Главное меню
Архив новостей
О библиотеке
Документы
Отделы
Электронный каталог
Выбирай и Читай!
Краеведение
Конкурсы
Выставки
Большое чтение
Проекты
Для коллег
Спроси библиотекаря
Информ-страничка
О сайте
Контакты





Из кейса методиста: На курсах новая тема

С 4 по 7 апреля 2000 года в Иванове работали курсы повышения квалификации библиотекарей отделов обслуживания детских библиотек области.

На курсы была приглашена Оксана Леонидовна Кабачек, заведующая отделом изучения проблем детского чтения Российской Государственной детской библиотеки. В своих лекциях она осветила некоторые проблемы детского чтения и рассказала о методах их решения, основываясь на результатах психологических исследований, проведенных в РГДБ.

Грамотное решение библиотекарями профессиональных задач невозможно без глубокого систематизированного знания закономерностей развития ребенка, подростка, психологии чтения. Именно научные представления могут помочь библиотекарю выстроить «опережающую модель» читательского развития в целях прогнозирования и корректирования его хода.

Предлагаем Вашему вниманию краткие тезисы лекций О.Л. Кабачек, подготовленные главным библиотекарем ОБДЮ Е.Ф. Мужиковой.

Психология общения с читателем

"Когда меняется лицо библиотеки, приоритет отдается грамотному библиотекарю. Знания в области психологии просто необходимы современному библиотечному работнику". (Из рассуждений слушателей курсов)

Профессия библиотекаря относится к коммуникативным, т.к. предполагает постоянные контакты с самыми разными читателями. Поэтому библиотекарь должен быть расположен к общению.

Дополнительные требования к коммуникативным умениям и навыкам библиотекаря определяются и объективными обстоятельствами: обновление социально-экономических отношений приводит к изменению функций библиотек, расширению форм и методов обслуживания читателей.

В последнее время общение библиотекаря с читателем становится более многогранным как по форме, так и по содержанию, более демократичным. Это общение должно в идеале приобрести характер диалога равноправных партнеров.

Каждая из обслуживаемых групп пользователей имеет свои особенности, что нужно учитывать при установлении с ними контактов. Психологи выделяют несколько уровней общения. А.Б. Добрович предлагает следующую классификацию:

  • духовный (высший уровень человеческого общения; партнер воспринимается как носитель духовного начала, что пробуждает чувство, которое сродни благоговению);
  • деловой (партнер вызывает особый интерес как участник коллективной деятельности, что создает особый род близости);
  • игровой (превосходит конвенциональный уровень богатством оттенков; особый нюанс контакта - интерес к другому, к его «ролевому вееру», привносящий в общение дух праздничной приподнятости);
  • конвенциональный уровень (от «конвенция», согласие. Предполагает установку на внешнюю коммуникацию, готовность к пристройке «рядом»: в качестве условия контакта заранее принимается, что человек будет то говорящим, то слушающим, т.е. забота о партнере, готовность встать на его место. Оптимальный для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах);
  • стандартизованный, «контакт масок» (общение основывается не на взаимном схватывании партнерами актуальных ролей друг друга и постепенном развертывании каждым из них своего «ролевого веера», а на неких стандартах);
  • манипулятивный (партнер - соперник в игре, которую непременно надо выиграть);
  • примитивный (собеседник не партнер, а предмет, нужный либо мешающий).

В условиях библиотеки начинать и заканчивать общение нужно на конвенциональном уровне, который предполагает взаимное внимание, вежливость и терпимость, конструктивное и доброжелательное отношение, уравнивающее в правах партнеров.

Библиотекарю обходимо усвоить, что именно он ответственен за тональность общения с читателем. Поэтому так важно уметь, ориентируясь на особенности личности читателя, изменять соответственно и свое поведение.

Разработан Кодекс профессинальной этики российского библиотекаря. Этот кодекс рассчитан на персонал библиотеки, поэтому должен быть им изучен и взят на вооружение как руководство в своей деятельности.

Специфика профессионального сознания детского библиотекаря

"Сейчас, когда мы вступаем в новый век, естественно, что запросы наших читателей меняются и растут. Нужны новые пути для того, чтобы ребенок не перестал обращаться в библиотеку, а наоборот, находил в ней союзника и помощника в выборе литературы". (Из рассуждений слушателей курсов)

В 1995-1997 гг. РГДБ провела ряд экспериментально-психологических исследований, целью которых было выяснение специфики восприятия сугубо библиотечных и общечеловеческих ценностей библиотекарями и пользователями библиотек, а также создание портрета детского библиотекаря. Объектами исследования были как сами библиотекари, так и читатели, которым предлагались вопросы, анкеты и разнообразные тесты. К каким же выводам пришли руководители исследования?

Для детских библиотекарей более важно, чем для библиотекарей, обслуживающих взрослых пользователей, какое помещение занимает библиотека, ее имидж и комфорт, а также все, что относится к «субъективному фактору»: личность библиотекаря, его профессиональные ценности и установки, культура профессионального общения, способность создавать теплую атмосферу.

Библиотекарям, а детским более, чем остальным, близки такие общечеловеческие понятия, как «терпимость», «уважение», «сотрудничество», «личность», «индивидуальность». Библиотекари, работающие с детьми, больше остальных ценят «творчество», «развитие», «повышение квалификации». Это объясняется своеобразием их положения: будучи библиотечными специалистами, они, одновременно, не чужды педагогике, ибо занимаются педагогической по характеру деятельностью. Это и диктует приоритет указанных выше понятий.

Педагогическая деятельность задает и необходимый уровень развития коммуникативных установок и нравственных ценностей: уважения, терпимости, подвижничества. Таким образом, сложность целей профессиональной деятельности библиотекаря-педагога определяет иное, чем у библиотекарей иных специализаций, системное строение его профессионального сознания (более ярко выраженная направленность на отдаленный результат, развитие личности читателя и самого библиотекаря; усиление гуманистических и коммуникативных установок).

Детские библиотекари - представители тихой, очень творческой и одновременно педантичной профессии, духовной, подвижнической, педагогической по своему характеру. Они - профессионалы, доброжелательные и внимательные к читателю-ребенку, стремящиеся угадать его ожидания.

Высокая значимость для детских библиотекарей таких понятий, как «любовь» и «подвижничество» дает понять, откуда те черпают душевные силы, внутренние резервы, которые способны наполнить жизнью большое пространство библиотеки, назначение которой - способствовать реализации прав пользователя на интеллектуальную свободу, развитие мышления, формирование собственных убеждений.

На следующей стадии развития профессионального сознания должно произойти слияние конкретных и абстрактных ценностей, и теоретически декларируемое уважение статуса читателя будет усилено признанием многочисленных прав последнего.

Читательское развитие детей и подростков

"С приходом в нашу жизнь различных средств массовой информации чтение у детей уходит на задний план. Наша задача - развивать любовь к чтению у детей...". (Из рассуждений слушателей курсов)

Читательская деятельность способна выступить движущей силой психического развития подобно ведущей деятельности ребенка (ведущей в психическом развитии деятельностью считается в дошкольном возрасте - сюжетно-ролевая игра, в младшем школьном - учебная деятельность, в подростковом - общение). Читатели разного возраста ищут в художественных произведениях удовлетворения своих специфических интересов и потребностей.

Действия детей организуются взрослыми. Каждый этап читательского развития начинается с совместной со взрослым деятельности по освоению литературного произведения, лишь постепенно общение с книгой становится самостоятельным процессом.

Развитие отдельных психических процессов, способностей, мышления, воображения, эмоций, нравственных представлений, душевного и духовного опыта читателей является, с одной стороны, необходимой предпосылкой для адекватного восприятия литературных произведений, с другой стороны - сами они формируются, «подтягиваются» в процессе чтения и другой реализующей читательское развитие деятельности.

Рабочее определение понятия «читательское развитие» должно содержать два взаимообусловленных, взаимосвязанных аспекта:

1) развитие собственно читательских потребностей, мотивов, интересов, способностей, читательской деятельности, а также тех видов деятельности, предметом которых выступает, в той или иной степени, литературный текст;

2) развитие читателя как личности - поскольку за читательскими интересами и мотивами стоят личностные интересы, а деятельность, в которой читательское развитие реализуется, способна выступить движущей силой психического развития.

Существуют специальные методики выявления читательских интересов и установок, мотивов чтения и выбора критериев качества художественного восприятия. В данных методиках используются тестирование и анкетирование читателей. Чтобы заниматься этой работой, необходимо детальное изучение существующих методик.

Для того, чтобы грамотно строить систему педагогических воздействий, индивидуальную и групповую работу с читателями, дать квалифицированный совет родителям, библиотекарю необходимо иметь надежную, точную «обратную связь» с читателем: знать, где слабое звено в читательском развитии ребенка, т. е. в какой именно помощи нуждается данный читатель в первую очередь, каковы резервы его развития, как педагогическое воздействие отразится на различных сторонах читательской деятельности и личности ребенка. Это обеспечивается использованием приемов психодиагностики.

 
Rambler's Top100 Цитируемость ресурса Рейтинг@Mail.ru Портал Library.Ru 1-я Виртуальная справка

Ивановская областная библиотека для детей и юношества © 2007-2019
Яндекс.Метрика