Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Из кейса методиста: Каждую книгу нужно уметь читать

Сценарий ко Дню знаний

На сцене Сказительница в национальном костюме с вязаньем или шитьем в руках и кресле у столика.

Сказительница: В некотором царстве, в некотором государстве, в не наших краях да во чужих землях живет да здравствует добрый гном по имени Библиарий. Его мать повелела ему ходить по свету, беречь книги да блюсти порядок в книжных хранилищах - библиотеках.

Петя (кричит с последнего ряда): И как это он один всюду поспевает?

Сказительница: Не перебивай, Петенька. Поспевает да еще и нерадивых карает: книжки у них отнимает. Всюду его сопровождают две сестрицы - Аннотация и Иллюстрации. Да и сам Библиарий волшебным даром наделен: дотронется до книги, а она и заговорит человеческим голосом. Все, как есть, расскажет.

Петя (кричит): Сказки! Небылицы! А имена-то у сестер - закачаешься! Умора!

Сказительница: Древние имена, латинские. Аннотация все о книге расскажет, Иллюстрация - все покажет.

Входят Ученые в черной мантии и черной квадратной шапочке с кисточкой, в руках - огромная книга, и Библиофил в обычном светском костюме. Идут по сцене, разговаривая и не замечая Сказительницу.

Библиофил: Ну зачем вам, Ученому, эта книга? Вы и так все знаете. А в моей библиотеке ей самое место.

Ученый (задумчиво): Книга... Короткое и звучное русское имя. А древние греки ее называли медленно и торжественно - "библиа". Место, где хранилась она, назвали библиотекой, хранителя книг - библиотекарем, а любителя и собирателя их - библиофилом.

Библиофил: Я как раз и есть Библиофил. Я люблю книги, давно собираю их и берегу как зеницу ока. И вот эту книгу давно мечтал приобрести.

Ученый: Да, это книга особая - Антология. Здесь собраны стихи выдающихся поэтов.

Петя (громко): Ух ты! И что - все стихи?

Ученый: Кто это? О, любопытный юноша, вам следует побывать в библиотеке, там вы узнаете много интересного.

Петя: Вот еще! Что я там могу узнать? Книжки молчат.

Вбегает Девочка-книжка. Она растрепана, на ее платье нашиты лоскутки бумаги с печатным текстом.

Девочка-книжка: Ой, ой, спасите! За мной гонится неуч Гришка и грозится меня совсем разорвать.

Библиофил заслоняет Девочку-книжку, успокаивает ее. С гиканьем и свистом появляется неуч Гришка.

Гришка: Где это чучело бумажное? Я из нее шариков наделаю! Всех заплюю.

Петя: Во-во! Хоть польза будет от этой макулатуры!

Быстро входят Учитель и Библиотекарь, становятся на пути Гришки. Все заслоняют Девочку-книжку. Он останавливается, но полон решимости сделать задуманное  и по инерции машет руками.

Учитель (с тревогой): Гриша, что с тобой? Зачем ты испортил книгу?

Гришка (в запальчивости): Подумаешь!

Учитель: А думать надо. Книга - это труд многих людей, это искусство.

Петя (кричит): Знаем! Слышали! Книга - источник знаний!

Ученый: О, юноша, я вижу, вы преисполнены неуважения к книге. А между тем книга - это величайшая духовная ценность. Она дошла до нас через века, через войны и пожары... Впрочем, давайте посмотрим.

Идет рассказ или демонстрируется диафильм "О книжном искусстве". Ученый комментирует его содержание. После окончания диафильма Петька и Гришка молча встают, берут тюбики с клеем, подходят к Девочке-книжке и начинают подклеивать оторвавшиеся места. Книжка сначала прячется за Библиофила, но и он включается в работу. Сцена заполняется артистами, исполняющими роли книг. На их спинах - полосы бумаги, имитирующие корешки с названиями. "Книги" выходят спинами-корешками к зрителям, тесно прижавшись, друг к другу и передвигаясь боком. Создается впечатление, что на сцену "выехала" "полка" с книгами. Появляются Справочник, Азбука, Антология, гном Библиарий со своими спутниками Иллюстрацией и Аннотацией.

Библиарий: Устал я сегодня. Душа плачет, когда вижу, как некоторые дети обращаются с книгами (замечает Девочку-книжку). Вот видите, и в этой библиотеке есть такие горе-посетители.

Петька и Гришка в страхе прячутся за "книжными полками".

Аннотация: Отдохни, брат Библиарий.

Библиарий: Некогда, сестра. Ну-ка, что ты скажешь об этой растрепе?

Аннотация: О, да это песенник. Это своего рода антология.

Петька и Гришка (высовываясь из-за "книги"): Ан-то-ло-гия? А мы ее... (Исчезают).

Библиарий (прикасается к Девочке-книжке своей тростью): Говори, Книга!

Девочка-книжка:

Человек идет нехоженой тропой,
Человек готов к опасности любой,
Сам себе дает приказ: "Назад ни шага!"
А с собою у него
Вроде вовсе ничего -
Только песня, мечта да отвага.

Библиарий: Молодец, Книга! Усталости - как не бывало! Живи долго-долго. Дари людям песню.

Девочка-книжка: А давайте вместе споем.

Артисты вместе со зрителями поют песни "Школьные годы" (Д. Кабалевского, Е. Долматовского), "Дважды два - четыре", "Чему учат в школе" (В. Шаинского, М. Пляцковского), "Антошка", "С понедельника возьмусь" (В. Шаинского, Ю. Энтина). По сцене, разыскивал что-то, медленно идет Игнаша-растеряша. Не найдя искомого, он садится прямо на сцене и плачет.

Сказительница: Что ты плачешь, Игнаша? Опять что-нибудь потерял?

Игнаша: Ма-а-рку!

Ученый: Юноша увлекается марками? Вы - юный филателист? А можете ли вы нам сказать, когда появились первые филателисты?

Игнаша (плача): Не-а...

Справочник (выступая вперед): Не плачь, Игнаша-растеряша. Марку ты потерял, но найдешь большее - знания. Открывай меня на странице 169-й. Читай.

Игнаша (читает): Собиратели знаков почтовой оплаты появились еще за три тысячелетия до нашей эры. Ого! И одним из них был древнеегипетский фараон Аменоптис. В годы его царствования (около 2575 г. до н.э.) в древнем Египте была организована почта. Почтовая марка, в нашем понимании, родилась гораздо позже, в 1840 году. Первую марку коллекционеры назвали "черный пенни". Ее изобретателю Романду Хиллу в Лондоне поставлен памятник. Ого! Вот это да! (Обращаясь к Справочнику). А вы все-все знаете?

Справочник: Лично я - не все. Но есть справочники самые разнообразные: профессиональные, по различным разделам науки, техники, искусства, энциклопедические.

Гришка (высовываясь): А кто такие стегозавры - знаете?

Справочник: Конечно. Это один из видов травоядных динозавров. А вообще существовало несколько сотен видов динозавров. Были и хищные: мегалозавры, тиранозавры. Самые крупные - это диплодоки: весили до десяти тонн, а длина их составляла двадцать - двадцать пять метров.

Петя (подходит к Справочнику, гладит его): Книга - источник знаний. Верно сказано! (Библиотекарю). Можно я возьму эту книгу?

Гришка: А я Азбуку?

Библиофил: А я вот эту растрепанную книгу подклею, подлечу. Можно?

Библиотекарь: Ну, конечно, берите. Я запишу их в ваши формуляры. Приходите к нам в библиотеку, ребята. Вас ждут интересные встречи!

Гришка, Петя, Игнаша, Библиофил, Справочник, Азбука, Девочка-книжка-растрепа уходят.

Учитель: Всякий раз, когда мы подходим к книжным полкам, нами овладевает трепетное чувство. Многоцветные корешки, разные переплеты, титульные листы, набранные красочными шрифтами. Имена авторов помогают мысленно преодолевать время и пространство.

Библиотекарь:

При лампе, наклонясь над каталогом,
Вникать в названья неизвестных книг,
Следить за именами; слог за слогом
Впивать слова чужого языка,
Угадывать великое в немногом,
Воссоздавать поэтов и века.
(В. Брюсов)

Учитель: Книги расширяют наш кругозор, делают нас богаче, дают пищу и волнуют чувства, помогают понять себя и окружающих, учат жить и бороться.

Библиотекарь: Книги рассказывают о прошлом и приоткрывают завесу его, помогают понять тайны природы и человеческой души, раскрывают красоту мира и величие человека, повествуют о достижениях науки, о подвигах и славе, величайших открытиях, дерзновенной фантазии.

Сказительница: В трудные минуты жизни и в светлый час человек неразделен с книгой: она помогает ему укрепить веру в себя, в торжество разума и справедливости, придает ему силы, учит, советует, наставляет. Книги - наши самые умные и задушевные собеседники.

Библиарий (выходит из-за "полки"): Да, книги не молчат. Говорите же, друзья мои!

Прикасается тростью к "книгам", они поворачиваются милом к зрителям.

Первая:

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица,
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

Аннотация: Сказки Пушкина! Любимые с детства!

Вторая:

Лишь только ночь своим покровом
Верхи Кавказа осенит,
Лишь только мир, волшебным словом
Завороженный, замолчит,
Лишь только ветер над скалою
Увядшей шевельнет травою,
И птичка, спрятанная в ней,
Порхнет во мраке веселей;
И под лозою виноградной,
Росу небес глотая жадно,
Цветок распустится ночной,
Лишь только месяц золотой
Из-за горы тихонько встанет
И на тебя украдкой взглянет,
К тебе я стану прилетать,
Гостить я буду до денницы,
И на шелковые ресницы
Сны золотые навевать.

Иллюстрация: Да, этому поэту не нужны никакие иллюстрации. Лермонтов - художник в поэзии и поэт в живописи!

Третья: "Когда пароход, кряхтя, отдуваясь и пофыркивая, отвалил от пристани и начал медленно разворачиваться, женщина вернулась на прежнее место. Там сидел Гейли. Ребенка не было.
- Где... где он? - растерянно забормотала она.
- Люси, - сказал работорговец, - ты его больше не увидишь, так и знай. Все равно на Юг с ребенком ехать нельзя, а я продал твоего мальчишку в хорошую семью, там ему будет лучше, чем у тебя".
Аннотация: Это лишь эпизод из книги американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома" о жизни американских негров. Горе матери, у которой отняли и продали ее дитя, оказалось непереносимым. Ночью негритянка бросилась в воду и погибла.
Четвертая: "Лейтенант, волнуясь, выступил вперед...
- Готовьсь! Цельсь! Пли!
Овод слегка пошатнулся, но не упал. Одна пуля, пущенная нетвердой рукой, чуть поцарапала ему щеку... Другая попала в ногу выше колена. Когда дым рассеялся, солдаты увидели, что он стоит, по-прежнему улыбаясь, и стирает изуродованной рукой кровь со щеки.
- Плохо стреляете, друзья! Попробуйте еще раз!
- Пли! - крикнул полковник, бросаясь вперед. Нельзя было стерпеть, чтобы этот человек сам командовал своим расстрелом".

Библиарий: Да, книга Этель Войнич "Овод" многие сердца зажгла огнем мужества, силы, стойкости. (Обращаясь к зрителям). Дорогие друзья! Книги не молчат, откройте их - и они поведают вам о многом. А мне уже пора, я ухожу, а книги остаются с вами.

Сказительница: Книги, книги! Мои дорогие друзья! Вас хранит благодарная память моя.

Библиофил:

Книги, книги! Волшебною силой влеком,
Я читал и смеялся, и плакал тайком.
Те ребячьи года я в душе берегу,
Никогда, никогда позабыть не смогу.

Учитель:

Книги, книги! Волшебною силой влеком,
Не изведал тревоги счастливее я,
Чем вот эта, что гонит и сон, и покой,
Лишь коснешься обложки несмелой рукой.

Аннотация: Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают его сердце. (Уильям Теккерей).

Библиотекарь: Занятия с книгами юность питают, старость увеселяют, а счастье украшают, в несчастье доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают. (Цицерон).

Учитель: А помогут вам в овладении грамотой, в постижении смысла книг - словари.

Словари поворачиваются лицом к зрителям и, делая шаг вперед, представляются.

Первый: Словарь орфографический. Помогу в овладении грамотой.

Второй: Словарь этимологический. Расскажу о происхождении слов.

Третий: Словарь толковый. Объясню значение непонятных слов.

Четвертый: Словарь иностранных слов. Раскрою смысл слов иностранного происхождения.

Пятый: Словарь литературоведческих терминов. Помогу понять глубину литературных процессов, проникнуть в суть художественного произведения.

Учитель: Спасибо, друзья! Спасибо, книги!

По материалам журнала "Молодежная эстрада" (2001. - № 2-3).

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика