Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Женщины серебряного века: Вера Комиссаржевская

В весеннем выпуске вестника мы начинаем публикацию цикла лекций о выдающихся женщинах серебряного века, подготовленного Галиной Александровной Уваровой,  методистом организационно-массового отдела ОБДЮ.

Хочу рассказать о женщине, чья жизнь была связана с искусством Серебряного века, женщине трагической судьбы. Она умерла еще молодой, в 44 года, а какую прекрасную память оставила о себе! Вера Федоровна Комиссаржевская была удивительной актрисой и удивительной женщиной.

Комиссаржевская пришла в петербургский Александринский театр, когда ей уже исполнилось 29 лет. Там безраздельно владычествовала блестящая Мария Гавриловна Савина. Но после первых же спектаклей началось восхождение новой звезды - Веры Комиссаржевской.

Она была непохожа на других. Худенькая, большеглазая, «с плоской спиной курсистки и созданным для церковного пения голоском», как сказал о ней Осип Мандельштам, она, опять же по его выражению, «обладала в своей игре каким-то неимоверным обаянием».

Бескомпромиссность - это слово впервые употребил по отношению к игре Веры Комиссаржевской Корней Иванович Чуковский. А вот что пишет после спектакля, в котором главную роль играла Вера Комиссаржевская, актриса Смирнова-Сазонова: «Триумф Комиссаржевской, которая в третьем акте подняла весь театр. Это - буря восторга, страшный нервный подъем актрисы и публики».

Комиссаржевская покоряла зрителей искренностью, не жалея сил, отдавалась работе. Она не могла играть вполсилы, да и жить тоже. Она не допускала сделок с собственной совестью, была всегда и во всем искренна, поэтому ее так ранил обман.

Лариса Огудалова в «Бесприданнице» Островского, Соня в «Дяде Ване» и Нина в «Чайке» Чехова - эти роли, казалось, были созданы для актрисы. Вот отзыв об игре Комиссаржевской известного критика Яблонского: «Артистки не было на сцене ни минуту, а была прекрасная душою, много страдающая девушка, такая чистая, такая нежная... Вообще, в игре г-жи Комиссаржевской очень много благородства и простоты. Благородная простота - другими словами я пока не умею характеризовать ни ее игры, ни ее лица с прекрасными глазами».

А вот что писал о Вере Федоровне председатель Русского Театрального общества Василий Силович Кривенко: «Часто она прихварывала, болезненный отпечаток всегда заметен был у нее на лице. И всегда-то, всегда, даже во время смеха и внешне веселого оживления, чувствовалось мне, что гложет ее тоска безысходная. У Комиссаржевской, уверен был я, лежал камень на душе, который она не в силах была сбросить, не в состоянии была освободиться от давившей ее тяжести».

На сцену великая актриса принесла опыт своих страданий, мыслей и сомнений.

Вера Федоровна родилась в 1864 году в семье оперного певца Федора Петровича Комиссаржевского и дочери генерала Шульгина Марии Николаевны. Сама домашняя атмосфера способствовала развитию художественного чутья, любви к искусству. Здесь репетировали коллеги отца, собирались интересные люди. Бывали здесь Мусоргский, адвокат Кони, прославленные драматические артисты. Дети вместе со взрослыми читали по ролям комедии Островского. Позже отец оставил семью, что явилось тяжелым ударом для обожавшей его дочери. Но дружба их не прекращалась никогда. В 19 лет Вера вышла замуж за графа Владимира Муравьева, молодого художника-пейзажиста. Брак, заключенный по любви, счастливый и безмятежный, кончился трагически. Оказалось, что младшая любимая сестра Веры, Надежда, ждет ребенка от Муравьева. Глубоко потрясенная, Вера расстается с мужем и подает на развод. В результате тяжелейшей психической травмы у нее развивается нервное заболевание. Даже через много лет Вера Федоровна не могла говорить об этом спокойно: «После того он пришел ко мне снова, и клялся, и уверял, что меня любит, но я узнала, что связь продолжалась... Он же лгал, он все время гадко лгал. Тогда случилось со мной что-то ужасное. Я сошла с ума и была в сумасшедшем доме целый месяц». Когда прошел кризис, наступило состояние равнодушия и безразличия. Была потеряна вера в любовь, дружбу, в жизнь... Прошли годы, прежде чем усталость и равнодушие отступили. Появилось дело, которое полностью захватило ее. Она решила стать актрисой. Занималась вокалом, играла в любительских спектаклях. Много значила для Веры поддержка отца, к которому она переехала. В 1893 году Комиссаржевская в Новочеркасске начинает свою сценическую карьеру. Ей уже 29 лет, это много для начинающей актрисы. Но Комиссаржевская быстро достигает такой славы, к какой другие идут годами. Но, несмотря на успех, актриса постоянно сомневается в своем таланте. Она идет дальше, не останавливаясь, чтобы погреться в лучах своей славы. Никакой успокоенности, только постоянная внутренняя работа, работа духа, поиски смысла, правды, своего пути.
Партнером Веры Федоровны по сцене стал начинающий актер, двадцатилетний Николай Ходотов. Мягкий, искренний, доступный и открытый всем, он был душой компании, вносил в нее атмосферу беспечности и дружелюбия. 22 мая 1900 года на гастролях в Киеве после спектакля «Волшебная сказка», прошедшем с ошеломляющим успехом, Комиссаржевская и Ходотов взяли извозчика и поехали кататься по набережной Днепра. Именно этот день Вера Федоровна считала первым днем их любви.

Какие письма писала Вера Федоровна своему возлюбленному! Но кроме слов любви они дышали стремлением предостеречь молодого актера от той пошлости, которая губит талант. Именно она, Вера Комиссаржевская, сделала Николая Ходотова артистом «благородной марки».

Но, по-видимому, бескомпромиссная Вера Федоровна предъявляла своему другу непомерные требования. Николай Ходотов был талантливый артист, он был молод, он играл, выступал в концертах, участвовал в бесконечных ночных застольях и, конечно, ощущал некоторую свободу от требований, которые предъявляла ему Вера. «Я не рассчитала Ваших сил и дала столько Вашей душе, сколько она не смогла еще вместить, и эти дары, эти звуки, цветы, звезды и слезы души моей упали на землю... Я подошла к Вам так близко, как не надо было подходить, пока Вы не выросли и не оценили эту близость. И вот Вы расшатали мою веру в Вас, мое уважение к Вам, и я не знаю, каким подвигом любви можно воскресить их...»

Весной 1902 года Комиссаржевская на вершине успеха оставляет сцену Александринского театра и до 1904 года гастролирует в провинции, собирая средства на создание своего театра. Маленькая, хрупкая женщина взвалила на себя тяжелую ношу, но проявила при этом колоссальную энергию, твердость и работоспособность. Ей была интересна современная жизнь и она мечтала сделать театр близким современности, отвечающим на поставленные жизнью вопросы. Искусство было для нее жизнью, а игра на сцене - действием, которое могло жизнь изменить, сделать ее чище, приблизить прекрасное будущее. Все тогда мечтали о нем. Это было время надежд и предчувствий. Впереди было что-то неведомое.

Когда она вернулась в Петербург, возник вопрос, будет ли в театре Комиссаржевской играть Николай Ходотов. Он, увлеченный молодой актрисой Селивановой, отказался уйти из Александринского театра. Какой безнадежной грустью веет от письма Веры Федоровны! «Не думайте, что я молчала для того, чтобы оттянуть этот ужас, с которым я пишу эти строки. Нет, я должна была до конца разобраться в себе. Это тем более было трудно, что чувство мое к Вам не вытеснено каким-либо другим - тогда бы сразу стало ясно. Нет, вряд ли я смогу полюбить когда-либо еще - слишком много отдала я Вам и чувствую, что это было последнее трепетанье того уголка моей души, которому суждено было любить».
Вера Комиссаржевская совершает свой подвиг - создает театр. В 1904 году он открывается в помещении Пассажа на Невском проспекте. Богатых меценатов у этого театра не было. Он не имел солидного капитала и целиком зависел от сборов. Материальный дефицит сезонов Вера Федоровна ежегодно возмещала гастрольными поездками по России.

Для поисков новых путей в искусстве нужны были новые люди, режиссеры и драматурги. Таким режиссером-новатором стал Всеволод Мейерхольд. Комиссаржевская обратилась к пьесам символистов, чтобы постичь подводное течение жизни, ее смысл.

На «театральных субботах» выступали Александр Блок, Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Вячеслав Иванов. В 1906 году в театре Комиссаржевской ставится пьеса Блока «Балаганчик».

Но Вера Федоровна не удовлетворена ни Мейерхольдом, ни своим театром - не получилось того, что она задумала, эксперименты и поиски режиссеров не совпали с театральными стремлениями Комиссаржевской. Ей был интересен живой человек и встающие перед ним вопросы, а живой души в театральных экспериментах она не нашла. Комиссаржевская неожиданно для всех идет на разрыв с Мейерхольдом, а затем в 1909 году решает закрыть театр. Он перестал ей казаться нужным, идти дальше путем поиска новых форм она не хочет. Комиссаржевская говорит: «Я не раскаиваюсь в том, что у меня был театр. Вот три пьесы, ради которых я оправдываю все, что мною сделано - «Балаганчик», «Сестра Беатриса», «Жизнь Человека».

Она не успокаивается: «Нужен не новый театр, а новая жизнь, ... не новый актер, а новый человек». Вера Федоровна загорелась мыслью создать театральную школу, но судьба распорядилась иначе. В конце января 1910 года на гастролях в Ташкенте она заболела оспой и умерла. Ее оплакивала вся Россия. Александр Блок в статье о Комиссаржевской писал так: «Вера Федоровна была юностью этих последних - безумных, страшных, но прекрасных лет... Да, тысячу раз правда за этим мятежом исканий, за смертельной тревогой тех взлетов и падений, живым воплощением которых была Вера Федоровна Комиссаржевская. Была, значит и есть. Она не умерла, она жива во всех нас...».

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика