"Гуманитарная культура, молодежь и библиотека" так называлась Всероссийская конференция, которая состоялась 22-26 апреля 2002 года в г. Пскове по инициативе Российской Государственной юношеской библиотеки, Комитета по культуре Псковской области и Псковской юношеской библиотеки им. А.С. Пушкина. Основной задачей конференции являлось определить место юношеских библиотек в деле приобщения молодежи к культуре, в воспитании образованного, духовно развитого, уважающего историю своей страны молодого человека. На конференцию прибыли библиотекари из Иванова, Белгорода, Челябинска, Краснодара, Кирова, Татарстана, Москвы, Самары.
Открыл конференцию председатель Комитета по культуре Псковской области, доктор культурологии Голышев А.И. На сессии РБА в г. Ярославле, состоявшейся 12-18 мая 2002 года, г.Псков объявлен библиотечной столицей страны 2003г. По мнению председателя комитета, город достоин этого высокого звания. Комитет строит свою библиотечную политику, уделяя большое внимание повышению роли библиотек в деле воспитания подрастающего поколения. Библиотеки всех систем и ведомств города понимают важность задач, стоящих перед ними. В Областной детской библиотеке открылся уникальный музей книги В.А. Каверина "Два капитана". Выделены средства на проведение данной конференции. Кроме того, в 2003 году исполняется 1100 лет г.Пскову. Первое упоминание о Пскове относится к 903 году, когда киевскому князю Игорю привезли из Пскова жену "именем Ольгу". Большой доклад на тему "Библиотеки в помощь сохранению чтения как ценности гуманитарной культуры" сделала главный библиотекарь Российской государственной юношеской библиотеки Забелышинская Сабина Израилевна. Проблема чтения детей и юношества на сегодняшний день - это мировая проблема. Докладчик привела слова сотрудника Республиканской детской библиотеки Голубевой Е.И. на Конгрессе в поддержку Чтения о том, что национальная безопасность России требует незамедлительной разработки Национальной программы чтения. Забелышинская С.И. отметила, что (по исследованиям психологов) чтение "для души" поднимает порог восприимчивости делового чтения. И наоборот, восприимчивость учебной литературы снижается, если человек не читает качественную художественную литературу. Попутно сошлемся на выступление Антиповой В.Б., заведующей Центром научно-педагогической информации Псковского областного института повышения квалификации работников образования. Известно, что чтение развивает воображение, но очень часто бывает, что читатель сначала смотрит художественный фильм по какой - либо книге, а потом возникает желание ее почитать. Но при этом он находится в плену увиденного на экране, а прочитанная книга позволяет создать свои зрительные образы, следовательно развивается воображение. Поэтому чтение, отметила докладчик, крайне важно для развития человека. По-прежнему, заметила Забелышинская, остро стоит вопрос о комплектовании книжного фонда. Около 80% всей издаваемой продукции оседает в Москве и Санкт-Петербурге, и только 5% от всего изданного поступает в библиотеки страны. Докладчик остановилась на обобщении опыта работы ряда юношеских библиотек, направленных на поддержку чтения. В Омской юношеской библиотеке организовали книжную выставку, где были представлены книги Н.В. Гоголя, П. Мериме, В. Гауфа и другая классическая литература. С этой выставки было выдано более 300 изданий прекрасной художественной литературы; в Биробиджане разработали комплексную программу "Чтение как удовольствие", а в Оренбурге предложили читателям программу "Мой родной язык - русский". Очень важно поддерживать престиж чтения. Сабина Израилевна предложила выпускать плакаты, рекламные проспекты типа "Библиоовация", "Парад книги", "Читать - это модно", "Читатель года". Докладчик несколько иронично прошлась по введенному термину "пользователь". Пользователь это не читатель, попользовался и ушел. Слово читатель все-таки лучше, оно отражает сущность библиотеки. Огромное впечатление произвело посещение музея книги В.А. Каверина "Два капитана". Создание литературного музея одной книги в Псковской областной детской библиотеке явление уникальное. Сотрудники областной детской библиотеки во главе с директором Волковой Н.С. сделали дело, которое войдет в историю инновационных находок в библиотеках страны. В музее представлено все, что имеет какое-то отношение к литературному произведению: карта путешествия "СВЯТОЙ МАРИИ", почтовая сумка, в которой Саня нашел письма капитана Татаринова, штурвалы, канаты, разные "морские штучки", современные подводные аппараты, письма подводников и многое другое, не говоря уж о разных изданиях книги "Два капитана". И, наверное, самое важное, что создание подобного музея имеет непреходящее патриотическое значение. Девиз книги "Бороться и искать, найти и не сдаваться" остается на века. Псков - город исторический, во все века стоящий на страже государственных рубежей страны. В нем каждый камень историей дышит и, естественно, что работа по краеведению имеет огромное значение в воспитании гуманитарной культуры молодежи. Ведущий библиотекарь Псковской областной юношеской библиотеки Николаева Е.В. познакомила участников конференции с методикой организации областных конкурсов по краеведению. Конкурс проходит в два этапа. Первый этап - ответы на вопросы по заданной тематике. Второй этап - написание рефератов по теме, выбранной самим читателем. Победителей определяет специально созданная комиссия, в состав которой помимо библиотекарей, входят специалисты Псковского педагогического института. Здесь будет уместно несколько слов сказать о совместной работе Областной юношеской библиотеки г. Пскова и "Цеха ролевых игр", руководимого ст. научным сотрудником Псковского музея-заповедника, кандидатом исторических наук Салминым Е.В. Ролевые игры, как правило, посвящены определенным историческим событиям, что заставляет молодежь читать книги, изучать историю России. Большое место в работе конференции заняли вопросы по эстетическому воспитанию молодежи. С интересным докладом на эту тему выступила гл. библиотекарь Республиканской юношеской библиотеки Татарстана Гусева Е. В. В частности, она рассказала об итогах проведенного социологического исследования "Я вхожу в мир искусств". В анкете, предложенной читателям, было 33 вопроса, из них 17 касались общих интересов юношества, остальные носили эстетическую направленность. Итоги соц. исследования оказались неплохими: 50% опрошенных имеют интерес к посещению музеев, выставок, вернисажей, театров, чтению книг по искусству. В библиотеке с большим успехом работает библиотечный социально-нравственный центр "Айсберг" по профилактике наркомании, которым руководит профессиональный психолог. Опытом работы по эстетическому воспитанию поделились Рамодина З.К., директор Самарской юношеской библиотеки, Черкова Н.Н., заведующая гуманитарным центром Кирово-Чепецкой городской библиотеки Кировской области. В работе конференции освещались также вопросы правовой культуры подростков, работа по эколого-краеведческому просвещению, по популяризации творческого наследия А.С. Пушкина, о роли школьных библиотек и образовательных учреждений в формировании гуманитарной культуры подрастающего поколения. Очень полезным и интересным оказалось путешествие в город Печоры, стоящий на границе с Эстонией. В рамках культурной программы мы посетили Свято-Успенский Псковско-Печорский мужской монастырь, побывали в пещерах, в которых в давние времена жили монахи. В этих пещерах, где природная вентиляция и постоянная температура +5, покоится прах простых иноков, крестьян-ополченцев, стрельцов, а также представителей известных родов - Бутурлиных, Назимовых, Пушкиных, Мусоргских. Ныне в них хоронят усопших монахов. Свято-Успенский монастырь единственный в стране, который расположен в глубоком овраге, имеет великолепные защитные стены и сторожевые башни. Основанный в ХV веке, монастырь был сторожевым постом на границе Руси. Прекрасное впечатление оставило посещение районной библиотеки г. Печоры Интересно, что мэр г. Печоры по началу не был расположен к библиотеке и не уделял ей должного внимания, но потом пересмотрел свою позицию и сделал все, чтобы библиотека превратилась в необходимое не только культурное, образовательное и информационное учреждение, но и учреждение, помогающее решать социальные проблемы (встречи ветеранов и инвалидов, работа с трудными подростками и др.). В этом есть также большая заслуга коллектива Печорской районной библиотеки, которая поставила свою работу так, что стала "видимой" для местной власти. В библиотеке сделали ремонт, обновили мебель, выделили место для актового зала. Осталось решить вопрос об организации библиотечного пространства детского отдела библиотеки. Хочется отметить, что детские библиотеки нашей области этот вопрос решают более успешно, у нас уже редко где найдешь детскую библиотеку со стеллажами, расставленными по классической форме, и где нет игрушек и мягкой мебели. В Печорах нас познакомили с представителем народности сету. Сету - это особая этнографическая группа эстонцев. Они исповедуют православие, говорят на эстонском языке с элементами диалекта. У них есть свои школы, живут они по хуторской системе. К сожалению, сейчас, особенно после начала перестройки, их осталось в Печорском крае всего 600 человек, (было около 2-х тыс.), так как усиливается процесс интеграции в эстонскую нацию. В рамках культурной программы участники конференции посетили Пушкинский музей заповедник. Побывали в Михайловском, Тригорском и Петровском. Увидеть дом в котором жил Пушкин, скамью Онегина, парк в Тригорском, баньку в том же селе, где частенько ночевал поэт, могилу Александра Сергеевича в Святогорском монастыре, надышаться "русским духом"... Об этом можно было только мечтать. Конференция, проведенная Псковской юношеской библиотекой "Гуманитарная культура, молодежь и библиотека" оказалась полезной и, главное, своевременной, актуальной. Организация конференции безупречна. Все сотрудники библиотеки, начиная с директора Осадчей И.В., работали с полной отдачей, не считаясь со временем. Единственное, чего не хватало - это аналитического доклада о положении молодежи в стране и перспективах молодежной политики. Но этот упрек мы отнесем Куприну В.Д., председателю Комитета по делам молодежи Администрации г. Пскова. Г. Муравьева, гл. библиотекарь
|