и т.д.). Поступающие на работу должны иметь как минимум специальное образование и в перспективе - обязательное получение высшего за счет местных бюджетных средств. Кроме того, необходимо, чтобы специализированные учебные заведения региона организовали целевой набор сельских библиотекарей для обучения.

«Архитектура» стандарта

Существующие нормативы размещения сельских библиотек и организации библиотечного пространства также, на мой взгляд, должны войти в Модельный стандарт, характер которого - однозначно директивный (безусловно, может быть лучше и больше, но никак не хуже и меньше). Важным условием расположения сельской библиотеки является наличие отдельно стоящего здания или отдельного входа, если библиотека расположена в жилой постройке или социокультурном комплексе. В любом случае, в Модельном стандарте указываются архитектурно-строительные нормы на помещение библиотеки, ее внутреннюю планировку исходя из функционального назначения (зона обслуживания читателей, зона отдыха, фондохранилище, служебные и вспомогательные помещения). Размеры площадей определяются также в соответствии с установленными нормативами. Для создания комфортных условий необходимо предусмотреть открытый доступ к фонду, современное библиотечное оборудование, мебель, автоматизированные средства (аудио- и видеотехнику, компьютер, принтер, ксерокс, телефон), внутреннее оформление помещения, наличие информационных блоков.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации в Модельном стандарте устанавливается ежедневный режим работы сельской библиотеки, который должен учитывать особенности трудовой деятельности местных жителей, то есть не совпадать с рабочими часами основной части населения.

Решение финансовых проблем

Реализация библиотекой информационной функции, признанной в настоящее время приоритетной, полностью зависит от полноты и качественного состава документных ресурсов сельской библиотеки, поэтому в Модельном стандарте необходимо предусмотреть все возможные аспекты формирования и управления библиотечным фондом. Кроме того, проблемы финансирования комплектования, возникшие десяток лет назад, с каждым годом не только не разрешаются, но еще более усугубляются. Из-за отсутствия современных источников информации библиотеки становятся в разряд клубных учреждений, что значительно снижает их общественную значимость и престиж библиотечной профессии.

В Модельный стандарт необходимо внести следующие уточнения.
Органы местного самоуправления обеспечивают гарантированное финансирование комплектования фондов сельских библиотек. Финансовые средства на комплектование указываются отдельной строкой в расходной части местного бюджета.

Сельские библиотеки свободны в выборе источников приобретения документов. Фонд сельской библиотеки является составной частью единого фонда централизованной библиотечной системы района, поэтому библиотека обеспечивает доступ потребителей информации к собственным информационным ресурсам, а также организует доступ к единому фонду ЦБС через внутрисистемный абонемент, МБА, а также к региональным, федеральным, мировым информационным ресурсам через Интернет и электронную доставку документов; в любой сельской библиотеке должно быть представлено ядро книжного фонда, в состав которого входят признанные произведения мировой художественной классики, универсальные и отраслевые энциклопедии, словари, справочники, краеведческая литература (не менее 30 процентов от общего состава фонда).

Объем фонда сельской библиотеки в России ориентируется на среднюю книгообеспеченность одного жителя на селе – 7-9 томов; для сохранения релевантности фонда сельской библиотеки необходимо его постоянное обновление. Ежегодный объем поступлений новых изданий должен составлять не менее 5 % к общей величине фонда; в расчете на количество обслуживаемого местного населения ежегодные новые поступления документов в фонд должны составлять не менее 250 единиц на 1000 жителей; сельская библиотека должна иметь возможность получать местные газеты и журналы, в том числе не менее 5 названий региональной периодики (газеты, журналы); не менее 4 названий общегосударственных ежедневных полноформатных газет; не менее 2 названий общегосударственных воскресных полноформатных газет. Базовая обеспеченность сельской библиотеки периодикой должна составлять не менее 50 названий.

Сельская библиотека в обязательном порядке собирает, хранит и предоставляет в пользование информацию по вопросам местного самоуправления. Источниками комплектования должны служить местная пресса, постановления, решения и другие документы представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Только объединение усилий государственных структур и профессиональной библиотечной общественности в масштабах всей страны позволит решить назревшие, острые проблемы сельских библиотек. Инициативу на местах, организацию подготовки, обсуждения проекта Модельного стандарта сельских библиотек в субъектах Федерации могли бы взять на себя специалисты региональных библиотек, которые не только хорошо владеют ситуацией, но и знают пути решения проблем. Кроме того, региональные библиотеки пользуются обычно достаточно высокой репутацией во властных структурах и среди местной общественности, поэтому их предложения, направленные на защиту сельской библиотеки, не должны остаться без внимания.

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика