Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





В библиотеках области: Портрет читающей семьи

Потребность в книге, в чтении закладывается в раннем детстве. В семье проблема «чтения детей» очень велика и разрешается только в совместном сотрудничестве родителей и детских библиотекарей. Действительно, организовать чтение ребенка будет легче и проще, если в этом процессе сотрудничают две стороны - с одной стороны библиотека, с другой - родители.

Мы считаем, что многое зависит от первого посещения родителями и детьми библиотеки, первого общения с библиотекарем. Будут ли доверять нашей компетентности, знаниям, профессионализму родители? Признают ли они библиотекаря как руководителя чтения их детей?

Работая в этом плане, мы убедились, что для того чтобы у родителей и детей появилась потребность посещать библиотеку, необходимо при первом посещении раскрыть возможности библиотеки, показать богатство книжного фонда.

Мы работаем по принципу «А у нас все для вас».

Оформление библиотеки играет большую роль в нашей работе. Мы пытаемся создать гармоничный интерьер, который бы отвечал самым необычным детским желаниям.

Для самых маленьких наших читателей мы создали свой уголок, где рядом с книжками стоят игрушки. Здесь удобно посидеть, выбрать книгу, а так же отдохнуть и поиграть.

Для ребят постарше вся читательская «зона» оснащена указателями, тематические подборки не перенасыщены текстом, что очень важно. На заголовках изображены графические символы.

Расстановка фонда в «зоне» свободного выбора на абонементе – жанрово-тематическая, построенная на основе изучения читательских предпочтений. Например, у наших юных читателей большой интерес вызывают книги о животных - спрос породил предложение - появилась тематическая подборка литературы под названием «Вот компания какая».

В нашей библиотеке в «зоне» свободного выбора на абонементе создан блок литературы для семейного чтения, занимающий 2 стеллажа.

«В семейном царстве, в уютном государстве» со следующими тематическими подборками:
1. Психолого-педагогической литературы «Папа + Мама = Я»;
2. Литературы в помощь организации содержательного семейного отдыха:
- «Ваш дом»,
- «Ваш сад и огород»,
- «Наш домашний зоопарк»,
- «Будьте здоровы» и т.д.
3. Литературы для творческого развития детей и взрослых:
- «Домашнее рукоделие»,
- «Мужчина в доме»,
- «Подарки своими руками»
- «Советы Марьи Искусницы» и др.

Оформление этого блока яркое, броское. Разделители с названием и рубрики сделаны в форме домика. Необходимо отметить, что мы очень часто используем в оформлении форму «домика». Для нас - это символ защищенности, тепла, которые так необходимы ребенку. Мы вообще очень широко используем в оформлении визуальный ряд - игрушки, рисунки, подаренные детьми и сделанные нашим штатным художником.

Мы стремимся сделать нашу библиотеку привлекательной для наших читателей и их родителей.

В фонде детской библиотеки есть книги и журналы, которые с удовольствием читают родители наших читателей-ребят. Оформляются выставки для всей семьи. Например, большой популярностью у родителей и ребят пользовались выставки-советы «Скажите, доктор», «Не чихайте на простуду», «Что нам принес год уходящий» - литературный хит-парад года, традиционная ежегодная выставка книг и журналов, представленных в номинациях: «Самый читаемый автор года», «Самый любимый жанр года», «Любимая тема года», «Любимый журнал года» и другие.

Мне как библиотекарю-практику хочется рассказать и о взаимоотношениях, складывающихся между библиотекарем и родителями. Родителей, приводящих детей в библиотеку можно условно разделить на несколько групп.

Первая группа - это родители, которые считают, что ведущая роль в руководстве детским чтением принадлежит семье, что детской библиотеке надо поменьше вмешиваться в этот процесс. Конечно, первая книга к ребенку должна придти из рук родителя, чтение ребенка должно быть изначально организовано в семье. Но и библиотекарь, имеющий большую практику руководства детским чтением, может посоветовать с каких книг начать знакомство с книжным миром, посоветовать родителям найти естественные, интересные ребенку формы деятельности, которые подводили бы его к книге, рассказать о том, как читать и обсуждать прочитанное, как организовать игру или домашний спектакль по мотивам литературных произведений, развивать изобразительное творчество, как реакцию на прочитанное, придумывать вместе с ребенком литературные викторины и загадки.

К этой группе в нашей библиотеке мы относим, например, семью, где мама педагог, учитель истории. Не трудно догадаться, что тема предпочтения история. Бывает очень жаль мальчика, когда он просит взять книгу, которая понравилась ему, а мама начинает убеждать его в том, что эта книга не настолько интересна, интереснее та, которую выбрала мама. С этой группой трудно работать. Но к счастью, это не самая многочисленная группа.

Вторая группа - самая благодатная для сотрудничества - это родители, которые видят в библиотекаре партнера и помощника в организации чтения своих детей. Они часто ходят в библиотеку, вместе с ребенком проходят трудный, радостный путь читательского развития, самозабвенно «роются» вместе с ребенком в книгах, терпеливо отыскивая все, что может быть ему интересным, радуются неожиданным читательским (и педагогическим) открытиям. Как правило, это - читающие родители. Многие из них советуют своим детям прочесть книги, которые когда-то, в детстве, затронули их душу.

Третья группа - пассивные родители. Они пришли со своими детьми в библиотеку по разным причинам. Некоторые из них только потому, например, что боятся отпустить своего ребенка одного; библиотека удалена от дома или ребенок слишком застенчив, ребенку нужно срочно улучшить технику чтения. С этой группой можно и нужно работать – и, кстати, это благодатная почва для библиотекаря. Иногда стоит только «разговорить» маму или папу, - и они из сторонних наблюдателей превращаются в союзников библиотекарей.

Для читающих семей в библиотеке работает клуб «В семейном кругу». Традициям семейного чтения было посвящено одно из заседаний клуба. Клуб работает уже 11 лет, поэтому у нас сложились свои традиции. Например, стало доброй традицией проводить Рождественскую благотворительную программу для детей из малообеспеченных, многодетных семей, детей-сирот. Все наши мероприятия, проводимые в рамках этого клуба, финансирует отдел социальной защиты населения Администрации района.

Кирсанова Г.С. ,  зав. детской библиотекой г. Пучеж

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика