Село Нижний Ландех в настоящее время принадлежит к территории Пестяковского района Ивановской области (бывший Гороховецкий уезд Владимирской губернии). Село возникло на старинном торговом пути, связывавшем Москву, Суздаль, Владимир с Волгой и тогдашними крупнейшими поволжскими городами - Нижним Новгородом и Городцом. Свое название село, очевидно, получило от реки Ландех, в нижнем течении которой оно располагается. Название реки, по мнению специалистов, имеет финно-угорское происхождение. Предание относит создание селения к концу XIV в. В начале XV столетия Нижний Ландех уже имел статус села, так как в нем строилась первая деревянная церковь Рождества Богородицы. Создание храма легенда связывает с именем митрополита Киевского и Всея Руси Фотия. В 1411 г., чудом избежав татарского плена во время поездки из Владимира на Святое озеро (ныне - Южский район Ивановской области), Фотий в благодарность Богу и поставил храм в Нижнем Ландехе. При церкви остался служить священником Пахомий Болгарин, сопровождавший Фотия в поездке. Первые достоверные сведения о Нижнем Ландехе относятся к 1609 г., когда царь Василий Шуйский жалует село князю Д.М. Пожарскому за воинские заслуги в борьбе с польско-литовскими захватчиками.
В 1611 г. вотчина у Пожарского была отобрана с помощью польских властей стольником Г. Орловым. Но вскоре взошедший на престол царь Михаил Федорович Романов вновь возвращает село Пожарскому. После смерти князя Нижним Ландехом владеют его сыновья Петр и Иван, затем - внук Юрий Иванович. После смерти последнего, вотчина становится дворцовой, а с 1682 г. до отмены крепостного права в 1861 г. последовательно принадлежит князьям Черкасским, графу В.Г. Орлову (брату фаворита Екатерины II Григория Орлова), состоявшему директором Академии Наук, графине С.П. Паниной, ее сыну А.Н. Панину, внучке С.А. Паниной, в замужестве Щербатовой. В XVIII-XIX вв. село было чрезвычайно богатым и, по воспоминаниям современников, более напоминало городок с великолепными храмами и каменными домами. Крестьяне Ландеха славились состоятельностью. Одним из основных здешних промыслов было коробейничество (офенство) - разъездная торговля красным товаром, т.е. тканями и галантереей. Этот вид деятельности процветал в селе до сер. XIX в., ландеховские офени освоили пути на Кавказ, Украину, даже в Балканские страны. Разбогатевшие крестьяне строили в селе большие каменные дома, выписывали модную мебель из Москвы, одевали жен и дочерей во французские наряды и дорогие меха. Среди отходников1 Нижнего Ландеха был известен торговец кожей Алексей Егорович Дубинин. Его сыновья Герасим, Василий и Макар построили в 1823 г. в Моздоке, на берегах Терека, первый в России завод по перегонке нефти на керосин. Их изобретение явилось началом развития в России и во всем мире новой отрасли хозяйства - нефтепереработки. Во 2-й пол. XIX в. офенская торговля в селе стала вытесняться лавочной. Среди жителей Нижнего Ландеха наиболее широкое распространение получили промыслы, приносившие большой доход - заготовка и обработка леса, изготовление саней, телег, бочек и кадок, колес, корыт, смолокурение и выработка скипидара. Художественным промыслом стала вырезка киотов2 и их золочение, изготовление резных иконостасов, чеканка. Киоты и иконостасы ландеховцы делали для продукции иконописных сел - Палеха, Мстеры и Холуя. В окрестностях Нижнего Ландеха изготовлялось по нескольку тысяч резных киотов в год. Но, к сожалению, в ХХ веке этот промысел сошел на нет. Были в селе и свои иконописцы. В свое время из Нижнего Ландеха и округи выехали на постоянное жительство в Палех более 40 семей мастеров. Среди них были те фамилии, которые позднее заложили основы палехского искусства лаковой миниатюры, в частности - семья художников Голиковых. Особенно выделялись среди мастеровых Владимирской губернии плотники из Нижнего Ландеха и округи, славившиеся непревзойденным умением рубить добротные дома и храмы удивительной красоты. Женщины села и его окрестностей занимались вышивкой-строчкой. Первым организатором строчевышивального производства, скупщиком и продавцом изделий мастериц, был местный крестьянин П. Нешин. Заказы на вышитые изделия поступали из Москвы, Перми, Нижнего Новгорода, Сибири. Впоследствии предпринимателей, открывших такое же дело, стало больше. Из-под иглы нижнеландеховских вышивальщиц выходили простыни, пододеяльники, подзоры, накидки для подушек, сорочки, полотенца, носовые платки. Сельским хозяйством местные жители почти не занимались, держали лишь огороды и понемногу скотины, заготавливали сено, зерновых выращивали так мало, что хлеба иногда не хватало даже их семьям. Продукты, недостающие в хозяйстве, чаще всего покупали на стороне, на базарах, что состоятельные ландеховцы вполне могли себе позволить. Одним из традиционных занятий жителей Нижнего Ландеха были сбор и сушка белых грибов, которые в изобилии росли в окрестных лесах. Считалось, что сушеные грибы из Нижнего Ландеха отличаются высоким качеством. Готовую продукцию ландеховцы отправляли в Москву, Нижний Новгород и другие города на Великий Пост, начиная торговать грибами сразу после Нового года. Эта торговля также приносила большие доходы. По старому административному делению Нижний Ландех был волостным центром. В XIX веке здесь располагались волостное правление и земские учреждения, работала церковно-приходская школа. Настоящим украшением села по сей день служит уникальный, редкий по красоте ансамбль храмовых сооружений в стиле барокко. Богатое население Нижнего Ландеха могло позволить себе возведение таких церквей. В 1755-63 гг. был построен в селе храм Святой Троицы на месте сгоревшего деревянного, в 1774-75 гг. рядом поднялась колокольня. Комплекс довершила церковь Рождества Богородицы (1785-1805). В первой трети XIX в. храмы были окружены оградой с часовней. Храмовый ансамбль Нижнего Ландеха, по мнению специалистов, самый яркий архитектурный комплекс Ивановского края. У стен церквей издавна располагалась торговая площадь. Сейчас Нижний Ландех - тихий населенный пункт ивановской глубинки. Но его история, дела золотых рук жителей села привлекают к нему постоянное внимание исследователей-краеведов. Примечания: [1] Отходник - крестьянин, ушедший из основного места жительства на заработки. [2] Киот - в православии - застекленный ящик или шкафчик для хранения икон (божница). Н. Ильина, гл. библиотекарь отдела краеведения Ивановской ОБДЮ |