Место работы - МБУК «Централизованная библиотечная система» г. Вичуга. Должность - заведующая библиотекой-филиалом № 1. Моя профессия – библиотекарь. Творческий отчет о работе за период 2014-2015 гг. Сложно поспорить с тем, что библиотекари – люди особенные. Мы должны прекрасно знать литературу, постоянно изучать интересы юных читателей, прививать им любовь к книге, делать все, чтобы им было комфортно в читальных залах. И сотрудникам нашей библиотеки это удается. Внимание и теплота по отношению к ребенку, терпение и такт – вот те качества, которыми мы обладаем. Я возглавляю эту библиотеку с 2001 г. За год до этого библиотека переехала в другое здание. Практически весь фонд был связан, но библиотека была открыта для пользователей. Мне пришлось заниматься и ремонтом, и расстановкой книжного фонда, и созданием комфортных условий пребывания читателей. Сейчас библиотеку-филиал № 1 можно назвать авторской: она имеет свое лицо, свой индивидуальный почерк в работе, направленный на пропаганду книги и чтения, на раскрытие фонда, приобщение к лучшим образцам мировой и отечественной литературы. Она отличается оригинальным дизайном, современным подходом к обслуживанию читателей, постоянным поиском инноваций. Залог успеха библиотеки – в трудолюбии сотрудников, их любви к людям, преданности своей профессии, умении преодолевать трудности и идти вперед.
Филиал № 1 МБУК ЦБС – библиотека семейного чтения. Находится в микрорайоне Гольчиха. Библиотека обслуживает все категории читателей – от дошкольников до пенсионеров, ежегодно более 1500 человек. Книжный фонд составляет около 22000 единиц хранения, выписываются 4 наименования газет и 6 названий журналов. В фонде имеются также компьютерные диски, аудио/видеоматериалы, собирается архив тематических папок. Для читателей у нас созданы прекрасные условия. Два помещения библиотеки занимают абонемент для дошкольников и младших школьников и абонемент для детей 12+ и старше. На свободном выборе большое количество книг. Для удобства пользователь литература расставлена по темам и отмечена красочными разделителями. Постоянно действует уголок краеведения «Тихая моя Родина». Здесь же регулярно оформляются различные книжные выставки к юбилеям писателей и различным знаменательным датам. Отдельное помещение - читальный зал. В нем собрана вся справочная литература. Здесь постоянно действует выставка-вернисаж «Наша галерея искусств», посвященная художникам-юбилярам. В этом помещении проводятся и различные массовые мероприятия. Это место встреч и общения людей. На базе библиотеки работают два клуба по интересам: женский клуб «Славянка» (председатель Гладкова Г.Ф.) и информационно-досуговый «Рябинушка» (председатель Лягушева В.В.). Оба клуба открытые и на их заседания приглашаются все желающие. Не забывают сотрудники и о пожилых людях. Если молодые идут сюда за информацией, то люди преклонного возраста – прежде всего за общением в стенах храма книги. Любят они поговорить о житейском, вспомнить молодость, спеть песню, да и станцевать. Обычно эти встречи проходят за чашкой чая и сопровождаются песнями, играми, викторинами. Очень часто члены клуба сами принимают участие в подготовке сценария и проведении мероприятия. В коридоре библиотеки оформлены два стенда «Аптека для души», знакомящий с жизнью нашей библиотеки и «Есть в России милый уголок» (архитектурные памятники г. Вичуги). На лестничной площадке оформлен экологический уголок «Мы сохраним тебя – планета Земля». В одном из помещений библиотеки создан музейный уголок «От прошлого до наших дней». Для чего? Для того чтобы через приобщение к русской народной культуре развивать личность каждого ребенка, причем с надеждой на то, что в сегодняшнем и завтрашнем дне он станет носителем русского характера, русской ментальности, а не подражателем всему западному. Мы хотим открыть для наших читателей простую истину: все чудеса мироздания могут быть рядом, буквально за порогом дома, а не в дальних странах. Мы хотим, чтобы дети гордились прошлым своих предков. Поэтому наш музейный уголок мы считаем небольшим чудом в отдаленном от центра микрорайоне, созданный руками наших читателей. В музее собралась небольшая коллекция предметов крестьянского и городского быта ХХ века. Все экспонаты – это личные вещи наших читателей или их родных. По каждой экспозиции нашего музейного уголка мы создаем привлекательные формы познавательно-досуговой деятельности. На разнообразных мероприятиях тихая жизнь музейных экспонатов сразу становится зримой, вызывая огромный интерес и удивление. В музейном уголке как нельзя лучше проходит популяризация печатных документов в сочетании с показом вещей прошлых времен. Здесь можно потрогать предметы старины, сравнить их с современными вещами. И даже попробовать себя в роли хозяев крестьянской избы или учеником старой школы. Функционирование небольшого музея показало, что традиционные методы библиотечной деятельности не только не растворились в музейных, но, наоборот, выиграли, обогатившись новыми идеями, возможностями и богатым краеведческим содержанием. В начале 2014 года функционировала выставка «Так жили наши предки», а затем выставка «Наши руки не для скуки». Она знакомит с прикладным искусством нашего края. На ней были представлены работы жителей нашего микрорайона, выполненные в различной технике. Здесь и вышивка, и чеканка, вязание крючком и иголкой, строченые изделия, мягкая игрушка и поделки из вторичного сырья. В 2015 году были оформлены 2 музейные выставки: «Ивановский край в годы войны» и «Предметы старины». В 2014 году мной была разработана и реализована целевая комплексная программа раннего развития детей и приобщения их к чтению «Большое чтение дошколят». Цель программы: Задачи: стимулирование читательской деятельности; знакомство с лучшей детской литературы; развитие читательского вкуса и привычки к чтению; оказание методической помощи воспитателям и родителям по приобщению детей к чтению.
