По материалам социологического исследования Психолог в библиотеке... Проблема достаточно актуальная в библиотечной среде. Сегодня в штате многих библиотек есть психолог, а в некоторых успешно функционируют и целые отделы психологической поддержки. Особенно важным это направление деятельности представляется для библиотек, обслуживающих детей и юношество. Это объясняется тем, что иногда детям, подросткам и юношеству бывает нужна профессиональная психолого-педагогическая помощь. К сожалению, они не всегда осознают это, а многие просто не знают к кому обратиться или стесняются своих проблем. Сейчас во многих учебных заведениях работают психологи, которые могут помочь в решении возникающих вопросов. Но одна из альтернативных психологических служб может быть создана и в библиотеке. Это подтверждают результаты ранее проведенных Ивановской ОБДЮ исследований.
Так, социально-психологическое исследование "Юность - 99, это Ваш портрет!" указало на то, что 18,2 % пользователей юношеского возраста хотели бы получить в библиотеке консультацию психолога, а 21,9 % девушек и юношей - консультацию по профориентации. Помощь психолога нужна также сотрудникам библиотеки при возникновении личных проблем, сложных ситуаций в процессе библиотечного обслуживания и производственных споров. Об этом свидетельствуют выводы по результатам психологического тестирования "Девушки и юноши - пользователи библиотеки глазами библиотечных сотрудников", указавшие на существование отличий в восприятии юношеством самого себя и оценкой его со стороны библиотекарей, что может быть причиной возможных осложнений во взаимоотношениях между ними, непонимания и конфликтов. Исследование показало, что основная часть библиотечных сотрудников - 86,7 % - имеет средний уровень знания юношеской психологии. Этого явно не достаточно для организации процесса библиотечного обслуживания юношества на основе личностно ориентированного подхода. И, конечно же, психологическая поддержка необходима и родителям, часто самостоятельно решающим сложные проблемы взаимоотношений с детьми. Но, прежде чем организовывать психологическую службу, важно изучить отношение к возможности воспользоваться услугами психолога в библиотеке, выбрать действительно востребованные профильные направления психологической деятельности, самые актуальные проблемы и необходимые услуги, а значит - следует исследовать мнение возможных будущих ее посетителей. Именно с этой целью в 2001 году в Ивановской ОБДЮ было проведено социологическое исследование "Психолог в библиотеке". В ходе его было опрошено 113 респондентов (в т. ч. пользователи библиотеки в возрасте от 12 до 18 лет, родители дошкольников и младших школьников, а также сотрудники ОБДЮ). Проведенное исследование показало, что большинство опрошенных (93.3% девушек и юношей, 62.3% родителей и 73.7% библиотекарей) не имеет опыта обращения за психологической помощью, а некоторые девушки и юноши просто не знают, кто такой психолог и чем он занимается. Однако 78.7% подростков и юношества, 84.2% родителей и 78.9% библиотекарей указывали на то, что психологическая помощь и поддержка им нужна, а, кроме того, они сообщают о желании обратиться к психологу именно в библиотеке. Объясняя свою позицию, девушки и юноши давали самые разные пояснения: от простого "на всякий случай" до осознанного понимания того, что именно психолог может помочь им в решении проблем личного характера и при возникновении сложных ситуаций в общении с библиотекарями. Родители в основном делали упор на возможную помощь со стороны психолога при разрешении конфликтных ситуаций во взаимоотношениях со своими детьми. Сотрудники библиотеки писали о важности пополнения знаний по психологии, оказания психологом помощи при возникновении спорных вопросов, возникающих в процессе библиотечного обслуживания, о необходимости работы над созданием благоприятного психоло-гического климата в коллективе и решения проблемы правильной расстановки кадров. В ходе исследования были выявлены актуальные психологические темы. Подростками и юношеством были названы: самоопределение и поиск своего места в жизни (53.3%), общение со сверстниками (40.0%), личные проблемы (36.0%). Следует также заметить, что проблемы взаимоотношений с родителями и межполовых отношений также были отмечены достаточно большим процентом опрошенных девушек и юношей (по 26.7%). Родителей более всего заинтересовали вопросы разрешения личных проблем ребенка (63.2%), его общения со сверстниками (47.4%) и взаимоотношения с ним (36.8%). Достаточно высокий процент опрошенных отметили школьные проблемы (26.3%), а также особенности развития ребенка и его готовность к школе (по 21.1%). Для сотрудников библиотеки особенно важными оказались следующие темы: общий психологический климат в коллективе (84.2%), психология общения с пользователями (78.9%) и отношения типа руководитель - подчиненный (31.6%). Какие же услуги психолога вызвали наибольший интерес у респондентов исследования? 45.3% опрошенных девушек и юношей отметили, что хотели бы пройти тестирование на свойства личности. Многие из них (28.0%) обратились бы к психологу для компьютерного тестирования по профориентации. 25.3 % девушек и юношей посетили бы психолога с целью получения индивидуальной психологической консультации, 18.7% - приняли бы участие в психологических тренингах, играх, а 17.3% - прослушали бы лекции по психологии. Узнать о наиболее интересной литературе по психологии пожелали немногие - лишь 8.0% опрошенных. Для родителей наиболее важными оказались: тестирование свойств личности (63.2%), индивидуальные психологические консультации (57.9%) и лекции, беседы по психологии (47.4%). Кроме того, отмечались: психологические тренинги, игры и информирование о литературе (по 26.3%), а также - компьютерное тестирование по профориентации (21.1%). Сотрудники библиотеки чаще указывали: психологические тренинги, игры (57.9%), лекции, беседы по психологии (52.6%) и индивидуальные консультации (36.8%). Некоторые библиотекари обратились бы к психологу для тестирования свойств личности и профессиональных склонностей (по 31.6%) и прослушали бы обзоры наиболее интересных изданий по психологии (26.3%). Конечно же, от каждой встречи с психологом посетителю важно получить конкретную помощь, выработать основу своих действий на будущее. А в условиях библиотеки возможности психолога расширяются. Так, в консультацию по профориентации с использованием компьютерных тестовых программ кроме тестирования личностных особенностей, интересов и склонностей и последующей беседы по его результатам подросткам и юношеству может быть предоставлена различная информация, касающаяся возможностей получения того или иного образования или специальности с использованием баз данных об учебных заведениях, курсах, кружках и т. д. Отличительной чертой библиотечного психолога может послужить и то, что при консультировании посетителя он может порекомендовать ему полезные книги, причем это могут быть не обязательно издания по психологии. С учетом особенностей восприятия окружающего пространства детьми, подростками и юношеством, гораздо действеннее здесь будет литература художественная. Именно психологическая служба библиотеки может развить такое перспективное направление деятельности, как библиотерапия. В качестве пожеланий по организации работы психолога в библиотеке девушки и юноши высказали конкретные предложения: "Обращать внимание на общение сотрудников с детьми и особенно подростками", "Поскорее начните помогать детям и они будут благодарны вам", "Хотелось бы, чтобы это было не слишком дорого" и др. Самым важным пожеланием родителей можно назвать необходимость установления удобного графика работы. Сотрудники библиотеки дополнили это советами о необходимости выделения для психолога отдельного, доступного пользователям помещения, комплектования научно-популярными и профессиональными изданиями по психологии (в т. ч. электронными), важности установления четкого перечня предлагаемых услуг и выверенных расценок, доступных пользователям. Все категории опрошенных советовали дать рекламу услуг психолога как в библиотеке, так и за ее пределами. И еще, особое внимание обращает на себя тот факт, что все группы респондентов указали на наличие проблем в общении между пользователями и сотрудниками библиотеки. О возникновении сложностей в установлении взаимопонимания между читателями и библиотекарями в процессе библиотечного общения уже отмечалось в процессе подведения итогов исследования "Контакт", проведенного ОБДЮ в 2000г. Исследование "Психолог в библиотеке" еще раз подтверждает мысль о необходимости совершенствования коммуникативных умений персонала библиотеки, чему могут способствовать проведение занятий по психологии общения. Таким образом, проведенное исследование выявило положительный настрой всех опрошенных групп на необходимость организации психологической службы в библиотеке, осознание того, что библиотечный психолог может морально поддержать, найти пути наиболее оптимального разрешения проблем и оказать истинно независимую помощь. Результаты исследования позволяют говорить о том, что введение в штат библиотеки психолога, выделение структурного подразделения (сектора, отдела) социально-психологической поддержки (со штатом специалистов, способных оказать профессиональную психолого-педагогическую помощь детям, подросткам, юношеству, родителям и сотрудникам библиотеки) действительно является перспективным направлением развития библиотек. О. Касаткина, гл. библиотекарь |