Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Здравствуй, книжкина неделя!

Методико-библиографический материал для руководителей детского чтения.

Опубликован в сокращенном варианте по материалу: Здравствуй, наш веселый друг, Книжкина неделя! / Сост. Л. Горбачевская - Иваново: ОБДЮ, 2003. - 12 с.

Неделя детской и юношеской книги имеет давние традиции в России, начало которым было положено в суровом военном 1944 году. Московские мальчики и девочки в стареньких платьицах и курточках, в стоптанных башмаках и заплатанных валенках заполнили Колонный зал Дома Союзов. На празднике присутствовали известные детские писатели: К. Чуковский, С. Маршак, Л. Кассиль, А. Барто, С. Михалков, М. Пришвин. Эта встреча стала днем рождения книжкиного праздника.

Инициатором праздника книги был замечательный детский писатель Лев Абрамович Кассиль. В одной из своих статей он назвал его «Книжкиными именинами». С тех пор праздник ежегодно шествует по стране. Долгое время «книжкины именины» длились всего один день и проходили в Москве и Ленинграде. Потом им стало тесно в стенах двух городов, тесно в пределах одного дня. Теперь праздник проходит в течении недели, и в нем принимают участие миллионы детей из разных городов. Многие годы «книжкины именины» радуют юных читателей. Праздник имеет свой ритуал, привлекает ребят разнообразием встреч, радостной атмосферой любви к книге.

Проведению Недели предшествует длительный подготовительный период: создание оргкомитета (библиотеки, писательские организации, общества книголюбов, школы, учреждения культуры), привлечение средств массовой информации, использование рекламы (пригласительные билеты, афиши, красочные объявления), поиски меценатов.

Составляя план проведения Недели детской книги, желательно учитывать все знаменательные даты, юбилеи писателей, значительные события в жизни страны или своего города.

Хорошо  подготовить выставки тех книг, которые связаны с праздником. Постараться как можно больше ребят привлечь к чтению этих книг, к изготовлению поделок, рисунков по заданной тематике. Можно составить викторины, подготовить плакаты с вопросами. Если ребенок-читатель не может ответить самостоятельно, он работает с книгой в библиотеке или берет ее на дом. Такие викторины состоят из 8-12 вопросов. А дальше предлагается  не только ответить на вопросы викторины, но и составить свои.
Каждая библиотека проводит Неделю детской и юношеской книги по-своему. Но все стараются сделать открытие Недели событием торжественным, ярким, красочным и запоминающимся. Чаще всего открытие книжкиной Недели имеет форму театрализованного представления, на котором ребят знакомят с историей зарождения этого праздника. Кроме того, их ждет встреча с героями любимых книг, а может быть даже с писателями и поэтами, артисты театральных студий или кружков разыгрывают мини-спектакли по литературным произведениям. В ходе постановки артисты и ведущие привлекают зрителей к участию в веселых викторинах, конкурсах.

Желательно, чтобы во время праздника звучали и песни, связанные с книгой: «Песня о сказке» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина), «Книжкин дом» (муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина) и др.
Каждый день Недели может быть посвящен какой-либо теме: День периодики, День читателя, День новой книги, День сказок, День информации и т.п. Кому-то нравится раскрывать в читательских аудиториях с помощью разных форм и методов одну общую тему или девиз.

В ходе Недели детской книги библиотеками могут быть проведены различные мероприятия. Это вечера и утренники, посвященные писателям-юбилярам или книгам-юбилярам, которые включают в себя выставки книг, иллюстраций известных художников; беседы о творчестве писателя, конкурсы стихов автора-юбиляра; конкурсы рисунков самих читателей, викторины, КВН, просмотр мультфильмов - вот неполный перечень форм работы.

В какой-то из дней Недели необходимо пригласить детей-инвалидов принять участие в самых интересных, увлекательных литературных играх, конкурсах, заочных путешествиях, викторинах, встречах.

Замечательно, если целый день Недели книги будет посвящен родному краю, его истории, настоящему, судьбам выдающихся земляков. При этом используются различные формы работы с краеведческой литературой.

День читателя может быть посвящен «защите читательских формуляров». В этот день подводятся итоги конкурса на самого активного читателя. Можно представить на выставке книги,  прочитанные им за этот год. Причем это может быть не один читатель, а несколько. Конкурсанты делятся впечатлениями о самых интересных прочитанных книгах, показывают рисунки с иллюстрациями к самым запомнившимся моментам. Если известно, что эту книгу читали и другие ребята, то составляется небольшая викторина по ней. На таких «защитах» читатели усваивают одну очень важную истину: книги нужно не просто брать в библиотеке,   чтобы было много записей в формуляре, - книги необходимо читать, и это интересное занятие. Такой день может быть заключительным днем Книжкиной недели.

Очень важно не забыть во время проведения Недели привлечь к активному участию родителей юных читателей, их бабушек и дедушек, учителей, воспитателей и других взрослых, которые могут как-то влиять на приобщение к чтению. Многие библиотеки накопили опыт по организации семейного досуга, во время Недели проводят конкурсы «Мама, папа, я - Книжкина семья», совместные обсуждения, викторины, игры и т.п.

Конечно же, нужно учитывать возрастные особенности детей при проведении Недели. Как говорил Лев Кассиль, «нет ничего более бесполезного, бестолкового и обидного для обеих сторон - и для выступающих, и для аудитории - если при проведении Недели детской книги залы наполняются одновременно ребятами и первого, и десятого классов».

Необходимо в подготовке и проведении Недели опираться на самостоятельность, инициативу, активность и творчество самих ребят. Основная задача - это приобщение детей к чтению. Очень важно показать, что книга - верный помощник во всех областях жизни человека. Все человеческое без книги становится беднее. В этом, наверное, суть и смысл проведения  этого  праздника,  который мы все называем - Неделя детской и юношеской книги.

Хорошо организованная, яркая, незабываемая Книжкина неделя способствует повышению престижа книги, чтения, библиотеки.
Неделя детской и юношеской книги тесно связана с другим праздником - Международным днем детской книги. Двадцать лет назад Международный совет по детской и юношеской литературе (IBBY- Ай-Би-Би-Уай) принял решение ежегодно 2 апреля, в день рождения великого датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена, отмечать этот праздник.

Идея проведения праздника  принадлежит выдающейся деятельнице мировой детской литературы, основателю и первому президенту  IBBY Йелле Ленман (1891-1970). По  решению IBBY  в 1956 году были учреждены Золотая и Серебряная медали с изображением профиля Х.К. Андерсена. Один раз в два года специальное Международное жюри выбирает лучших писателей, иллюстраторов, переводчиков детских книг, которым вручаются медали.

В 1976 году на конгрессе в Афинах Золотая медаль была впервые вручена советской художнице Т. Мавриной. Среди «особо» отмеченных деятелей искусства и литературы для детей Сергей Владимирович Михалков и Агния Львовна Барто. Большое число советских писателей, переводчиков и иллюстраторов удостоены Почетного диплома.

В рамках Международного дня детской книги проводятся международные семинары и симпозиумы по проблемам детской литературы, встречи писателей, издателей, переводчиков.  Но  прежде  всего  -  это   международный праздник   детей-читателей,  в  чью  жизнь  герои  сказок Х.К. Андерсена входят задолго до того, как они сами сумеют прочитать «Дюймовочку» и «Огниво», «Новое платье короля» и «Снежную королеву». Это праздник тех, для кого, как сказал в обращении по случаю  Международного дня детской книги известный детский писатель С.В. Михалков, «каждая добрая и умная детская книга становится не только чьим-то личным, собственным духовным богатством, но и сближает... всех людей земли, потому что пробуждает в нас одинаковые светлые и веселые чувства».

Международный день детской книги отмечается, как правило, в рамках проведения Недели детской и юношеской книги и связывается с именем Х.К. Андерсена.

Хорошо, если в один из дней Недели состоится литературный вечер по творчеству этого сказочника, на котором юные артисты сами поставят спектакль по мотивам его произведений, пройдут  представления кукольного театра, будут организованы конкурсы веселых и начитанных знатоков творчества великого сказочника.

Л. Горбачевская,
зав. отделом «Мастер-класс» ОБДЮ

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика