Материал о новой концепции библиотечного пространства подготовлен на основе публикаций в профессиональной печати 90-х годов. Отдельные выдержки взяты из книг: Гаскюэль Ж. Пространство для книги (М.: Рудомино, 1995), Детская библиотека (М.: Медиум, 1994); Матлина С. Привлекательная библиотека, или Что может реклама (М.: Либерея, 1997). Надеемся, что сотрудники библиотек не обойдут вниманием эту статью и обсудят ее на одном из ближайших семинаров. «Библиотека становится океанским лайнером, книжным кораблем, приглашением к путешествию, кладезем света и всегда событием», - так образно охарактеризовала обновляющуюся современную библиотеку французский библиотекарь Жаклин Гаскюэль, автор книги «Пространство для книги», вышедшей в свет в 1995 году. Возьмем на себя смелость развить эту метафору! Сегодня «книжный корабль» приближается к порогу нового тысячелетия. На его борту, помимо книжных сокровищ, появились и некнижные: аудио-, видеоматериалы, компакт-диски, СD-ROMы. Его облик изменили маленькие картинные галереи, минимузеи, уютные «ниши» для чтения, общения, развлечений и творчества. Здесь можно не только почитать, но и отдохнуть, поиграть, побывать на вернисаже, музыкальном или театральном представлении, послушать стихи профессиональных поэтов и прочитать свои собственные... «Книжный корабль» превращается в своеобразный Ноев ковчег, подающий надежду всем, кому так одиноко и неуютно в бескрайнем житейском море.
Кораблем взят курс на Маркетинг. В центре маркетинговой библиотеки находится Человек, ее Пользователь. Ее облик меняется, преобразуется в зависимости от Его ожиданий, Его потребностей. В этом и есть суть новой, маркетинговой концепции развития современной библиотеки. Востребованный сегодня обществом образ привлекательной, яркой, радостной, праздничной, приветливой, комфортной, доступной и понятной библиотеки невозможно создать без изменения ее интерьеров. Интерьеры обновляющейся библиотеки понимаются сегодня как библиотечное пространство, открытое, «прозрачное», «видимое», «гибкое», динамично меняющееся, свободно организуемое, комфортное, легко «обживаемое». Пользуясь лексикой наших американских коллег, добавим: «приглашающее», «заманивающее», «располагающее к себе». Новый термин «библиотечное пространство» пришел из области архитектуры и употребляется наравне с терминами «сценическое пространство», «музейное пространство» и т.д. Этот термин приобретает «черты своеобразной метафоры, емко и образно отражающей новые подходы к организации обслуживания. Оно как бы визуально расширяется. Преодолевается замкнутый характер различных отделов..., уныло казенный стиль оформления интерьера, единообразие в отделке архитектурных элементов, выборе и расстановке мебели, источников освещения и т.д.». (С. Матлина) Современное библиотечное пространство - это не столько пространство для книги и других носителей информации и культуры, сколько Пространство для Пользователя, его Мысли, его Души, его Творчества. Это пространство, которое обеспечивает ему свободу выбора форм поведения и самовыражения. Каковы же пути моделирования такого концептуально нового библиотечного пространства? Как сделать так, чтобы пространство библиотеки легко «обживалось» любым ее посетителем: и тем, кто пришел за книгой или справкой, и желающим, допустим, посмотреть видеофильм? «Для того чтобы различные группы читателей сосуществовали рядом, не мешая друг другу, и своим присутствием придавали смысл библиотечному пространству, необходимо... создание различных читательских зон...». (Ж. Гаскюэль) При необходимости любая из этих зон («ячеек», «ниш», территорий) может изменить свое первоначальное назначение или стать многофункциональной. Таким образом, организуемое пространство наши зарубежные коллеги называют «гибким», «нечетко очерченным». Такое пространство более всего отвечает новому облику библиотеки. «В пользу «гибкой» системы формирования интерьера говорит еще одно обстоятельство. Редкая библиотека... не испытывает недостатка... в площадях... Но учтем и другое обстоятельство. По наблюдениям психологов, читатель (и ребенок, и взрослый), более комфортно чувствует себя в относительно небольшом по объему помещении». (С. Матлина) Ему легче его освоить и подчинить себе. Здесь скорее можно создать атмосферу теплого Дома. Новая модель библиотечного пространства предусматривает зоны для чтения, справочной службы (места «быстрой справки»), а также для релаксации (рекреации): они предназначены для игры, творчества, отдыха и общения. Возможности для чтения в библиотеке должны быть созданы повсюду: при входе (в холле, коридоре), между полками и стеллажами на абонементе, в читальном зале и т.д. «Наряду с местами для спокойного, релаксирующего чтения, должны быть предусмотрены места для быстрого информационного чтения. Поэтому в непосредственной близости от книжных стеллажей следует позаботиться о хорошем освещении сидения или же об особо оборудованных уголках для чтения. Небольшая скамейка со стеллажом является для этого самым простым решением». («Детская библиотека») Читателю будет еще комфортнее, если рядом со скамейкой поставить журнальный столик с карандашницей и бумагой, чтобы можно было записать библиографические данные неожиданно найденного им на полке интересного издания... В читальных залах, превращающихся в «зоны делового чтения», появляются сегодня уголки для уединенного чтения, или чтения для души. Это «беседки», «пещеры», «кареты»... Здесь же сооружают иногда небольшие возвышения - подиумы, где ставят фортепиано и мягкую мебель. При необходимости часть помещения читального зала может превратиться в литературно-музыкальный салон, или место для прослушивания аудиозаписей, или в выставочное пространство. Для чтения вслух удобно «частично открытое и частично отгороженное пространство библиотеки, например, шатер..., который пробуждает интерес у находящихся неподалеку и в то же время гарантирует определенную неприкосновенность для читающих... Но нужно иметь в виду, что чтение вслух бывает не каждый день. Шатер может служить помещением и для других целей: групповых бесед, дискуссий, литературных игр и т.д.». («Детская библиотека») Такие зоны выступают своеобразным символом уюта, домашнего стиля взаимоотношений библиотекаря и читателя, а также посетителей друг с другом. «В большинстве детских библиотек имеется выбор настольных и прочих игр... При создании пространства для игры... следует принимать во внимание: игровые места, полузакрытые площадки для игр предназначаются для относительно небольшой группы детей, но не [должны] ограничивать просматриваемость помещения библиотечным персоналом». («Детская библиотека») Нельзя забывать и того, что в библиотеке дети хотят рисовать, лепить или мастерить, и для этого им нужна своя ниша. Когда дети занимаются такого рода творческой деятельностью, им лучше собираться небольшой группой за одним, желательно круглым столом. Чтобы вести постоянный диалог с читателем, отслеживать его потребности, в библиотеке оформляется уголок впечатлений (или уголок обратной связи). На «забор-газете» или спускающемся сверху по стене рулоне белых обоев можно писать и рисовать, общаясь как с библиотекарем, так и друг с другом. «В американских библиотеках различных типов и видов излюбленным местом посетителей является так называемая «ближняя область» - холлы и помещения в непосредственной близости от входа, которые должны привлечь, расположить к себе своей гостеприимной обстановкой. Это место первого контакта библиотеки с читателем, оно задает тон..., во многом определяет отношения, которые будут складываться между читателем и библиотекой». («Детская библиотека») «Знакомство с библиотекой у детей часто соотносится с преодолением страха переступить ее порог. Отпугивающий характер официального учреждения устраняется при помощи привлекательного пространства при входе. Там должны располагаться места для групповых занятий, выставок, информационные стенды. Особенно интересен для детей уголок с журналами, комиксами..., так как их знает каждый ребенок, то есть сначала детям предлагается что-то внушающее доверие... Места в вестибюле могут быть также использованы... для того, чтобы посидеть в непринужденной обстановке, чем достигается плавный переход к иным помещениям для более серьезного чтения». («Детская библиотека») Холлы библиотеки - это одновременно и информационная зона, и своего рода рекреация, где посетитель узнает новые для себя сведения и отдыхает. «Ближняя область» библиотеки похожа на перекресток, откуда расходятся и где встречаются пути всех читателей - больших и маленьких. И здесь, на перекрестке, неплохо продумать знаки, которые бы помогли сориентироваться в библиотеке, особенно читателю-новичку, то есть своего рода «светофор». Это могут быть стрелки-указатели, пиктограммы, афиши (например, «Если ты пришел в библиотеку в первый раз»). Посетитель должен узнать, где выдают книги на дом, где он может поиграть или принять участие в конкурсе... «Обжить», освоить библиотечное пространство гораздо сложнее, нежели, допустим, пространство книжного магазина, где все располагается на одной, сразу обозреваемой посетителем территории: вот стол с новинками, стеллажи, касса, несколько каталогов, тут же и продавцы... В библиотеке все пространство сразу не просматривается, ее площади значительней и документы, содержащиеся в ее фондах, гораздо более разнообразны, а также различны способы их использования: выдача на дом, работа в читальном зале, свободный доступ к литературе... Библиотекари часто не столь доступны, как продавцы. Читатель не всегда решается отвлекать библиотекаря от работы своими вопросами, попросить его об «услуге». Следовательно, библиотеке необходимо сделать все возможное, чтобы открыть свое пространство пользователям уже в холле, т.е. в «ближней области». Для этого здесь предлагают познакомиться с планом территории библиотеки и ее персоналом (вывешивают, например, фотографии сотрудников: «Будем знакомы!»). План библиотеки - это необязательно чертеж, он может оказаться веселым комиксом со смешными картинками. Рассказать о библиотеке помогут ее рекламные издания: путеводитель по библиотеке («Азбука библиотеки»), буклет «Из истории библиотеки», памятки для читателя, закладки, разложенные на журнальном столике. Местом для информационных материалов в холле библиотеки служат и стенды. Для детской библиотеки намного интереснее, чем обыкновенная стена (стенд), будет информ-тумба, так как «необычное детям нравится больше - они с удовольствием обходят вокруг предметов. Информационная тумба является чем-то новым и задерживающим внимание, поэтому она может обогатить и украсить пространство библиотеки» («Детская библиотека») и стать еще одним сигналом «светофора» на читательском «перекрестке». (Продолжение следует) Дайджест подготовила Н. Ворошина, методист ОБДЮ |