Дошкольный возраст называют самой первой ступенькой на пути формирования личности. О важности дошкольного периода в укреплении здоровья, физическом и интеллектуальном развитии, формировании психологических свойств, приобщении к культуре говорят многие специалисты в области детства. С раннего возраста маленький человечек стремится к самостоятельности, пытается познать все новое. Для ребенка-дошкольника значимо все. Но особенно важно, чтобы рядом с ребенком были взрослые, осознающие важность мира дошкольника, ведь именно от их грамотного поведения зависит его будущее. Одними из важных факторов, способствующих всестороннему развитию ребенка, являются чтение и посещение библиотеки. Но только атмосфера сотрудничества ребенка, родителя и библиотекаря может содействовать раскрытию и развитию интеллектуальных и творческих способностей растущей личности. В 1999 году в ОБДЮ было проведено социологическое исследование «Дошкольник в библиотеке», позволившее выявить информационные потребности дошкольников и их родителей. Затем была открыта Медиатека для малышей «Чудо-чадо» (отдел Читательских УДОвольствий и Читательской Адаптации ДОшкольников). Целью деятельности отдела стало приобщение к чтению и библиотеке самых маленьких читателей, содействие всестороннему развитию малышей путем воздействия комплекса печатных, аудиовизуальных и электронных носителей информации.
В Медиатеке для малышей была сформирована соответствующая библиотечная среда. Так, были созданы уголки: свободного выбора литературы для чтения в библиотеке и дома, игровой, аудио- и видео- и для родителей. В помощь литературному развитию детей в Медиатеке для малышей проводятся занятия «Анфис-студии». После открытия специализированного отдела число читателей-дошкольников увеличилось. Сотрудники отдела попытались организовать работу таким образом, чтобы каждое его посещение было интересным и полезным как для дошкольников, так и для их родителей. А вот насколько это удалось, и в каком направлении двигаться дальше, как развиваться Медиатеке для малышей - это мы попытались выяснить непосредственно у пользователей библиотеки. Для этого на базе Медиатеки для малышей «Чудо-чадо» было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 60 родителей читателей-дошкольников. Основную часть опрошенных (93.3%) составили мамы и бабушки, именно с ними чаще всего дошкольники приходят в библиотеку. В данной статье остановимся на некоторых проблемах, затронутых в исследовании и представляющих интерес для всех библиотек, обслуживающих дошкольников и их родителей. Одной из главных задач исследования было выяснение мнения родителей дошкольников об организации библиотечного пространства Медиатеки для малышей. Следовало изучить, удалось ли при его создании учесть интересы детей и родителей. Большинство опрошенных родителей (80.0%) ответили, что «учтено все необходимое для развлечения, развития и здоровья ребенка, а также для получения информации родителями в помощь воспитанию детей». 18.3% респондентов высказали свои замечания. Что же их не устраивает? Читатели дошкольного возраста посещают библиотеку вместе с родителями, бабушками и дедушками, которым, в свою очередь, также необходимы внимание сотрудников, своя ниша в библиотечном пространстве для совершенствования педагогических навыков и совместной с ребенком деятельности. Опрошенными родителями достаточно высоко оценивается созданный для этого в отделе уголок, но они все же предлагают выделить побольше места, где можно было бы полистать книги и журналы, обменяться мнениями с библиотекарями и другими родителями по вопросам воспитания детей. Проведенное исследование позволило определить направления совершенствования информационной среды для родителей. Особое внимание стоит обратить на информационно-библиографическую деятельность. Родители нуждаются в совете библиотекаря, в его рекомендации лучших книг, периодических изданий (как для совместного чтения с детьми, так и по их воспитанию), развивающих игр и т.д. Наиболее действенными и востребованными, по мнению родителей, при этом представляются: организация выставок, создание тематических списков, закладок, буклетов, картотек типа «вопрос - ответ», дайджестов. По мнению родителей, созданию комфортной, уютной и домашней атмосферы может послужить круглый стол для совместного творчества родителей и детей в стенах библиотеки. Именно за ним можно что-нибудь почитать вслух вместе с ребенком, сочинить сказку, порисовать, полепить и т. д. (в этом процессе возможно и участие библиотекаря). Кроме того, проведенное исследование показало, что при создании библиотечной среды Медиатеки для малышей были учтены представления о необходимости выделения из общего пространства отдела «Детство» места дошкольникам для общения с книгой, а также для игр и развлечений. При этом видимо, получилось так, что особенно тщательно были учтены интересы детей до 5 лет, а вот читатели 5 - 7 лет как-то выпали из этого пространства. Однако для библиотеки в целом очень важно постараться внимательно отнестись к нуждам детей этого возраста. Известно, что в возрасте 5 - 7 лет у ребенка появляется стремление сделать что-либо по собственному замыслу, происходит формирование фантазии, инициативы и воли, а его игровая деятельность направляется на творческое освоение окружающего мира. Стоит посмотреть на это с позиции дальнейшего развития человека, личности, читателя. Именно поэтому для детей необходимы развивающие программы, содействующие развитию интеллектуально-творческих способностей растущей личности и помогающие реализовать их в будущем. При этом особое внимание стоит обратить на использование или создание программ, направленных на приобщение этих читателей к чтению и библиотеке. Ведь именно в возрасте до 7 лет у ребенка вырабатываются свое отношение к книге и чтению, собственная позиция относительно роли библиотеки в жизни личности. И от того, удастся ли сформировать у маленьких читателей потребность в услугах библиотеки, зависит их стремление посещать ее в будущем. Немаловажную роль для высокоэффективной деятельности имеет и наличие определенного круга предлагаемых услуг, отвечающего потребностям пользователей. В данном исследовании ставилась задача выявления степени востребованности уже существующих услуг и поиска перспективных форм организации работы с дошкольниками и их родителями. К респондентам был обращен вопрос: «Что, по Вашему мнению, может способствовать улучшению библиотечного обслуживания детей-дошкольников и их родителей?». Интересно заметить, что более половины родителей отметили необходимость оформления выставок лучших изданий для совместного чтения с детьми и по воспитанию детей (53.3%), а также составления списков лучших изданий для совместного чтения с детьми и по воспитанию детей (51.7%). Востребованными оказались и занятия «Анфис-студии» по литературному развитию дошкольников (40.0%). Достаточно большой процент получили услуги, планируемые для дальнейшего развития деятельности: организация кукольного театра для детей-дошкольников (48.3%), ведение базы данных о дошкольных образовательных учреждениях, кружках, студиях и оказываемых ими услугах (46.7%), организация встреч-консультаций со специалистами в области детства (43.3%), организация летних занятий детей на территории библиотечно-паркового комплекса «Под голубыми небесами...» (38.3%), создание семейного клуба для родителей и их детей-дошкольников (33.3%), ведение картотеки развивающих программ и предоставление развивающих компьютерных игр (по 30.0%), копирование материалов в помощь воспитанию детей (20.0%). Таким образом, проведенное исследование позволило выявить проблемы организации библиотечного пространства для малышей и их родителей, определить пути их преодоления, выработать перспективные направления деятельности. Его результаты подтверждают мысль о важности рассмотрения процесса библиотечного обслуживания этих категорий пользователей с позиции будущего всей библиотеки. О. Касаткина, главный библиотекарь ОБДЮ |