Сценарий ко Дню знаний На сцене Сказительница в национальном костюме с вязаньем или шитьем в руках и кресле у столика. Сказительница: В некотором царстве, в некотором государстве, в не наших краях да во чужих землях живет да здравствует добрый гном по имени Библиарий. Его мать повелела ему ходить по свету, беречь книги да блюсти порядок в книжных хранилищах - библиотеках. Петя (кричит с последнего ряда): И как это он один всюду поспевает? Сказительница: Не перебивай, Петенька. Поспевает да еще и нерадивых карает: книжки у них отнимает. Всюду его сопровождают две сестрицы - Аннотация и Иллюстрации. Да и сам Библиарий волшебным даром наделен: дотронется до книги, а она и заговорит человеческим голосом. Все, как есть, расскажет. Петя (кричит): Сказки! Небылицы! А имена-то у сестер - закачаешься! Умора! Сказительница: Древние имена, латинские. Аннотация все о книге расскажет, Иллюстрация - все покажет.
Входят Ученые в черной мантии и черной квадратной шапочке с кисточкой, в руках - огромная книга, и Библиофил в обычном светском костюме. Идут по сцене, разговаривая и не замечая Сказительницу. Библиофил: Ну зачем вам, Ученому, эта книга? Вы и так все знаете. А в моей библиотеке ей самое место. Ученый (задумчиво): Книга... Короткое и звучное русское имя. А древние греки ее называли медленно и торжественно - "библиа". Место, где хранилась она, назвали библиотекой, хранителя книг - библиотекарем, а любителя и собирателя их - библиофилом. Библиофил: Я как раз и есть Библиофил. Я люблю книги, давно собираю их и берегу как зеницу ока. И вот эту книгу давно мечтал приобрести. Ученый: Да, это книга особая - Антология. Здесь собраны стихи выдающихся поэтов. Петя (громко): Ух ты! И что - все стихи? Ученый: Кто это? О, любопытный юноша, вам следует побывать в библиотеке, там вы узнаете много интересного. Петя: Вот еще! Что я там могу узнать? Книжки молчат. Вбегает Девочка-книжка. Она растрепана, на ее платье нашиты лоскутки бумаги с печатным текстом. Девочка-книжка: Ой, ой, спасите! За мной гонится неуч Гришка и грозится меня совсем разорвать. Библиофил заслоняет Девочку-книжку, успокаивает ее. С гиканьем и свистом появляется неуч Гришка. Гришка: Где это чучело бумажное? Я из нее шариков наделаю! Всех заплюю. Петя: Во-во! Хоть польза будет от этой макулатуры! Быстро входят Учитель и Библиотекарь, становятся на пути Гришки. Все заслоняют Девочку-книжку. Он останавливается, но полон решимости сделать задуманное и по инерции машет руками. Учитель (с тревогой): Гриша, что с тобой? Зачем ты испортил книгу? Гришка (в запальчивости): Подумаешь! Учитель: А думать надо. Книга - это труд многих людей, это искусство. Петя (кричит): Знаем! Слышали! Книга - источник знаний! Ученый: О, юноша, я вижу, вы преисполнены неуважения к книге. А между тем книга - это величайшая духовная ценность. Она дошла до нас через века, через войны и пожары... Впрочем, давайте посмотрим. Идет рассказ или демонстрируется диафильм "О книжном искусстве". Ученый комментирует его содержание. После окончания диафильма Петька и Гришка молча встают, берут тюбики с клеем, подходят к Девочке-книжке и начинают подклеивать оторвавшиеся места. Книжка сначала прячется за Библиофила, но и он включается в работу. Сцена заполняется артистами, исполняющими роли книг. На их спинах - полосы бумаги, имитирующие корешки с названиями. "Книги" выходят спинами-корешками к зрителям, тесно прижавшись, друг к другу и передвигаясь боком. Создается впечатление, что на сцену "выехала" "полка" с книгами. Появляются Справочник, Азбука, Антология, гном Библиарий со своими спутниками Иллюстрацией и Аннотацией. Библиарий: Устал я сегодня. Душа плачет, когда вижу, как некоторые дети обращаются с книгами (замечает Девочку-книжку). Вот видите, и в этой библиотеке есть такие горе-посетители. Петька и Гришка в страхе прячутся за "книжными полками". Аннотация: Отдохни, брат Библиарий. Библиарий: Некогда, сестра. Ну-ка, что ты скажешь об этой растрепе? Аннотация: О, да это песенник. Это своего рода антология. Петька и Гришка (высовываясь из-за "книги"): Ан-то-ло-гия? А мы ее... (Исчезают). Библиарий (прикасается к Девочке-книжке своей тростью): Говори, Книга! Девочка-книжка: Человек идет нехоженой тропой, Человек готов к опасности любой, Сам себе дает приказ: "Назад ни шага!" А с собою у него Вроде вовсе ничего - Только песня, мечта да отвага. Библиарий: Молодец, Книга! Усталости - как не бывало! Живи долго-долго. Дари людям песню. Девочка-книжка: А давайте вместе споем. Артисты вместе со зрителями поют песни "Школьные годы" (Д. Кабалевского, Е. Долматовского), "Дважды два - четыре", "Чему учат в школе" (В. Шаинского, М. Пляцковского), "Антошка", "С понедельника возьмусь" (В. Шаинского, Ю. Энтина). По сцене, разыскивал что-то, медленно идет Игнаша-растеряша. Не найдя искомого, он садится прямо на сцене и плачет. Сказительница: Что ты плачешь, Игнаша? Опять что-нибудь потерял? Игнаша: Ма-а-рку! Ученый: Юноша увлекается марками? Вы - юный филателист? А можете ли вы нам сказать, когда появились первые филателисты? Игнаша (плача): Не-а... Справочник (выступая вперед): Не плачь, Игнаша-растеряша. Марку ты потерял, но найдешь большее - знания. Открывай меня на странице 169-й. Читай. Игнаша (читает): Собиратели знаков почтовой оплаты появились еще за три тысячелетия до нашей эры. Ого! И одним из них был древнеегипетский фараон Аменоптис. В годы его царствования (около 2575 г. до н.э.) в древнем Египте была организована почта. Почтовая марка, в нашем понимании, родилась гораздо позже, в 1840 году. Первую марку коллекционеры назвали "черный пенни". Ее изобретателю Романду Хиллу в Лондоне поставлен памятник. Ого! Вот это да! (Обращаясь к Справочнику). А вы все-все знаете? Справочник: Лично я - не все. Но есть справочники самые разнообразные: профессиональные, по различным разделам науки, техники, искусства, энциклопедические. Гришка (высовываясь): А кто такие стегозавры - знаете? Справочник: Конечно. Это один из видов травоядных динозавров. А вообще существовало несколько сотен видов динозавров. Были и хищные: мегалозавры, тиранозавры. Самые крупные - это диплодоки: весили до десяти тонн, а длина их составляла двадцать - двадцать пять метров. Петя (подходит к Справочнику, гладит его): Книга - источник знаний. Верно сказано! (Библиотекарю). Можно я возьму эту книгу? Гришка: А я Азбуку? Библиофил: А я вот эту растрепанную книгу подклею, подлечу. Можно? Библиотекарь: Ну, конечно, берите. Я запишу их в ваши формуляры. Приходите к нам в библиотеку, ребята. Вас ждут интересные встречи! Гришка, Петя, Игнаша, Библиофил, Справочник, Азбука, Девочка-книжка-растрепа уходят. Учитель: Всякий раз, когда мы подходим к книжным полкам, нами овладевает трепетное чувство. Многоцветные корешки, разные переплеты, титульные листы, набранные красочными шрифтами. Имена авторов помогают мысленно преодолевать время и пространство. Библиотекарь: При лампе, наклонясь над каталогом, Вникать в названья неизвестных книг, Следить за именами; слог за слогом Впивать слова чужого языка, Угадывать великое в немногом, Воссоздавать поэтов и века. (В. Брюсов) Учитель: Книги расширяют наш кругозор, делают нас богаче, дают пищу и волнуют чувства, помогают понять себя и окружающих, учат жить и бороться. Библиотекарь: Книги рассказывают о прошлом и приоткрывают завесу его, помогают понять тайны природы и человеческой души, раскрывают красоту мира и величие человека, повествуют о достижениях науки, о подвигах и славе, величайших открытиях, дерзновенной фантазии. Сказительница: В трудные минуты жизни и в светлый час человек неразделен с книгой: она помогает ему укрепить веру в себя, в торжество разума и справедливости, придает ему силы, учит, советует, наставляет. Книги - наши самые умные и задушевные собеседники. Библиарий (выходит из-за "полки"): Да, книги не молчат. Говорите же, друзья мои! Прикасается тростью к "книгам", они поворачиваются милом к зрителям. Первая: В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут, Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица, И растет ребенок там Не по дням, а по часам. Аннотация: Сказки Пушкина! Любимые с детства! Вторая: Лишь только ночь своим покровом Верхи Кавказа осенит, Лишь только мир, волшебным словом Завороженный, замолчит, Лишь только ветер над скалою Увядшей шевельнет травою, И птичка, спрятанная в ней, Порхнет во мраке веселей; И под лозою виноградной, Росу небес глотая жадно, Цветок распустится ночной, Лишь только месяц золотой Из-за горы тихонько встанет И на тебя украдкой взглянет, К тебе я стану прилетать, Гостить я буду до денницы, И на шелковые ресницы Сны золотые навевать. Иллюстрация: Да, этому поэту не нужны никакие иллюстрации. Лермонтов - художник в поэзии и поэт в живописи! Третья: "Когда пароход, кряхтя, отдуваясь и пофыркивая, отвалил от пристани и начал медленно разворачиваться, женщина вернулась на прежнее место. Там сидел Гейли. Ребенка не было. - Где... где он? - растерянно забормотала она. - Люси, - сказал работорговец, - ты его больше не увидишь, так и знай. Все равно на Юг с ребенком ехать нельзя, а я продал твоего мальчишку в хорошую семью, там ему будет лучше, чем у тебя". Аннотация: Это лишь эпизод из книги американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома" о жизни американских негров. Горе матери, у которой отняли и продали ее дитя, оказалось непереносимым. Ночью негритянка бросилась в воду и погибла. Четвертая: "Лейтенант, волнуясь, выступил вперед... - Готовьсь! Цельсь! Пли! Овод слегка пошатнулся, но не упал. Одна пуля, пущенная нетвердой рукой, чуть поцарапала ему щеку... Другая попала в ногу выше колена. Когда дым рассеялся, солдаты увидели, что он стоит, по-прежнему улыбаясь, и стирает изуродованной рукой кровь со щеки. - Плохо стреляете, друзья! Попробуйте еще раз! - Пли! - крикнул полковник, бросаясь вперед. Нельзя было стерпеть, чтобы этот человек сам командовал своим расстрелом". Библиарий: Да, книга Этель Войнич "Овод" многие сердца зажгла огнем мужества, силы, стойкости. (Обращаясь к зрителям). Дорогие друзья! Книги не молчат, откройте их - и они поведают вам о многом. А мне уже пора, я ухожу, а книги остаются с вами. Сказительница: Книги, книги! Мои дорогие друзья! Вас хранит благодарная память моя. Библиофил: Книги, книги! Волшебною силой влеком, Я читал и смеялся, и плакал тайком. Те ребячьи года я в душе берегу, Никогда, никогда позабыть не смогу. Учитель: Книги, книги! Волшебною силой влеком, Не изведал тревоги счастливее я, Чем вот эта, что гонит и сон, и покой, Лишь коснешься обложки несмелой рукой.
Аннотация: Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают его сердце. (Уильям Теккерей). Библиотекарь: Занятия с книгами юность питают, старость увеселяют, а счастье украшают, в несчастье доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают. (Цицерон). Учитель: А помогут вам в овладении грамотой, в постижении смысла книг - словари. Словари поворачиваются лицом к зрителям и, делая шаг вперед, представляются. Первый: Словарь орфографический. Помогу в овладении грамотой. Второй: Словарь этимологический. Расскажу о происхождении слов. Третий: Словарь толковый. Объясню значение непонятных слов. Четвертый: Словарь иностранных слов. Раскрою смысл слов иностранного происхождения. Пятый: Словарь литературоведческих терминов. Помогу понять глубину литературных процессов, проникнуть в суть художественного произведения. Учитель: Спасибо, друзья! Спасибо, книги! По материалам журнала "Молодежная эстрада" (2001. - № 2-3).
|