С этого номера мы открываем новую рубрику «Компьютер в библиотеке». Несмотря на то, что всего лишь 10 детских библиотек области имеют компьютеры за счет гранта Фонда Сороса, полученного ОБДЮ по программе: «Шаги к читателю – 2: Новые возможности доступа к информации» в 2000 году, думаем, что материалы этой рубрики будут интересны и полезны всем библиотекам. Рано или поздно компьютеры войдут в каждую библиотеку, давая толчок их дальнейшему развитию. Начать эту рубрику мы решили с публикации творческих работ на тему: «Компьютер в детской библиотеке», предоставленных детскими библиотеками на конкурс «Попасть в десятку», итоги которого позволили объективно выбрать десять библиотек-победителей. На страницах этого номера мы предлагаем вашему вниманию работу, присланную Вичугской городской детской библиотекой. Надеемся, что наша новая рубрика поможет в работе с компьютерами тем, у кого они уже есть и тем, кто только готовится их приобрести. Будем рады, если вы тоже примете участие в обсуждении этого вопроса, расскажете о своих проблемах и поделитесь опытом. Е. Мужикова – член редколлегии.
Компьютер в детской библиотеке Приняв решение участвовать в Областном конкурсе «Попасть в десятку» в рамках проекта «Шаги к читателю-2», библиотека планирует с помощью компьютера, сократить путь читателя к книге, знаниям, раскрыть информационные возможности окружающего мира для юных читателей. Коллектив серьезно задумался над тем, что библиотека может получить для пользователей компьютерное оборудование и, готовясь к конкурсу, провел большую подготовительную работу. - Анкетирование «Я и компьютер», с целью выявления степени подготовки школьников для работы с компьютером. Анализ анкетирования показал огромный интерес детей к новым технологиям, желание освоить работу на компьютере. Для многих респондентов на первом месте стоят компьютерные игры, но 63% опрошенных предпочитают образовательные программы, 54% - имеют представление о работе с компьютером. Все они выразили общее желание: иметь ПК в детской библиотеке. - Изучили опыт работы других библиотек с новыми технологиями через Internet и профессиональные журналы. - Встретились со специалистами компьютерных классов школ, компьютерных центров города с целью оказания консультативной помощи библиотеке. (Уже есть практический опыт совместной деятельности с городским «Культурным Центром»). - Обсудили в коллективе вопрос о создании условий успешной работы с компьютером и готовность сотрудников библиотеки к обучению грамотного общения с новыми технологиями. Наша библиотека является центром чтения, культуры и информации в городе. Отвечая требованиям времени, своевременно реагируя на изменения внешней среды, библиотека с помощью новых технологий может не только сохранить, но и повысить свой авторитет. Диапазон использования компьютера в библиотеке разнообразен. Он позволит расширить перечень услуг, которые библиотека предоставляет пользователям. Надеясь на удачу, мы считаем, что работа с компьютером должна вестись по нескольким направлениям: - Приобщение к миру компьютерной техники начинается с компьютерных игр. Основная задача - развитие познавательных способностей детей, популяризация литературы по информатике, науке и технике. - Использование ПК в обучающих, развлекательных, образовательных целях с использованием специализированного программного обеспечения: 1) продукты фирмы «1С» – репетитор по различным предметам начальной и средней школы; 2) всевозможные энциклопедии и словари фирм «1С», «Кирилл и Мефодий», «Фаргус» и пр.; 3) специализированные программы по изучению иностранных языков. - Использование CD-ROM, хранящих библиографическую и полнотекстовую информацию образовательного характера. - АРМ – для юных читателей. - Перспективное направление – информационное обслуживание детей: корпоративная сеть комитета по культуре и искусству администрации Ивановской области (обмен информацией внутри сети области и страны), изучение рынка информационных и компьютерных ресурсов и услуг. - В перспективе выход в Internet, создание компьютерного клуба, где ребята могут обучиться работе с компьютером и программами в помощь написания рефератов, сочинений, подготовка для поступления в ВУЗ. - Использование компьютера как инструмента для творческого и культурного развития: помочь детям раскрыть свои творческие способности. - Проведение конкурсов «Учись играючи» (развивающие программы «Никита» – для любителей логических игр). - Создание системы обучения детей компьютерной грамоте. Особое внимание уделить детям с ограниченными возможностями и детям из многодетных и неполных семей. - Частичное коммерческое использование компьютера: изучение языка, распечатки всевозможных текстов, буклетов, реклам и т.д. Если нашей библиотеке посчастливится стать обладателем компьютерного оборудования, то мы постараемся максимально использовать его для пользователей. Появление компьютера позволит библиотеке решить множество задач и поднять ее престиж. Тихомирова Г.М., зав. городской детской библиотекой г. Вичуга |