Последние годы второго тысячелетия были переходными для всех, в том числе и для библиотек. Эти годы поставили нас перед необходимостью перестраивать свою работу в соответствии с новыми тенденциями социально-экономического развития. Культура тоже оказалась втянута в рыночные отношения. Большинство массовых библиотек не стали получать необходимое финансирование на осуществление деятельности и в первый момент растерялись. Как же развиваться дальше, если почти нет денег на новые книги и другие современные носители информации? Всем было ясно, что если в библиотеки не будет поступать новая информация на различных носителях, то читатели из них будут уходить. Но идти нашим читателям некуда, ведь библиотеки других ведомств (школьные, вузовские, профсоюзные) находятся в таком же положении. Перед библиотекарями встал извечный вопрос: «Что делать?». Ответ на этот вопрос подсказала сама жизнь. Рыночная экономика предполагает изучение спроса потребителей. Появился библиотечный маркетинг. Изучение читательского спроса заставило нас взглянуть по-новому на политику комплектования: теперь, когда денег на приобретение источников информации мало, мы должны купить не то, что, по нашему мнению, могут спросить наши посетители, а именно то, что они точно спросят.
Библиотеки стали проводить прикладные маркетинговые исследования по различным направлениям деятельности (спрос на источники информации, спрос на библиотечные услуги, требования к условиям в библиотеке, к характеру отношений читателей с библиотекарями и т.д.). Изучая материалы исследований, библиотекари стали меняться сами и в чем-то менять свой стиль общения, что пошло на пользу работе с читателями. Рыночная экономика вынуждает библиотеки вводить платные услуги. Для детских библиотек это очень сложно: как взять деньги за услугу с ребенка? Но жизнь вносит свои коррективы: во-первых, эти деньги мы берем не с детей, а с их родителей, а во-вторых, если у библиотеки есть возможность ввести дополнительные услуги (существует перечень основных услуг библиотеки, которые должны быть бесплатными), а потребитель готов заплатить за них деньги, значит эти услуги имеют право на существование. Успешно в этом направлении поработали в 2000 году детские библиотеки г. Южи, г. Пучежа и ЦБС детских библиотек г. Иванова. На заработанные деньги эти библиотеки приобрели новые книги для своих читателей. Жизнь также показала, что библиотекам нужна помощь со стороны общественности. Большинство детских библиотек вовремя это поняли и стали активно налаживать связи со всеми, кто в состоянии помочь библиотеке выжить. Наконец-то библиотекари вышли за пределы своих библиотек, перестали «вариться в собственном соку», стали искать друзей библиотеки, спонсоров и дарителей, в том числе среди читателей. Весомых результатов и значительной помощи от представителей общественности добились МОК «Детская библиотека» г. Комсомольска (директор Т.В.Соловьева), ЦБС Ивановского района (директор Н.Г.Филатова, зав. детским отделом О.П.Кравец), Гаврилово-Посадская детская библиотека (зав. детской библиотекой Н.Н.Морозова), ЦБС г. Кинешмы (директор Р.П. Кобылкина). Детские библиотеки стали активно обращаться за помощью в редакции центральных детских газет и журналов, в различные книжные издательства. Почти все детские библиотеки провели в 2000 году акции среди читателей и их родителей «Подарите книгу своей библиотеке!». Эти усилия не прошли бесследно. В 2000 году изменилось к лучшему положение с состоянием фондов детских библиотек. В течение последних трех лет наблюдалась тенденция к снижению количества поступлений литературы в целом по всем детским библиотекам области, а в 2000 году книг поступило во все библиотеки на 5000 экземпляров больше, чем в 1999 году. Выбытие из фондов литературы постепенно сокращается: библиотекари стали более осторожно относиться к списанию ветхой литературы и освобождению (передаче) дублетной литературы, больше книг стало переплетаться. Благодаря этим двум факторам (рост поступлений и снижение выбытия) тенденция к снижению количества фондов детских библиотек остановилась, и начался небольшой рост фондов большинства детских библиотек. Однако в детские библиотеки В. Ландеха, Плеса, Шуи (районной), Кинешмы (районной) в 2000 г. поступило менее 100 экз. новых книг; п. Ильинское, Луха, Приволжска – от 100 до 200 экз. В детской библиотеке Луха фонд уменьшился на 1300 экз. по сравнению с прошлым годом, а в филиале № 5 ГЦБС г. Кинешмы – на 500 экз. Директорам ЦБС, заведующим детских библиотек этих районов необходимо сделать анализ фондов ДО и предпринять усилия к росту фондов для детей. Больше внимания библиотеки стали уделять созданию современной библиотечной среды, комфортной для посетителей. К сожалению, в некоторых детских библиотеках очень тесно и нет возможности создать для читателей различные функциональные зоны и правильно организовать библиотечное пространство. Это относится к Вичугской, Палехской, Гаврилово-Посадской, Юрьевецкой и Ново-Талицкой (Ивановского района) детским библиотекам. Хотелось бы, чтобы администрации и отделы культуры этих районов обратили внимание на состояние детских библиотек и в будущем нашли возможность увеличить их площади. Это позволит улучшить качество обслуживания детей этих районов, поднимет имидж детских библиотек в глазах читателей и общественности. Исходя из отчетов детских библиотек области, наблюдается тенденция к снижению основных цифровых показателей по сравнению с 1999 годом. Особенно беспокоит большое снижение по количеству читателей в Вичугской городской, Кохомской городской, Приволжской районной и в Родниковской районной детских библиотеках. Значительное снижение количества посещений дали Вичугская городская, Приволжская районная детские библиотеки и детский филиал № 1 г. Кинешмы. По книговыдаче заметно снижение у Заволжской районной, Приволжской районной и Шуйской городской детских библиотек. Тенденция к снижению цифровых показателей работы детских библиотек области объясняется двумя факторами: первый - снижение количества детей в районных центрах в связи со снижением рождаемости (маленький приток новых читателей в библиотеку), второй - отсутствие в детских библиотеках современной техники и необходимой для старшеклассников литературы и других источников информации (старшеклассники раньше переходят во взрослые библиотеки, где фонд разнообразнее и соответствует их запросам). Всем заведующим детскими библиотеками и директорам ЦБС необходимо сделать анализ охвата библиотечным обслуживанием населения в своих регионах, оценить резервы и предпринять необходимые меры, чтобы потенциальный пользователь пришел в библиотеку. Если снижение цифровых показателей будет продолжаться, то это приведет в будущем к сокращению штатов библиотечных работников. Уровень проведения массовой и индивидуальной работы с читателями за последние годы значительно вырос. Библиотекари стали уделять пристальное внимание разработке системы обратной связи с читателем. Используются самые разнообразные формы общения библиотекарей, читателей и их родителей. Свидетельством этого стали интересные выступления работников детских библиотек на встрече за круглым столом на тему «Система обратной связи библиотеки с читателями», проведенной в рамках курсов повышения квалификации в апреле 2000 года (материалы круглого стола были опубликованы в № 3 и 4 за 2000 год Вестника ОБДЮ «Волшебная шляпа») и записи в отчетах об этой работе. Пользователи детских библиотек благодарны своим библиотекарям за такое внимание, об этом говорят их отзывы о работе библиотек. Массовая и групповая работа теперь проводится по комплексным целевым программам по самым разным направлениям. Это предполагает ее систематичность и целенаправленность. В каждой детской библиотеке работает не по одному клубу и кружку по интересам. Отрадно, что в последние годы открывается все больше читательских и литературных клубов, в том числе и семейных. Во всех библиотеках проводится систематическая работа по воспитанию культуры чтения и пропаганде библиотечно-библиографических знаний среди детей. Не забыты в библиотеках и проблемные дети (дети-инвалиды, дети из многодетных, малообеспеченных, неполных семей, подростки-правонарушители и т.д.). С этими детьми проводится большая работа по специальным программам совместно с учреждениями и организациями, занимающимися проблемами этих детей. Постепенно меняется и сознание библиотекарей, повышается их ответственность за свою работу. Многие проблемы, которые раньше решались автоматически «сверху», теперь приходится решать самостоятельно «на местах». Современные библиотекари стали более раскованными, более открытыми для диалога с читателями и общественными представителями, более смелыми и уверенными в себе. Детские библиотеки научились заявлять о проблемах и достижениях в своей работе на разных уровнях, в том числе и в прессе, подняли свой престиж, сформировали имидж. Все это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее и верить, что детские библиотеки будут существовать всегда, они достойно выдержали испытание временем. Е.Ф. Мужикова, ведущий библиотекарь ОБДЮ |