Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Из кейса методиста: В поисках информации

Один из выездов сотрудников ОБДЮ в библиотеки области в 2001 году был совершен в Детский отдел Заволжской ЦРБ. В данном выпуске Вестника хотелось бы представить активную, творческую и интересную деятельность этой библиотеки.

У Детского отдела есть проблемы хозяйственного плана: в условиях отопления углем в помещении происходит оседание пыли на стеллажах и книгах; необходим ремонт; для организации досуговой деятельности детей не хватает площадей...

Но стараниями сотрудников поддерживается образ комфортного, понятного и открытого учреждения. В библиотеке светло и тепло. А половички (начинаются от входной двери и как бы ведут читателя по библиотеке), интересные шторы, оригами, множество цветов создают ощущение домашнего уюта.

Всю деятельность библиотеки отличает понимание потребностей детей и подростков. Фонд свободного доступа распределен по возрасту. Для малышей есть ящички выбора «Мир сказок», «Вам, почемучки!», «Стихи» и др. Для школьников он расставлен по тематическим блокам. При этом на полках стоят яркие цветные разделители, стеллажи украшены масками и поделками из бумаги, есть тематические внутриполочные выставки. Внимание читателей привлекают и нестандартные выставки, отличающиеся ярким оформлением, созданием оригинальных образов («В гостях у юбиляра», «Летние развлечения», «Певцы леса», «Животные в опасности» и др.). Подросткам предлагаются хобби-стеллаж «Нам не скучно!» (с разделами «Вкусно и просто», «Модный салон», «Потехе - час» и др.), проблемные выставки («Хочу поделиться со сверстниками» и др.).

Для сотрудников библиотеки характерно трепетное отношение к каждому читателю, его запросу, любовь к настоящей книге. Библиотекари ведут систематическую деятельность по привитию детям и подросткам литературного вкуса, формированию навыков информационно-библиографической культуры. В читальном зале выдача литературы и игр ведется с использованием тематических рекомендательных списков-рекламок, предлагающих наиболее интересные издания из фондов библиотеки.

Сотрудники библиотеки творчески относятся к созданию сценариев проводимых мероприятий. Причем, все мероприятия собраны в комплексные программы и циклы («В гостях у деревьев», «Ягоды и фрукты», «Все о загадочном», «Школа выживания для подростков» и др.) и способствуют творческому развитию детей и подростков.

Одной из главных проблем библиотеки (как, впрочем, и многих других) является старение фондов. Поступления новых изданий недостаточны, существуют ограничения на подписку периодических изданий. Библиотека испытывает нехватку научно-популярной литературы и изданий для подростков. Современному поколению юных читателей нужны яркие, красочные, информативные книги и журналы, не говоря уже про электронные носители информации (о компьютерных технологиях в библиотеке пока еще только мечтают). 

Вашему вниманию предлагаем статью о достижениях и проблемах в осуществлении информационной функции библиотеки, представленную ее заведующей Антониной Алексеевной Егоровой. Надеемся, что эта публикация заинтересует вас и побудит к осмыслению и выражению своего мнения по этому поводу. Ждем ваших откликов.

О. Касаткина,  главный библиотекарь ОБДЮ

В зону обслуживания ДО Заволжской ЦБС входят 4 школы, 5 дошкольных учреждений, Дом школьника, Детская школа искусств. Основные показатели за 2000 год: 2930 читателей, 36000 посещений, 66600 книговыдач, 99 крупных массовых мероприятий, на которых присутствовало 2600 человек. Фонд 37000 книг, 5 библиотечных работников.

Парадоксально, но наша ДБ потихоньку перестает быть информационным центром. В 2000 году библиотека получила 311 новых (1999-2000 годов издания) книг, библиотеке выписано на I полугодие 2001 года 18 газет и журналов.

А вот для подтверждения неутешительные данные по стране: детские библиотеки приобретают «менее 6% книг по названиям и только 0,002% от общего тиража» (из статьи Е. Голубевой в «Книжном обозрении», 2000, № 15, С. 5).

Методические отделы крупных библиотек, журнал «Библиотека» предлагают стать (и приветствуют такую работу) детским библиотекам досуговыми и развивающими центрами, как бы указывая вариант существования в новых, бескнижных условиях.

Хорошо иметь при библиотеке (и при талантливых библиотекарях!) театральную студию, школу литературного развития для дошкольников, клубы по интересам «Юный эколог», «Я и моя Барби», «Юный художник», «Проба пера»… Но попасть в ситуацию, когда 2-классник просит книгу про динозавров, 4-классникам нужно описание традиционной  одежды  народов  разных стран, 7-классникам  все о реках Ивановской области, 8-классникам не хватило «Вешних вод» и «Первой любви» И. Тургенева, а библиотекари разводят руками (понятно по какой причине!), - очень неприятно, очень непрестижно.

Чтобы разводить руками гораздо реже, мы и стараемся добывать информацию откуда только можно и как только можно.

Как мы выясняем, какая информация требуется читателям?
Для нас ежедневное ведение «Тетрадей справок» на абонементе и в читальном зале – закон. В 2000 году зарегистрировано 1500 заявок. Благодаря «Тетрадям справок» мы знаем тематику и количество, сложность, изменчивость и повторяемость запросов – мы знаем информационные потребности читателей.

Например, мы замечаем интерес к книгам по бисероплетению и оригами - покупаем соответственные издания и приближаем к читателям информацию из разделов самообслуживания, вынося ее на самодельные указатели «Бисер снова в моде», «Все об оригами».

Стараемся следить за тем, что предлагает книжный рынок: 1) «вживую»: через книжные магазины и развалы, посещая другие библиотеки; 2) «заочно»: через чтение газеты «Книжное обозрение» и других периодических изданий.

Мы просматриваем и читаем новые детские книги, а потом обсуждаем авторские и книгоиздательские удачи и неудачи друг с другом и читателями. Таким образом мы страхуем библиотеку от попадания на книжные полки низкопробной информации.

Вот, например, несколько серий, приобретение книг из которых мы считаем для библиотеки большой удачей: «Все обо всем», «Что есть что», «100 великих», «Мир дикой природы».

А вот примеры другого порядка – эти издания не удовлетворяют нас или поверхностным изложением материала или неоправданной неразработанностью некоторых разделов: серия «Я познаю мир», «Энциклопедия для детей» (издательство «Аванта+»).

К сожалению, очень мало печатается статей (в том числе вступительных) и совсем нет книг, посвященных современным детским писателям и современной детской литературе. Поэтому получить квалифицированное представление о писателе, серии, издании практически невозможно.

Например, узнать, кто такие В.Коростылев, В. Ливанов, Р. Стайн, Ф. Диксон, У. Байяр, Е. Вильмонт, В. Гусев; как относиться к сериям «Черепашки-ниндзя» и «Черный котенок» - не представляется возможным.

Практически не издаются хорошие художественные книги для подростков (опусы сестер Воробей – не в счет!). Мы теряем читателей – старшеклассников. Прочтите, пожалуйста, в связи с этим статью О. Корф «… И чего не люблю». (Книжное обозрение, 2000, № 38, С. 17.).

Как мы собираем информацию.
Мы собираем информацию по крупицам (в том числе и потому, что мало денег). Одну книгу присмотрели на книжных развалах в г. Иванове, другую купили в книжном магазине г. Кинешмы, третью - привезли из Москвы, а комиксы из Санкт-Петербурга. Серию книг получили по проекту «Пушкинская библиотека», хорошие новогодние стихи нашли в журнале «Мурзилка», а слова : «Реформы хороши тогда, когда их никто не замечает» (Д. Менделеев) услышали по радио.

Мы берем книги в РГДБ и ОРФ ОБДЮ г. Иванова, обмениваемся информацией со школьными библиотеками, Домом школьников, Отделом по охране природы. Поэтому при общем тяжелом положении с получением информации мы довольны укомплектованностью некоторых отделов нашего библиотечного фонда. Например: в читальном зале – Динозавры, Кошки, Собаки, Военная техника, Все о загадочном, Мифология, Фольклор, Праздники, Поделки, Книги-игры; на абонементе – серии «Черепашки - ниндзя», «Библиотека школьника», «Детский детектив», «Черный котенок», «Библиотека Диснея», «Популярная психология».

Мы заготавливаем информацию «впрок». Это в большей степени относится к той информации, которая попадает в наш СА. Это не только библиотечные описания отдельных изданий и статей, но и высказывания, короткие стихи и песни, пословицы и поговорки, загадки, пожелания и поздравления, вынесенные на карточки из разных источников.

Бывает, что иная тема ждет своего часа в СА несколько лет. Например: в 1999 и 2000 гг. – 3 и 5 классы заинтересовала тема «Твоя родословная и как составить родословное древо», в 1998 г. – учителю начальных классов понадобился материал на тему «Одаренные дети». Ну, а если тема хоть раз затребована, то она будет пополняться материалом с учетом границ интереса, устойчивого или временного, например: в ноябре-декабре 2000 года очень много запросов было о Н. Орейро – мы заложили информацию в СА, подобрали статьи из журналов и газет и держим их под рукой.

За последние 10 лет у нас накоплено много самодельных материалов: книг, папок, отдельных листов с информацией. Изготовление их – работа утомительная и трудоемкая, но необходимая. Мы размножаем или делаем материалы, которых в библиотеке не хватает, или были получены во временное пользование.

Мы различаем несколько видов самодельных материалов:

  • Папки с газетно-журнальными вырезками: «Экология», «Государственные и политические деятели», «Детство», «Школа», «Эстрада», «Художники», «Праздники», «Краеведение».
  • Самодельные книги из наклеенных на листы бумаги газетно-журнальных статей. Например: Д. Гранин. О милосердии, Стихи заволжских поэтов, Стихи и песни о Новом годе, Стихи и песни об учителях, Тесты, НЛО, Снежный человек, Виктор Цой, Викторины, конкурсы и т.д.
  • Самодельные книги-перепечатки с помощью печатной машинки. Это перепечатки отдельных стихов Б. Заходера и А.С. Пушкина, «Сказки о диком вепре» Н. Языкова и «Сказание о фортуне» Максима Грека и т.д.

Часто перепечатке предшествует составление, подбор материала на нужную тему из различных источников. Так появляются книги из 20-30 листов, изданных в 5-10 экземплярах, или очень емкая информация на 1-3 листах. Например: Н. Рушева, о ней; Л.Владимирский, о нем; Экологическое состояние Ивановской области за…; Новогодние стихи; Стихи о маме «Пусть услышит мама»; Стихи об армии; Частушки; Приметы погоды и т.д.

Особняком стоит наша книга «Анекдоты из Заволжской ДБ», куда мы вот уже в течении 10 лет собираем интересные и смешные высказывания наших читателей (Сравните: К. Чуковский «От 2 до 5»). Вот последняя запись:
1. Андрюша, 5 лет: «Мне, пожалуйста, книгу про моих любимых лягушек».
2. Толя, второклассник, выслушав, как ругают девочку за испорченную книгу, показывает библиотекарю книгу, которую выбрал, и говорит: «Чур, на меня потом не валить!».

В читальном зале у нас игровой фонд, где собраны комиксы, игры, мозаика, куклы.

Самостоятельно делаем указатели и стенды, которые считаем особой формой существования информации.

А еще у нас есть методическая картотека, банк идей и множество методических материалов. Но об этом как-нибудь в другой раз...

А. Егорова, заведующая ДО Заволжской ЦБС

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2020
Яндекс.Метрика