Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Из кейса методиста: Стратегическое планирование

С 15 по 18 октября работали областные курсы повышения квалификации работников культуры и искусства. На курсы приглашались заведующие детскими отделами ЦБС области, заведующие отделами областных и городских библиотек города Иваново.

Мы прослушали цикл лекций профессора кафедры Академии переподготовки работников культуры, искусства и туризма Сусловой Ирины Марковны.

Тема курсов: Программное и проектное развитие библиотек. Перспективное планирование. Освещались такие важные вопросы как: стратегическое планирование, психологические основы управления коллективом, использование маркетинга в управлении библиотекой, а также вопрос о положении библиотек в системе культурного программирования.

В сущности, речь шла о месте библиотек в современном мире, о качественных изменениях в системе библиотечного обслуживания населения.

Доказано жизнью, что библиотеки на сегодняшний день являются наиболее востребованными в обществе учреждениями. Это диктуется прежде всего социально-экономическими изменениями в жизни страны. Доступность и бесплатность пользования библиотекой делают ее наиболее привлекательной для разных слоев населения, а с учетом изменения системы народного образования, просто крайне необходимой. Это обязывает нас идти вперед, применять новые технологии, находить средства для расширения сферы деятельности, уметь «показать товар лицом» перед властями.

Стратегия

Важнейшим моментом в выполнении этой задачи является разработка стратегического плана развития библиотеки. В отличие от перспективного планирования, который опирается на достижения в предшествующий период, стратегическое планирование предполагает действия и решения, ведущие к достижению цели с учетом будущих тенденций развития.

Стратегическое планирование – набор действий и решений, принимаемых руководством для разработки стратегии, а они в свою очередь предназначены для достижения целей.

Существуют три комплексные управленческие задачи:
1.Установление реальных возможностей библиотеки.
2. Установление реальных целей.
3.Установление способов достижения цели.

Первоначальный этап стратегического плана связан с выбором целей, а среди них выделяется основная цель называемая миссией библиотеки, в которой определяется ее целесообразность, уникальность, потребность в обществе. Например, Балтиморская библиотечная система (США) так определила свою миссию: «Сделать возможно доступными наибольшему числу членов сообщества необходимые ему библиотечные материалы всех видов».

Работая над стратегическим планом нужно проанализировать внешнюю и внутреннюю среду библиотеки. Внешняя среда - это факторы изменения в библиотечном мире в целом. Анализ внутренней среды предполагает управленческое обследование, оценку наших возможностей, определение слабых и сильных сторон. Необходимо дать представление о том, что мы хотим добиться, дать потребительскую оценку качества работы, охарактеризовать способность к стратегическому управлению.

Очень важен момент реализации стратегического плана, основными компонентами которого являются тактика, политика, правила, процедуры, правила.

Тактика - краткосрочные текущие планы, где детализируются крупные стратегические планы.

Политика - после составления долгосрочного плана необходимы ориентиры (политические моменты) для выполнения планов.

Процедуры - запрограммированные управленческие решения (например, как идет книга к читателю).

Правила разрабатываются тогда, когда для реализации стратегических целей требуется высокая степень подчинения, чтобы гарантировать выполнение конкретных действий конкретными способами.

Программы

Разработка программ также является важнейшей частью нашей работы. Существует три класса программ: мега проекты, мульти проекты, моно проекты.

Мега проекты носят макроэкономический характер.

Мульти проекты – это комплексные проекты, разрабатываемые на уровне малого города.

Моно проекты разрабатываются на уровне одной библиотеки, имеют определенную цель.

Маркетинг

Вспомним, как лет 10 назад в нашу жизнь ворвалось понятие маркетинга. По мнению профессора И. М. Сусловой, более дискуссионной темы в библиотечном деле нет. Маркетинг непроизводственной сферы захватывает новые области деятельности. В библиотечном деле маркетинг понятие очень специфичное. В основе маркетинга лежит изучение читательских потребностей. Чем выше уровень библиотечного обслуживания, тем выше результат коллективной деятельности и рейтинг у администрации. Чтобы библиотека была общедоступна, она должна быть финансово обеспечена. Для этого надо находить спонсоров, искать поддержку у прессы, рекламировать свою деятельность, проводить социологические исследования

Психология управления

Большое место в своих лекциях профессор И.М.Суслова уделила психологии управления коллективом. Как известно, люди, выполняющие работу, это главный капитал любого предприятия.

Что же заставляет нас работать? Прежде всего, потребности. Они бывают разные. Желание заработать на одежду, еду и т. д. – это физиологические потребности. Существуют также потребности безопасности и защиты, самовыражения, социальная потребность (необходимость общения с себе подобными).

Наша профессия располагает к творчеству. Черты творческой личности таковы: склонность к самоутверждению, потребность в свободе, неуважение к строгим нормам, способность напряженно работать в течение длительного времени, интерес к новому, склонность к новому. Работать с творческой личностью много сложнее, поэтому в библиотечном деле неприемлем авторитарный стиль, неприемлемо администрирование. Возрастает роль менеджера, руководителя- профессионала. По словам Ф.У. Тейлора, американского инженера, разработчика системы труда и управления, каждый должен делать то, что знает лучше всего. Менеджер должен планировать, а работник исполнять. Менеджер должен иметь целый набор личностных качеств: определенность жизненных целей, умение решать проблемы, иметь творческие способности, уметь находить неординарные решения, уметь руководить людьми. Руководство всегда связано с властью и действует в системе формальных отношений. Идеальный вариант для коллектива, когда менеджер, действующий в системе формальных отношений, соединяет в себе лидерство. Но чаще всего лидерство порождается неформальными отношениями, выдвигается стихийно. Неформальный лидер устанавливает и поддерживает эталоны группового поведения как позитивного, так и негативного. Неформальные группы, объединены общими интересами, привычками. У сотрудника, входящего в неформальную группу, появляется чувство принадлежности, возможность получать необходимую информацию (заметим, что чаепития в коллективе имеют большое значение для поддержания нормальных взаимоотношений). Но, тем не менее, конфликты возникают. Причин возникновения конфликтов много. Тут и недостатки управленческой системы, превалирование слухов, сосредоточие важной информации только у высшего начальства, противостояние формальных и неформальных групп, определение ценностных факторов, психологических факторов, поведенческих факторов (безответственность, низкое этическое поведение) и др. Современной теорией управления ставится вопрос - позитивны или негативны конфликты? Большинство современных управленцев считают, что конфликты надо поддерживать. Если их нет, в коллективе наступает застой, отсутствует потребность перемен. Для нас важен стиль поведения в конфликтной ситуации. Их несколько: уклонение, сглаживание, сотрудничество. Последнее считается самым позитивным, т. к. удовлетворение интересов обеих сторон даже более важно, чем решение вопроса.

Итак, что же мы должны делать, чтобы библиотека и мы в ней, заблистали всеми гранями наших талантов и умений? Необходимо: уметь определять стратегическую линию библиотеки; планировать деятельность коллектива; составлять программы по различным направлениям работы библиотеки; освоить методы написания грантов; находить спонсоров для реализации наших идей и задумок; владеть навыками управления библиотекой, учитывая психологические аспекты женского коллектива; не бояться конфликтов и чаепитий; не бояться выдвигать своих сотрудников на вышестоящие должности.

Главное жить по принципу: «Думать. Творить. Пробовать». Добрых дел вам, уважаемые коллеги!

Муравьева Г.В. ,  гл. библиотекарь отдела маркетинга и методического обеспечения ОБДЮ.

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика