Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Из кейса методиста: Как сделать библиотечное пространство комфортным для пользователей

Продолжаем публикацию материала о новой концепции библиотечного пространства, подготовленного Н.А. Ворошиной, методистом ОБДЮ. Начало - во втором номере нашего вестника за 2000 г.

Немаловажный момент в создании открытого и комфортного библиотечного пространства для пользователей - это способ расстановки мебели, прежде всего, книжных и выставочных стеллажей, столов, стульев, банкеток, каталожных шкафов и кафедр обслуживания.

Наиболее важным элементом оформления пространства библиотеки являются стеллажи. Число и вид стеллажей определяют «лицо» всей библиотеки. Книжные стеллажи для свободного доступа - основной элемент библиотечной мебели - то, что занимает много места и «ритмически организует пространство».

Способы расстановки стеллажей в библиотечном пространстве могут быть самыми разнообразными: ровными параллельными рядами, «галереями», «елочкой», «солнышком», «сотами», «зигзагами». Особую притягательность имеет расстановка стеллажей «полукругом» или «полуовалом» («магия круга»!). У каждого способа расстановки стеллажей - свое назначение, свои плюсы и минусы.

Обычная равномерная расстановка стеллажей параллельными рядами непривлекательна и монотонна, но позволяет максимально использовать библиотечные площади. Такую расстановку рациональнее всего использовать в помещениях, отведенных под книгохранилище (там, где фонды закрыты для пользователей), но она не годится в фондах со свободным доступом: в оборудованном таким образом пространстве дети «теряются» как в лабиринте, они чувствуют себя неуютно и незащищенно, потому что пространство в целом ими визуально не охватывается.

В фондах, открытых для Пользователей, рекомендуется ставить стеллажи вдоль стен, вокруг ребенка, освобождая середину комнаты. Это создает хорошую планировку пространства (оно действует успокаивающе, ибо «приобретает внутреннюю целостность»), а также облегчает ориентирование, дает ощущение уединенности. Дети могут осмотреться, оценить свое впечатление и почувствовать себя лучше, чем среди длинных, однообразных рядов стеллажей. Для создания такого открытого пространства используются односторонние стеллажи. Ими же, например, на абонементе, можно отгородить часть пространства для закрытого книгохранилища, внутри которого удобнее использовать двухсторонние стеллажи (в фонде, открытом для пользователей, они менее удачны, так как вносят элемент беспокойства).

Односторонние стеллажи служат и для размещения выставок, чаще всего малых, локальных, с небольшим количеством документов. Для организации выставочного пространства больших экспозиций, с большим количеством документов (выставки-просмотры), привлекается разнообразная мебель: столы, стеллажи, стулья, банкетки, кресла. Несколько столов (а рядом и стульев, банкеток) расставляют по-разному: в виде дуги (полукругом), буквы «П», прямого угла. Возможен и волнообразный вариант, где столы удачно группируются со стеллажами.

Желательно иметь в библиотеке столы разной формы: круглые, овальные, квадратные, прямоугольные. При этом нужно знать, где какие столы целесообразнее всего поставить, чтобы было удобнее Пользователю. Считается, что круглый стол больше располагает к общению. Его место - в зонах рекреации. Напротив, прямоугольные столы лучше приспособлены для занятий в читальном зале, поскольку предоставляют каждому читателю его собственное пространство...

Индивидуальные квадратные столы удобны на абонементе, на них хорошо просматривать книги, которые читатели хотели бы взять на дом. Но эти столы не подходят для читальных залов, так как придают помещению сходство со школьным классом. Чтобы читальный зал не напоминал школьный класс, читательские столы, как правило, прямоугольной формы, расставляют не чинными рядами, а по-другому, например, в шахматном порядке, что снимает визуальную монотонность, создает ощущение комфорта, хотя делает зал менее вместительным. В том же читальном зале можно собрать несколько столов в один большой. Это удобно при просмотре подшивок газет, выкроек, а также в тех случаях, когда несколько человек вынуждены работать с единственным экземпляром книги.

Легко «обживаемым» для Пользователей библиотечное пространство делает не только его «гибкая» планировка и удобная мебель. Еще один шаг к читателю, обеспечивающий его комфортность в библиотеке, - это хорошо продуманная, понятная даже малоискушенному посетителю, организация фондов.

Надо серьезно задуматься над тем, как сгруппировать фонд свободного выбора литературы. Фонды эти организуются иначе, чем фонды книгохранилищ, где более удобна расстановка книг по ББК (ее хорошо знают библиотекари, она помогает им быстрее найти востребованную литературу). В открытом фонде, где читатели сами просматривают и выбирают книги, мы должны «подстроиться» под них. Соответствуют ли разделы, предложенные для просмотра фонда, ожиданиям большинства читателей? Наблюдения показывают, что ребенку, подростку последовательность разделов ББК не нужна, ему все равно, с какой книги начинается расстановка. Читатель не знает и не обязан знать ББК, а потому в условиях свободного доступа тематический принцип расстановки, приближенный к запросам пользователей, более правомерен.

Доступность фондов считается выражением доверия, уважения к читателям, поэтому даже неизбежные потери не должны служить основанием для ограничения доступности в публичных библиотеках. Проявлением доступности нужно считать и иные, по сравнению с закрытым доступом, способы группировки литературы на полках.

Можно «открыть» книжные фонды абонемента путем многоступенчатой расстановки изданий, выделив фонды трех «уровней»:

I уровень - «Библиоэкспресс» - литература моментального спроса, подвижная, быстроменяющаяся часть фонда (новая, «модная», популярная литература);

II уровень - «Библиоконстанта» - литература активного спроса, устойчивая, относительно стабильная часть фонда, неподвластная моде, проверенная временем «классическая» детская литература.

III уровень - «Библиоретро» - литература редкого спроса.

Критерии отбора: литература универсального содержания, разнообразная по темам, жанрам, именам.

Виды изданий: художественная, познавательная, справочная, учебная литература, журналы и газеты.

Сделаем примечание: книги редкого спроса располагаются в закрытом фонде абонемента по ББК.

Литература моментального спроса и спроса активного группируется в фонде свободного выбора по блокам - жанрово-тематическим комплексам. Например, на основе изучения читательских предпочтений в каждой конкретной библиотеке, на абонементе для читателей «от одного до десяти» возможны варианты расстановки по тематическим блокам («Про тебя самого», «Твоя планета Земля», «Твои предки славяне», «Твои соседи по планете», «Ты в компьютерном городе» и др.); жанрово-тематическим комплексам («Как хорошо уметь читать», «Любимые стихи», «Удивительный мир сказок», «Веселые и грустные школьные истории и т.п.); как в «Книге рекордов Гиннеса» - самые-самые-самые («Самые маленькие книжки»; самые новые, самые умные, самые веселые, самые любимые и т.д.). Можно использовать и игровые моменты. Например, детективы, ужастики представить в черном ящике: там страшно, туда нужно просунуть руку, чтобы достать книгу (!).

Легкость ориентирования в фондах открытого доступа обеспечивается и системой подсказок - наглядных, доступных Ребенку символов, надписей, указателей, рисунков. Все они должны быть хорошо видны и гармонировать с другими элементами интерьера.

При открытом доступе к книгам следует избегать всего, что делает расстановку их слишком плотной. Это неудобно для просмотра. Не самой лучшей нужно признать и привычную расстановку книг корешками вперед, ведь при этом читатель видит только более или менее разборчиво обозначенное название. Корешки книг менее информативны в смысловом и образном отношении, нежели обложки.

Это «почти то же, что демонстрировать ряд картин, свернутых в трубочку, не развертывая их перед зрителями». (Цитируется по книге: Зыков О. Выставочная работа публичных библиотек. - Л., 1990). Расстановку книг на полках открытого доступа лучше разнообразить: и «корешками вперед», и «лицевой стороной», и «стопочкой». Все это поможет сделать путь читателя к книге максимально коротким и простым, а библиотечное пространство - более понятным и привлекательным.

Н.А. Ворошина, методист ОБДЮ

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2024
Яндекс.Метрика