Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Из кейса методиста: Библиотека и пользователь: обратная связь

Продолжаем публикацию обзора выступлений участников круглого стола «Обратная связь в библиотеке», состоявшегося на областных курсах повышения квалификации сотрудников отделов обслуживания детских библиотек. Материал подготовлен О.Ю. Касаткиной, главным библиотекарем отдела маркетинга и методического обеспечения ОБДЮ.

Наиболее действенным элементом комплекса обратной связи, позволяющим получить объективную информацию, выступает регулярное проведение различных исследований. Именно они позволяют соединить потребности и ожидания пользователей библиотеки с потенциальными возможностями их удовлетворения. 

Социокультурный перемены последних лет определили изменения в чтении, поэтому стоит анализировать ориентации, установки и предпочтения пользователей библиотеки. Важным является изучение процессов, влияющих на библиотечный спрос и библиотечное поведение, создание социокультурных и психологических портретов пользователей (реальных и потенциальных). Важнейшей проблемой библиотечных исследований является и выявление мотивации обращения к чтению.

Исследовательская деятельность может быть направлена на изучение проблем, которые стоят перед библиотекой в данный момент. В этом случае в исследовании можно задать вопросы, позволяющие получить какие-либо предложения, а может быть, и конкретные рекомендации. Исследования, конечно, должны иметь практическую ценность, но следует задуматься и о том, как с их помощью расширить представления о библиотекарях и самой библиотеке.

В ОБДЮ проводятся исследования по созданию портретов читателей и изучению проблем, возникающих в процессе библиотечного общения. Опираясь на результаты проводимых исследований, сотрудники библиотеки выявляют несогласованность позиций читателя и библиотекаря и стараются скорректировать свою деятельность. Наиболее важным для эффективного взаимодействия читателя и библиотекаря является признание уникальности личности каждого человека, уважение его неповторимости. Особенно актуально это при обслуживании детей и юношества. За последнее время на базе библиотеки были проведены исследования, позволяющие создать портреты наших пользователей: «Дошкольник в библиотеке», «Юность - 99, это ваш портрет!». Проведено исследование на знание библиотекарями юношеской психологии «Знаете ли вы юношескую психологию?» с последующим сопоставительным анализом «Девушки и юноши - пользователи библиотеки - глазами библиотечных сотрудников и юношество о себе самом». Кроме того, были изучены читательские впечатления о библиотеке («Глазами Читателя»), подводятся итоги исследования «Контакт», которое позволит выявить проблемы библиотечного общения.

Результаты социологического исследования «Потребности и интересы пользователей» непосредственно указали на необходимость организации в библиотеке зала для подростков. Так, в процессе этого исследования выяснилось, что 71% пользователей библиотеки в возрасте 12 - 15 лет приходят сюда не только для того, чтобы взять или сдать литературу. Этого им мало. Подростки не хотят уходить домой, они готовы проводить здесь свое свободное время, участвовать в играх и конкурсах, просматривать книги и журналы, просто общаться. Г.Ю.Малышева (заведующая читальным залом «Тинейджер» ОБДЮ) рассказала об опросе «Придумай имя залу!», в результате которого он был назван «Тинейджер». Затем библиотекари провели анкетирование «Ты ждешь перемен - все в твоих руках!». Это помогло узнать, какие темы, проблемы наиболее интересны подросткам, что они хотели бы видеть в своем зале, что их привлекает, что хотелось бы изменить. Исследование позволило организовать фонд зала по интересующим подростков тематическим блокам, осуществлять комплектование недостающими изданиями.

Т.В. Зоренкова (ДБ им. И.В. Ганабина, г. Южа) познакомила с результатами исследования «Что интересует наших подростков и какую роль в их жизни играет книга и библиотека?», которое позволило выявить увлечения подростков. Среди них: спорт, компьютерные игры, просмотр видеофильмов. Большинство подростков любит проводить время в общении с друзьями, а чтение ими было поставлено на третье место. Были выявлены интересующие подростков темы: любовь, сверстники, редкие экзотические животные, жизнь актеров, новые группы и др. Пожелания читателей учитываются библиотекарями при составлении программ клубов.

С результатами анкетирования «Подросток - 99: Его проблемы и интересы» поделилась И.Г. Пазухина (ГДБ, г. Фурманов). Интересно отметить, что это исследование проводилось совместно с психологом районного отдела народного образования. Анкетирование позволило библиотекарям взглянуть на библиотеку глазами читателя, узнать, какой они хотят ее видеть, как относятся к книге, изучить запросы пользователей. Кроме того, сотрудников библиотеки волновал вопрос: как же относятся читатели к самим библиотекарям? Анкетирование, проведенное ко Дню библиотекаря, показало, что читатели, приходя в библиотеку, рассчитывают встретить внимательного, заботливого, доброжелательного человека, умеющего выслушать и понять. Помогает строить планы и искать новое и такая нетрадиционная форма, как сочинения читателей о библиотеке.

Чтение - особое состояние души. Читая, человек испытывает различные эмоции, которые зависят от пола, возраста, особенностей психологического развития. Раскрыть восприятие ребенком произведений литературы, помочь ему в творческом развитии личности - вот основные цели проведенного на базе филиала № 5 Кинешемской ГЦБС психологического исследования, о котором рассказала О.В.Кошлакова (заведующая филиалом № 1 ГЦБС). Исследование чтения детей было проведено на примере стихотворений С.А.Есенина «Береза» и А.А.Фета «Печальная береза». Данная методика включает изучение восприятия стихотворений через цвет, музыку, запах, образ, геометрическую фигуру, настроение. К концу исследования читателя подводят к основному вопросу. Ему предлагается выявить смысл, идею стихотворения, что позволяет использовать эту методику и для занятий по программам творческого развития читателей.

Опрос пользователей библиотеки может быть проведен не только методом анкетирования, но и интервьюирования. Интересным опытом проведения телефонного опроса «Вам знаком книжки дом?» поделилась О.П.Кравец (заведующая ДО ЦБС Ивановского района, п. Ново-Талицы). Это исследование одновременно с получением конкретных предложений от жителей поселка по работе библиотеки выполняло еще и функции ее рекламы. В планах библиотеки - проведение опроса «Поезд желаний № 2001» и хит-парада «Книга лета».

Большая исследовательская деятельность ведется в ЦБС детских библиотек г. Иванова. Н.А. Шигина (филиал № 2) познакомила с результатами анкетирования и тестирования детей и родителей, проводимых в филиалах системы: «Что читают наши дети», «Я и библиотека», «Чтение в моей жизни», «Я и окружающий мир», «Моя любимая книга», «Что читают наши дети в конце ХХ столетия» и др.

Обмениваясь опытом по организации системы обратной связи, участники круглого стола говорили о необходимости ее существования для выявления объективного мнения о качестве библиотечного обслуживания, о желании читателей поделиться своими впечатлениями о деятельности библиотеки. Библиотекари еще раз утвердились в мысли о том, что в любой библиотеке должно быть место, где ее посетители могли бы выразить свои мысли и чувства по самым разным проблемам, ведь постоянный диалог способствует сближению позиций, налаживанию взаимопонимания и дальнейшему эффективному взаимодействию читателей и библиотекарей.

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика