Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Из кейса методиста: Работа с благотворительными фондами

В эпоху рыночной экономики бюджетным организациям стало очень трудно осуществлять свои большие творческие замыслы. Государственное финансирование очень ограниченно, а спрос на уровень творческой деятельности достаточно высок, как со стороны потребителей, так и со стороны вышестоящих органов. Чтобы выжить в сложившихся условиях, надо было что-то делать, чтобы новые идеи не остались только на бумаге из-за недостаточного финансирования. К счастью, в это же время в России стала появляться информация о существовании различных благотворительных фондов, которые оказывают финансовую поддержку интересных творческих проектов в различных областях деятельности.

В настоящее время в России работает свыше 10 крупных благотворительных фондов. Обычно они поддерживают проекты в сфере культуры и искусства, различные исторические, социальные, образовательные и гуманитарные программы.

Общие советы для тех, кто решил писать проекты:

  • сначала вам следует точно сформулировать - какой проект вы хотите реализовать и что для этого нужно (деньги, проведение семинаров, стажировки, доступ к печатным материалам и т.д.);
  • после этого нужно найти фонд, который занимается финансированием проектов в интересующей вас области;
  • необходимо внимательно прочитать условия участия в конкурсе и скрупулезно заполнить все требуемые документы.

Если вы обращаетесь в зарубежный фонд, то обычно требуется оформлять заявку на одном из иностранных языков:

  • подавая заявку, вы должны убедительно обосновать ценность и значимость своего проекта. Если есть возможность прочитать заявку, которая ранее была подана в выбранный вами фонд и получила его поддержку;
  • если вы получили грант, то по мере выполнения или по окончании работы вы будете обязаны отчитаться о сделанном (по представленным формам – финансовый и творческий отчеты – в определенный срок);
  • во время написания заявки избегайте длинных сложноподчиненных предложений (чтобы не потерять смысл написанного);
  • не прилагайте к заявке объемные увесистые материалы (приложения – книги, указатели, образцы реставрационных работ и т.д.);
  • соблюдайте сроки подачи заявок;
  • материалы, присланные на конкурс не возвращаются.

Знакомство с фондами можно осуществить через Internet. Количество сайтов, посвященных различным благотворительным фондам очень много, вот некоторые из них: Евразия, Ирекс, Ойкумена, фонд Рокфеллера, Тасис, Институт «Открытое общество» (фонд Сороса) и другие.

Наиболее активную помощь в реализации многих проектов в области культуры оказывает фонд Джорджа Сороса. В рамках фонда работает несколько программ, в том числе программа «Культура». В течение нескольких лет фонд проводит тематические конкурсы проектов по различным направлениям деятельности учреждений культуры.

Общие принципы написания заявки на грант

Заявка на грант – это пакет документов, на основании рассмотрения которых экспертный совет будет принимать решение о финансовой поддержке проекта.

Не следует забывать, что заявка на грант и проект – это не одно и то же.

Заявка – лишь способ письменного выражения структуры и возможностей проекта.

Цель подачи заявки на грант – привлечение средств для практического осуществления проекта.

Проект – это последовательность шагов по эффективной реализации задуманной идеи в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов.

Основная цель проекта – внедрение инноваций в ту или иную деятельность и возможность апробации и реализации творческих идей.

Заявка на грант содержит:
1. Общие сведения о заявителе и проекте (название, сроки реализации – если есть, то по форме).
2. Описание проекта.
3. Четкий и обоснованный бюджет проекта с комментариями (если есть, то по предоставленной фондом форме).
4. Информацию об организации-заявителе:
- копию свидетельства о регистрации;
- копию устава (положения);
- справку из банка о наличии расчетного счета организации;
- справку из налоговой инспекции о постановке организации на учет.

Отличительные особенности проекта:
- наличие проблемы для решения которой предпринимается проект; например: социальные проблемы – проблема доступа к информации, обеспечение равных возможностей и т.д.
- четкие сроки начала и окончания работ;
- специально выделенные для осуществления проекта ресурсы;
- предсказуемые, определяемые до начала работ количественные и качественные результаты.

Этапы работы над проектом:
1. Сбор информации о конкурсе (и фонде), изучение приоритетных направлений, финансируемых фондом. Определение проблемы, которая может быть решена в результате реализации проекта. Определение основной идеи проекта. Целевое назначение проекта.
2. Обоснование проблемы и постановка задач, которые организация может решить при финансировании проекта. Здесь же можно описать, что уже сделано и делается в этом направлении.
3. Определение методов осуществления проекта и сроков реализации.
4. Оценка предполагаемых результатов проекта (как будет оцениваться результат, по каким критериям будет определяться эффективность проекта).
5. Значение проекта для других подобных организаций или для регионов. Каким будет дальнейшее развитие проекта.
6. Бюджет проекта. Составление сметы расходов. Комментарии к бюджету.
7. Участники проекта (Ф.И.О. участников, обязанности каждого из них по реализации проекта, краткая характеристика – образование, стаж, должность).
8. Дополнительные источники финансирования (кто еще финансирует проект, как дальше будет финансироваться после окончания сроков реализации).
9. Письма поддержки проекта.

Краткое пособие по составлению заявок на гранты (автор: Микки Мейхен, перевод Елены Алексеенко)
Краткие советы по написанию заявок
Что нужно:
- Знать цели и задачи выбранной вами организации спонсора.
- При составлении заявки ориентироваться на приоритеты потенциального спонсора.
- Следовать инструкциям той организации, в которую вы обращаетесь.
- Направлять свою заявку правильно выбранному лицу.
- Писать просто, кратко, внимательно.
- Использовать конкретные статистические данные со ссылкой на источник.
- Использовать активный, а не пассивный залог.
- Размещать разделы вашей заявки на разных страницах, использовать заголовки и подзаголовки.
- Разбивать длинные тексты маркерами и рамками.
- Отдать вашу заявку на проверочное чтение перед подачей.

Что не нужно:
- Менять основную цель, задачи, направления деятельности вашей организации ради того, чтобы получить единовременное финансирование.
- Использовать расплывчатые и неконкретные термины, такие как «много», «иногда», «очень» и тому подобное.
- Использовать предложения длиннее, чем в 30 слов.
- Приводить лишние сведения – при грамотном подходе к написанию текста заявки «меньше - значит лучше».
- Подавать составленную на иностранном языке заявку без предварительной проверки ее человеком – носителем данного языка.

Составные элементы заявки. В вашей заявке должны содержаться ответы на следующие вопросы:
1. Кто вы? Что должно содержать введение:
- Краткую историю вашей организации с указанием времени и основных причин ее создания.
- В случае если организация возникла недавно – историю деятельности ее членов.
- Обобщенную информацию о текущей деятельности вашей организации.
- Краткую и емкую формулировку целей и задач организации.
- Описание тех групп и слоев, на которые в основном ориентирована ваша работа.
- Краткие сведения о ваших партнерах.
- Статистические данные и цитаты, взятые из более длинных посланий или документов.
2. В чем вы нуждаетесь? Каким должно быть обоснование потребностей:
- Соответствующим интересам и потребностям клиентов вашей организации.
- Соответствующим основной цели вашей организации.
- Соответствующим приоритетам финансирующей стороны.
- Подкрепленным статистическими данными и убедительными фактами.
- Разумным, не завышенным.
- Реальным для исполнения.
3. Что вы будете делать? Какими должны быть ваши цели:
- Соответствующими потребностям, заявленным вами в предыдущем обосновании.
- Четко определенными с точки зрения времени их достижения в соответствии с периодом реализации проекта.
- Четко определенными с точки зрения интересов ваших клиентов.
- Конкретными.
- Достижимыми.
- Привязанными к измеряемым результатам.
4. Как вы будете это делать? Что должен содержать раздел о методах достижения целей проекта:
- Подробное описание видов деятельности по проекту, мероприятий, с обоснованием каждого шага.
- Характеристику профессиональных качеств руководителей и сотрудников.
- Характеристику потребителей услуг, предоставляемых вашей организацией в рамках проекта, и – возможно – процесса и критериев отбора участников.
- Характеристику критериев оценки результатов проекта и применимых для такой оценки инструментов.
5. Сколько это будет стоить? Список расходов (и в целом ваш бюджет) следует разделить на следующие разделы:
- Оплата труда персонала.
- Социальные выплаты и льготы.
- Канцтовары и прочие материалы.
- Оборудование.
- Расходы на командировки и поездки.
- Расходы на связь (телефон, электронная почта).
- Расходы на рекламу и публикации.
Ваш бюджет должен обязательно содержать:
- Четкое распределение всех расходов по категориям.
- Бюджетное описание с подробным обоснованием всех необычных расходов.
- Элементы совместного финансирования с вашей стороны.
- Характеристику других источников финансирования.
- План будущей работы и финансирования.

6. Как свести все воедино? Закончено ли составление вашей заявки? Проверьте по приведенному ниже списку:
- Заявка адресована конкретному лицу.
- Инструкция и рекомендации финансирующей стороны тщательно соблюдены.
- Все потребности тщательно проанализированы и четко описаны.
- Приведено подробное и конкретное описание проекта.
- Четко определены цели и выходные результаты реализации проекта.
- Бюджет проекта разумный, обоснованный и отвечает требованиям финансирующей стороны.
- Бюджет соответствует бюджетному описанию.
- Я сохранил(а) экземпляр для себя.
- Заявка попадет в комиссию по рассмотрении за один день до окончания сроков подачи.
В заявке присутствуют следующие составные части:
- Сопроводительное письмо.
- Титульный лист и таблица содержания.
- Сжатое изложение проекта.
- Введение.
- Анализ потребностей.
- Цели и задачи.
- Пути и методы их достижения.
- Бюджет и бюджетное описание.
- Приложения (если есть в них необходимость).

При составлении заявки на грант (По материалам Интернет).

1. Вы всегда должны знать Ваш «продукт». Он состоит из миссии самой организации, проектов и программ, а также выгод, которые может получить конкретный донор.
2. Думайте позитивно. Настраивайтесь на победу. Думайте не только о деньгах, но и об уникальном опыте, который Вы получите.
3. Установите финансовые цели. Здесь Вам пригодится бюджет проекта и/или всей организации.
4. Продумайте стратегию фандрайзинга. Определите все потенциальные источники средств и разработайте творческие способы работы с ними. Успешные организации используют несколько подходов к привлечению средств.
5. Установите план по поиску средств. Никогда не полагайтесь на дело случая и посвятите планированию работ по привлечению средств столько же времени, как и другим областям. Примите во внимание график потока денежных средств и потенциальный риск.
Также помните, что только опыт создает экспертов. Следовательно, цените как небольшие успехи, так и крупные провалы, чтобы позже улучшить свою деятельность в области фандрайзинга.

Что такое проект?
Проект – это разовая деятельность, которая:
- имеет конечную цель и промежуточные задачи;
- производит хорошо определенный конечный результат, который может быть оценен;
- состоит из последовательности взаимосвязанных работ;
- имеет обозначенные временные рамки, т.е. дату начала и окончания;
- использует ограниченное количество ресурсов: финансовых, информационных и человеческих.
Итак, проект – это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются определенные сроки. В организации одновременно может осуществляться несколько проектов, часть проектов может работать в рамках существующих постоянно действующих программ.
Жизненный цикл проекта:
1) Начало проекта.
2) Планирование проекта.
3) Подготовка и проведение проекта.
4) Завершение и оценка проекта.

Рекомендованная литература:

  • Жадько Н.В. Программы поддержки библиотек: Как получить грант. – М.: Институт «Открытое общество», 1999. – 40 с.
  • Иванова Б.С. Фандрайзингу нужно учиться // Библиотека. – 2002. - № 2. – С. 26-28.
  • Индивидуальные гранты от фондов / Л. Виктория Холл. Нью-Йорк: Центр фондов, 1995.
  • Реестр грантов – 2001 / Сара Хэквуд (под ред.). Нью-Йорк: Издательство Сен-Мартена, 2000.
    Справочник фондов и организаций – 2000 / Джеффри А. Фалькенштейн. Нью-Йорк: Центр фондов, 2000.

Дайджест по материалам периодики подготовлен Е. Мужиковой

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2019
Яндекс.Метрика