По материалам региональной НПК Ивановская областная библиотека для детей и юношества в ноябре 2002 года провела региональную научно-практичекую конференцию «Мир подростка и подросток в мире». Участники конференции обсудили проблему, которая волнует все общество, - подростковый возраст в жизни человека как один из сложнейших социальных периодов. Подросток - это уже не ребенок, но далеко еще не взрослый человек. Это волнующий, напряженный и необратимый процесс превращения беспомощного ребенка во взрослого человека. С одной стороны, этот возраст несет в себе много положительного: оптимизм, жизнерадостность, изобретательность, острота переживаний, безоглядность в отстаивании своих взглядов. Но в то же время подросток испытывает, по мнению психологов, «физическое и душевное недомогание», которое выражается в повышенной чувствительности, раздражительности. В нем происходит «настоящая революция». Часто он сам не понимает и не может объяснить, что с ним происходит. В этот период происходит конфликт с окружающим миром, балансирование между «хочу» и «надо», между «можно» и «нельзя», «быть» или «не быть». Кто же может помочь подростку сохранить хотя бы относительное душевное равновесие, чтобы трезво мыслить и разумно действовать? Ответить на эти вопросы попытались участники конференции, представители Иванова и Ивановской области, Москвы, Вологды, Нижнего Новгорода и Ярославля.
В докладе психолога из Иванова О.А. Яхониной отмечалось, что важной особенностью психологии подростка является неудовлетворенность собой и окружающим миром. К этому присоединяется еще и ряд внутренних влечений чему-то тайному, необычному. Непослушание, занятие запрещенными делами обладают в этот период особой притягательной силой. Очень часто из-за повышенной возбудимости подросток не в силах контролировать себя и свои поступки. Отсюда вытекают грубость, негативизм. Все это обязательно надо учитывать тем, кто работает с подростками. «Кризис подросткового возраста в свете биографии человека» - так называлось выступление психолога ОЮБ г. Ярославля А.В. Колонкиной, воспринятое присутствующими с большим интересом. По мнению выступающего, подростковый возраст - это период развития образного мышления, творчества, воли и чувств. Самым слабым звеном в этой цепочке оказываются чувства. Нередко никто не озабочен, что и как чувствует подросток, как развивается его способность радоваться, удивляться, восхищаться, страдать: ни система образования, ни родители, которые заинтересованы лишь в развитии интеллекта и воли. Вспомним американских летчиков, сбросивших атомные бомбы на японские города. Только спустя некоторое время они осознали всю чудовищность того, что они совершили. Человек, у которого есть благородная идея и воля для ее воплощения, но нет главного связующего звена - чувства, не может считаться человеком в истинном значении этого слова, так как человеческие чувства не имеют ничего общего с интеллектом. Обобщила эти сообщения психологов профессор из ИВГУ Е.И. Исенина, которая дала глубокий анализ проблем, связанных с подростками, отметив, что для нормального развития подростков необходимы три важных фактора: защищенность, автономия и идентичность. В очень эмоциональном и содержательном выступлении доцента Ивановской текстильной академии О.А. Кузнецовой вновь речь шла об особенностях подросткового возраста, но уже с точки зрения философии и социологии. Болью и тревогой за молодое поколение было пронизано выступление зав. отделом УВД Ивановской области С.И. Афинеевской, которая рассказала о криминогенной обстановке в стране и области и, в частности, о преступности среди подростков. Были приведены страшные цифры, связанные с положением детей и подростков в нашей стране, с детской беспризорностью, наркоманией, проституцией. Сложная экономическая обстановка в России рождает серьезные социальные проблемы в обществе, такие, как кризис института семьи. К тому же ситуация осложняется несовершенством законодательной системы. Все это и стало причиной жизненного неблагополучия многих подростков. Но на сегодняшний день нет важнее вопроса, чем беды и проблемы, обрушившиеся на наших детей и подростков, на наше будущее. Органы милиции надеются, что и библиотечные работники будут вносить свой вклад в борьбу с социальными язвами общества. Интересным и содержательным было выступление ведущего методиста ОДБ г. Вологды Л.Р. Бам, рассказавшей о работе и возможностях детской библиотеки по профилактике детской и подростковой наркомании на примере Вологодской областной детской библиотеки. Это направление - одно из приоритетных в ее деятельности. В основе его лежит создание продуманной системы просвещения по профилактике наркомании среди несовершеннолетних. Было отмечено, что целесообразно работать с данным направлением в библиотеке еще и потому, что она воспринимается подростками как место более свободного общения. Среда более благоприятная для восприятия информации по сравнению со школой и медицинским учреждением. Библиотека своими силами не могла бы справиться с этой работой, поэтому были привлечены специалисты-наркологи из областного центра СПИД. «Армия и молодежь» - так называлось выступление С.Л. Паршина, начальника отделения военного комиссариата г. Иванова, очень живо и заинтересованно воспринятый слушателями. Почему не хотят служить в армии наши юноши? Как проходит военная реформа в России, в чем заключается ее суть? Как обстоят дела со здоровьем призывников? Каков их социальный портрет? Как прошел осенний призыв? Эти и другие вопросы были затронуты в выступлении. Кроме того, С.Л Паршин высказал мысль о том, что библиотеки наряду со школой, родителями должны способствовать воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданской ответственности. В.П. Чудинова, зав. отделом РГДБ, г. Москва, выступила с докладом «Подростки и медиа в контексте социокультурных изменений», в котором было отмечено, что в настоящее время падает статус человека книжной культуры, во всем мире отмечается кризис чтения. В связи с этим возникло такое явление, как функциональная неграмотность. Чтение стало носить более развлекательный характер. Больше всего читают детективы, «дамские романы», усилился интерес к журнальному чтению. Но в целом наши дети читают мало. Огромное влияние на подростков оказывают медиа, но не всегда положительное. Насилие, кровь, слишком откровенные сцены из фильмов, которые показываются детям, компьютерные игры, всевозможные «стрелялки» и «мочилки»- все это производит негативное воздействие на неокрепшую психику. Сейчас возникло такое понятие, как «компьютерные дети», у которых проблемы с устной и письменной речью, у них плохо развито воображение, они хуже мыслят. Хочется сказать несколько слов о выступлении О.В. Кляузовой, директора Дома ремесел п. Палех Ивановской области. В выступлении прозвучала мысль о том, что огромной положительной силой влияния на детей и подростков является сфера досуга, так как именно в общении ребята, делясь впечатлениями, выражая свои мысли по самым разным вопросам, удовлетворяют потребности во впечатлениях, самовыражении и самоутверждении. Такое досуговое учреждение, как Дом ремесел, призван организовать досуг детей, что является педагогической и социальной поддержкой растущих личностей, формирования у них активной и созидательной позиции по отношению к окружающему миру. Самое важное качество, приобретаемое подростками в Доме ремесел, - это любовь и творческое отношение к труду. В выступлении главного библиотекаря ОБДЮ г. Иванова О.Ю. Касаткиной «Подростки как специфическая категория пользователей библиотек (по материалам областного социально-психологического исследования)» был представлен опыт создания портрета современного подростка. Исследование проводилось в 2002 году на базе библиотек г. Иванова и Ивановской области. В нем приняли участие 226 пользователей библиотек, подростков в возрасте 11-13 лет. В заключение был сделан вывод о том, что библиотекарям, ведущим обслуживание подростков, для полноценного творческого общения с пользователями следует вести постоянное их изучение. Мир подростка сосуществует с миром взрослых в одном пространстве. Однако мы недостаточно внимательно относимся к жизни и культуре подростков. А значимость библиотеки для подростка зависит от условий, которые она сможет предложить ему для раскрытия личности. Только поддержание постоянной обратной связи позволит нам шагать навстречу подростку, эффективно взаимодействовать с ним и поддерживать имидж библиотеки как привлекательной среды развития для современного подростка. В выступлении зам. директора ОДБ г. Москвы С.И. Полежаевой «Чтение и библиотека в жизни младших и старших подростков» были представлены результаты социологического опроса. Анкетирование помогло увидеть более остро знакомые проблемы в нашей работе: недостаточное комплектование литературой и то, что преобладающим в чтении подростков стало деловое чтение. Очень запомнилось выступление педагога-организатора ДДТ № 3 Р.А. Ригерт, которая работает на базе детской библиотеки в Сухово-Дерябихском микрорайоне с детьми-инвалидами. Тема ее выступления звучала так: «Художественная литература как средство реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями». Положительное влияние книги на человека в настоящее время широко используется. Давно известно, например, что веселые книги прекрасно выполняют терапевтическую роль, они отвечают насущным потребностям детской души, служат источником эмоционального наслаждения, оптимизируют настроение и мысли ребенка. Комплексующим, не уверенным в себе детям полезно творчество А. Милна, Д. Родари, А. Линдгрен, В. Драгунского, Н. Носова, В. Медведева. Пожалуй, больше всего известна психологическая роль жанров народной и волшебной (авторской) сказки. В сказке ребенок переживает такое эмоциональное состояние, которого ему не хватает во внешней жизни. Сказка помогает ребенку понять самого себя и других людей, ориентироваться в законах мироздания, освоить важнейшие философские категории. Итак, различные литературные жанры и виды по-разному выполняют психотерапевтическую роль. Как и какой элемент произведения, какую «пружинку» необходимо затронуть при работе с произведением, чтобы включился эмоционально-насыщенный процесс лечения книгой? Это и решается в ходе библиотерапии, это и делает ее не только наукой, но и искусством. Запоминающимся было выступление главного библиотекаря РГЮБ г. Москвы В.П. Вдовиченко. В выступлении было отмечено, что особенностью становления молодого поколения в период модернизации российского общества является обострение противоречий взаимодействия молодежи с обществом. Сегодня молодые больше рискуют остаться без образования, не найти работы, не создать семьи и остаться не у дел. Поэтому необходимо уделять большое внимание социализации молодежи, то есть помогать реализовать себя, свои стремления, строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Библиотека является одним из институтов формирования молодежи, сохранив ее доверие, взаимодействие с читателем, основанном на добровольном и свободном посещении библиотеки, на отношении библиотекарей к своим читателям, лишенном авторитарности. Специально подобранные и организованные с учетом возрастных особенностей и потребностей читателей фонды детских и юношеских библиотек, кадры, обладающие профессиональными знаниями, умеющие работать с детьми и молодежью, позволяют направить деятельность на оказание помощи в формировании и развитии личности, в умении принять верные решения в сложные периоды взросления. Организация читательской деятельности подрастающего человека - это основная задача библиотеки. В заключении участниками был сделан очень важный вывод: решать проблемы подростков можно, лишь объединив усилия всех служб и структур, имеющих отношение к жизни молодежи. Именно поэтому конференция вышла за рамки только библиотечной работы и вовлекла в ряды участников психологов, педагогов, работников милиции, военкомата, социологов и наркологов. Материалы конференции будут опубликованы в сборнике, который выйдет в ближайшее время. Л. Горбачевская, гл. библиотекарь ОБДЮ |