Работа велась с воспитанниками старшей группы ДОУ № 14 и их родителями по трем направлениям: привлечение родителей к чтению детей, оказание помощи воспитателям, проведение мероприятий с детьми.
В детском садике сделана подборка статей из журнала «Семейное чтение» «С детьми читать – ум разум развивать». Я дважды выходила на родительские собрания с беседой «Детское чтение для сердца и разума» и циклом обзоров книг «Читаем вместе». Всего было проведено 9 различных массовых мероприятий с детьми. Среди них: литературный калейдоскоп «Путешествие в страну сказок». Ребята узнали, что называется сказками, какие бывают сказки, познакомились со сказками-шутками, докучными сказками. Они вспоминали традиционные начала и концовки сказок. Активно принимали участие в викторинах на знание героев сказок, и даже загадки обманки не смогли их запутать. Дети показали инсценировку сказки «Репка», и внимательно прослушали «Рукавичку». В заключение они получили домашнее задание нарисовать к следующей встрече любимых сказочных героев и прочитать сказки В. Бианки. фольклорный утренник «Мудрость народная» на базе ДУ №14. Воспитанники старшей группы познакомились с разнообразными формами устного народного творчества, созданные специально для детей или самими детьми. Ребята вспоминали колыбельные, которые пели им мамы, потешки, поговорки, скороговорки, заклички, загадки, считалки, игры, сказки и частушки. За веселым занятием быстро пролетело время. стихотворное караоке «В хороводе любимых игрушек». Дети с удовольствием вспоминали стихи про свои любимые игрушки, а также услышали много новых произведений.
Перед каждым мероприятием я приносила в садик подборку книг для подготовки. Были разработаны и распечатаны 2 памятки «Научите ребенка любить книгу» и «Как воспитать у детей интерес к чтению?». Они раздавались на родительских собраниях в детском садике и в школе на семейном празднике. Детям после экскурсии в библиотеку раздавали флаеры «Запишись в библиотеку». В целом программу можно считать выполненной. Она понравилась и детям, и родителям, и воспитателям. Ею заинтересовался и соседний садик № 30, с которым был заключен договор о совместной деятельности. Ежегодно в библиотеке проходит неделя детско-юношеской книги. В 2014году она была посвящена 90-летию журнала «Мурзилка». Ежедневно в дни весенних каникул ребятам предлагалось комментированное чтение произведений из журнала «Мы с «Мурзилкой» друзья» и «Игротека Мурзилки» (настольные игры, кроссворды, занимательные задания). Затем ребят пригласили принять участие в игре-путешествие по страницам журнала «Как на «Мурзилкины» именины». Ведущая познакомила детей с историей создания журнала, как придумывали главного героя – Мурзилку, об основных рубриках, об авторах и книгах, которые сошли со страниц журнала, а дольше всех задержались в «Игродроме». Здесь ребятам пришлось приложить свою фантазию и сообразительность. Они складывали мозаику, разгадывали кроссворды и ребусы, угадывали зашифрованное слово, познакомились анаграммами и логогрифами. Самые активные награждались призами. Уходя, многие взяли почитать журналы «Мурзилка» домой. Это же мероприятие было отправлено на областной творческий конкурс «Библиотекарь 2014 года» и участвовало в конкурсе ЦБС «Лучший библиотекарь Года культуры». В 2014 году принимали участие в акции «Библионочь». В летние каникулы были выделены зоны: «Игротека Читайки», «Мастерская Читайки». Велась работа с детьми из лагерей дневного пребывания и гостями города. Была разработана программа летних чтений «Литературная палитра». Ребятам предлагалось в июне читать произведения А.С. Пушкина, в июле – басни И. В. Крылова, в августе – сказы П.П. Бажова и нарисовать понравившихся героев. В рамках программы прошли: презентация программы, литературная игра «Мир сказок, рифм, стихотворений – все это Пушкин, добрый гений», час полезных рекомендаций «Внешкольный этикет», эколого-краеведческая игра «Тропинками родного края». Так же ребят приглашали в каждую пятницу на громкое чтение произведений, выбранных для летнего чтения, викторины и игры по ним. В 2015 году была разработана и реализована целевая комплексная программа «Чтение – праздник души», посвященная Году литературы в России. Были поставлены следующие цели и задачи: Цели: возродить престиж чтения; воспитать у детей и подростков потребность в чтении как духовной ценности; воспитать культуру чтения пользователей.
Задачи: повышение качества работы библиотек как учреждений культуры и дополнительного образования; реализация просветительских функций библиотеки с использованием традиционных и новых подходов; совершенствование форм и методов пропаганды книги; привлечение семьи к чтению; изучение читательских интересов и информационных запросов взрослых пользователей, детей и подростков; индивидуальное обслуживание пользователей с ограниченными возможностями в библиотеке и на дому; укрепление положительного имиджа библиотеки в глазах общественности как информационно-культурного центра.
Программа состояла из 3 блоков: Пропаганда художественной литературы; Целевая комплексная программа раннего развития детей и приобщения их к чтению «Большое чтение дошколят»; Воспитание культуры чтения.
Работая по 2 блоку, мы продолжили реализацию Целевой комплексной программы раннего развития детей и приобщения их к чтению «Большое чтение дошколят». Всего было проведено 26 мероприятий. Большой отклик у детей вызвали мероприятия: В марте заведующая Жаворонкова Т.А. пригласила ребят на стихотворное караоке «Литературный зоопарк». Дети читали стихи о животных, отгадывали загадки, а в заключении посмотрели мультфильм на стихотворение Э. Успенского «Осьминожки». В подарок библиотеке учащиеся оставили рисунки о животных. В апреле провела сторисек «Окно в войну: музей в чемодане». Она показала ребятам, какие интересные вещи можно обнаружить в дедушкином чемодане: шинель, фляжку, кисет, опасную бритву, химический карандаш. А когда достала планку от медали, прочитала рассказ А. Митяева «Пыль», в котором главный герой тоже потерял медаль. В завершении школьникам было предложено познакомится с книжной выставкой «Читаем книги о войне». В июне - историко-литературный час «Животные на войне». Ребята узнали, как лошади, верблюды, собаки, голуби и другие животные помогали завоевывать победу. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней… Оформлялись книжные выставки, посвященные юбилеям писателей и поэтов. По ним проводились информационные обзоры. Всего 9 книжных выставок и 9 обзоров. Работа по 3 блоку «Воспитание культуры чтения» велась с различными читательскими группами. Были проведены акции «Библионочь», «Подрастаю с книжкой я», «Книжкины жмурки». Была разработана и реализована летняя программа для детей младшего школьного возраста «Летние чтения в дружной компании: читаем книги о войне». Каждую среду с ребятами проводили комментированное чтение рассказов А. Митяева из цикла «Солдат Митя Корнев» и К. Паустовского «Похождения жука-носорога». Всего состоялось 12 встреч. В программе принимали участие 11 человек. В конце августа активных ребят наградили художественными книгами. Оформлялись книжные выставки по культуре чтения: «Обрати свое сердце к нам!» (выставка-призыв), «Век книжной мудрости и чтения». В течение всего года проводились экспресс-обзоры «О новом, интересном – в журналах и газетах». Работу по этой программе можно считать удачной. Она вызвала заинтересованность наших читателей и показала перспективность работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Дети сначала приходили записываться в библиотеку со своими родителями, а теперь уже многие стали посещать ее самостоятельно. У них нет страха перед неизвестным. Приходя сюда с воспитателями и педагогами, они не только знакомятся с правилами пользования библиотекой, но и становятся ее неотъемлемой частью, библиотекари становятся для них близкими людьми, к которым можно обратиться с любыми вопросами, поделиться своей радостью или бедой. Логическим продолжение этой программы стала целевая комплексная программа по формированию культуры чтения детей дошкольного и младшего школьного возраста «Школа радостного чтения», которая начала свою работу в 2016 году. В 2015 году большое внимание уделялось патриотическому воспитанию. Особое впечатление на ребят произвел вечер-встреча с детьми войны «Пусть живые запомнят и пусть поколения знают». На вечер пришли читатели библиотеки: инвалид 2 группы - Голицына Тамара Михайловна и ветеран труда – Кутузова Капитолина Дмитриевна. Они рассказали учащимся 4 класса школы № 6 о тяжелой жизни в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время. Детям было очень интересно узнать о том, как они учились, во что играли, как проводили свой досуг, чем питались и многое другое. В заключение вечера школьники спели песню и подарили поздравительные открытки, сделанные своими руками. В этом году мы попробовали совместные мероприятия взрослых и детей. В мае – семейные посиделки «Мы за чаем не скучаем», посвященные Международному дню семьи. В этот день встретились два поколения - бабушки и внуки. Для них была организована игровая программа «Дела семейные». Все участники разделились на 3 команды: «Квартет», «Три поросенка» и «Веселушки». Они состязались в различных конкурсах: «Дефиле», «Семейная азбука», «Что нам стоит дом построить», «Стихотворный», «Народная мудрость», «Загадочный», «Веселые нотки», «Кого поздравим в этот день». За правильно выполненные задания команды получали лепестки. В конце каждой команде предстояло склеить символ праздника – ромашку. Самая пышная ромашка получилась у команды внуков – «Три поросенка». Продолжилось общение за чаем. В июне эти же участники встретились на интерактивной игре «Знай и береги свой край», посвященная 90-летию г. Вичуга. В проверке знаний о родном городе соревновались две команды: «Бабушки» и «Внуки». Им пришлось пройтись по трем контрольным пунктам «Вичуга туристическая» (исторические места города); «Вичуга литературная» (знание местной поэзии); «Созвездие вичужан» (наши знаменитые земляки). В нашей игре победил опыт – выиграла команда «Бабушек», а «Внукам» было предложено перечитать книги о родном крае, представленные на книжной выставке «Вичуга: время, события, люди». Закончилась встреча чаепитием за круглым столом. Совместные мероприятия бабушек и внуков помогают сблизиться, лучше понять друг друга. Надеемся, что и в дальнейшем они будут практиковаться в нашей библиотеке. Неделя детско-юношеской книги в этом году она была посвящена была посвящена творчеству Г.Х. Андерсена «Сказочная страна Андерсена». Была оформлена книжная выставка «Великий сказочник «Датского королевства», объявлен конкурс рисунков «Волшебный мир сказок Г.Х. Андерсена». Открылась неделя литературной игрой-путешествием «Под зонтиком Оле-Лукое». Ежедневно в дни школьных каникул для ребят проходили литературные викторины и просмотры мультфильмов под общим названием «Вспомним сказки Андерсена». В последний день состоялись для младших школьников игра-кроссворд «Узнай и назови», а для детей постарше было открыто Библиокафе: в меню дегустация литературы для подростков. Завершилось мероприятие просмотром художественного фильма «Костяника. Время лето», снятого по повести известной детской писательницы Т. Крюковой. Принимали участие во всероссийской акции «Библионочь». Вначале пригласили читателей – детей. Для них провели экскурсию по музейной выставке «Наш край в годы войны», затем устроили фотосалон «Май 1945». Ребята с удовольствием примеряли шинель и военную форму. После этого я пригласила их в Библиокафе на беседу «Дневники юной леди». В ходе ее выяснили, какие бывают дневники, для чего они нужны, получили несколько советов о том, как правильно их вести, и как их можно оформить. Закончилось пребывание детей в библиотеке блицтурниром «Для любознательных ребят». В летние каникулы были выделены зоны: «Игротека Читайки», «Мастерская Читайки». Была разработана и реализована летняя программы для детей младшего школьного возраста «Летние чтения в дружной компании: читаем книги о войне». Каждую среду с ребятами проводили комментированное чтение рассказов А. Митяева из цикла «Солдат Митя Корнев» и К. Паустовского «Похождения жука-носорога». Всего состоялось 12 встреч. В программе принимали участие 11 человек. В конце августа активных ребят наградили художественными книгами. В Дни Российской культуры была организована интеллектуальная игра для школьников «Тысячелетняя кладовая мудрости». Ребята попробовали свои силы в знании и применении русских народных пословиц и поговорок. Кроме этого наша библиотека принимает участие во всех программах ЦБС и различных конкурсах. Мы стараемся активно привлекать новых читателей. Для этого проводим экскурсии по библиотеке для дошкольников и первоклассников, сотрудничаем с различными организациями (школами, детскими садами, клубом и ВОС). Взаимодействие с обществом я стараюсь, по мере возможности, организовать на основе новейших технологий, внедряя современные модели обслуживания. Я стремлюсь в своей работе: обеспечить свободный и полный доступ каждого человека к информации; влиять на формирование информационной среды района и региона; обогащать содержание и ассортимент информационных услуг; признавать ценность каждой личности, уважительно и терпеливо относясь к ее интересам и потребностям; создать положительный, достойный имидж библиотеки, ориентируя ее на успех.
|