Палех - небольшой поселок срединной России, один из районных центров Ивановской области. От Москвы до него - чуть более трехсот километров, от Иванова - шестьдесят. Проста и в тоже время романтична история возникновения искусства палехской лаковой миниатюры. Палех расположен в местах, которые относились в старину к Владимиро-Суздальскому княжеству. Предполагают, что основали Палех люди, бежавшие от монголо-татарских погромов. Спалили они лес у реки, построили селение, которое назвали Палехом, а речку Палешкой. Среди поселенцев были и такие, кто хорошо владел иконописным мастерством. Древняя иконописная традиция передавалась из рода в род, из поколения в поколение, от отца к сыну.
И так до самых дней революции. К этому моменту в большом селе Палехе занималось иконописанием почти все население. Иконописцев насчитывалось более 500 человек. Кроме них - ученики в мастерских и в специальной иконописной школе, открытой в Палехе в 1902 году Комитетом попечительства русской иконописи. «Здесь пишут образа во всех домах, и не пишет их только мельник, и то потому, что сделался мельником; ремесел, помимо иконописи, не знают никаких, нет у них ни кузнеца, ни швеца, ни сапожника», - писал в своих путевых заметках известный писатель С.Максимов. Между тем родовое иконописание мастеров сочеталось, как правило, с хлебопашеством и такими занятиями, как ямщина, бурлачество. Все это накладывало особый отпечаток на весь быт палешан, определяло их характер. Фотографии, воспоминания, письма путешественников дают возможность судить о людях необычайно колоритных, сильных, обладавших вместе с наследственным мастерством высокой внутренней культурой. В 20-е годы рушится не только вековечный уклад палехского села, но и всей России. Рушится внутренний, духовный мир человека. Именно в те годы (1923-1924) Палех явил удивленному миру чудо рождения палехского искусства лаковой миниатюры. За короткое время оно завоевало мировое признание, став в ряд с мировыми достижениями миниатюрной живописи. Грандиозная по своему значению перестройка художественного сознания, выработка новых форм и техники искусства при сохранении накопленных веками традиций живописания - все это было блестяще осуществлено первым поколением палехских художников, объединившихся в декабре 1924 года в Артель древней живописи. Это был коллектив, спаянный единством устремлений, сообщество людей, ясно видевших ближние и дальние цели и уверенных в их достижении. Если обобщить эту цель в нескольких словах, можно сказать так: «Иконопись умерла, искусство живописи осталось. Не дать ему захиреть от бездействия, поставить на службу народу - вот задача». Художники начали искать новые формы применения старого искусства. При этом каждый из энтузиастов думал свою думу, шел своим путем. Среди художников, объединившихся 5 декабря 1924 года в Артель древней живописи, - Иван Иванович Голиков, Александр Васильевич и Владимир Васильевич Котухины, Иван Михайлович Баканов, Иван Васильевич Маркичев, Иван Иванович и Александр Иванович Зубковы. Всемером зачинатели работали недолго. Артель словно мощный магнит тянула к себе тех, чья кисть искала большого дела. Вскоре коллектив пополнился новыми мастерами: Иван Петрович Вакуров, Аристарх Александрович Дыдыкин, Николай Михайлович Зиновьев, Алексей Иванович Ватагин, Дмитрий Николаевич Буторин и другие. Имена создателей Артели древней живописи окружены в Палехе большим почетом, их здесь называют «патриархами». На домах, где они жили и творили, установлены мемориальные доски, их именами названы улицы села. Известность Артели росла не по дням, а по часам. Уже в 1925 году все изделия палешан, демонстрировавшиеся на выставке в Париже, были удостоены дипломов разных степеней - вплоть до высшей. А артель получила золотую медаль. За этими наградами последовали другие. Были и иные проявления признания. Из Италии поступило приглашение любым четырем мастерам приехать туда для организации школы. Приглашавшие сулили хорошее жалование и прочие блага. Никто из художников даже в мыслях не держал откликнуться на этот зов. У них была своя родная земля, и только ей они хотели служить своим искусством, только ее прославлять творением рук своих. Так на неожиданном стыке древней культуры и современности, на переломе русской истории родился новый вид народного творчества. Творческое понимание художественных средств крепилось в умении старейших мастеров мыслить образно и ярко. Миниатюра открывалась взору зрителя как удивительный сказочный мир, полный фантастики. Каждое произведение уникально, неповторимо, каждый мастер имеет свою художественную манеру. Так пришла к Палеху слава. Мужала и зрела Артель древней живописи, росло число объединяемых ею художников, обогащалась палитра их творчества. Со временем артель была преобразована в Товарищество художников. А началось все с содружества семерых... Новое искусство прочно вошло в жизнь современности с утверждением духовной гармонии, оно несло идею любви к человеку, к природе, к нравственным ценностям, к прошлому и будущему родной земли. Миф, легенда, песня, эпос, сказка - вот темы Палеха. В чем же феномен Палеха? Где источник его самобытности? Каких только пророчеств не слышал художественный Палех в первые годы своего развития! Далеко не все, даже из сведущих в вопросах искусства, понимали своеобразие стиля палешан, многие просто не хотели его принимать. Были усмешки: «Богомазы, дескать, и останутся богомазами, как бы они ни изощрялись». Были предсказания скорого и глубокого упадка в их искусстве из-за несовместимости старых форм и нового содержания. Уже сами зачинатели «Артели древней живописи», составив единый коллектив, заложили основы многообразия творческих почерков. Каждый отличался своей манерой письма, каждый по-своему использовал эффекты отделки красок золотом, у каждого была своя излюбленная тематика. Современный Палех продолжает жить, творить, развиваться на основе стилевых особенностей, заложенных этими старыми мастерами. И все это несмотря на то, что сейчас Палех, безусловно, «болен», как и вся российская культура, особенно художественная. Палех надо спасать, и сделать это лучше всего могли бы сами палешане. Когда-то пройдет и наше трудное время. Сегодня же единый и большой коллектив художников распался на отдельные кооперативы. А пустые мастерские стоят и разрушаются. Разрушаются и растаскиваются недостроенные новые мастерские, на которые израсходованы многие сотни миллионов рублей. Искусством теперь управляет рынок. Серьезные творческие работы уходят неизвестно куда, так как у государства и музеев нет средств на их закупку. 5 декабря 1999 года искусству Палеха исполнилось 75 лет. Хочется верить, что не погибнет его вековая культура. Доказательством этого служит то, что традиции, заложенные старыми мастерами, продолжает плеяда молодых художников лаковой миниатюры: Борис и Калерия Кукулиевы, Алексей Дмитриевич Кочупалов, Екатерина Щаницына, Ирина Ливанова и многие, многие другие. Темы произведений этих замечательных мастеров чрезвычайно широки - от излюбленных в фольклоре мотивов крестьянского труда, отдыха, сенокоса, рыбной ловли, охоты, хороводов, плясок, троек - до исторических и общественно-значимых. Здесь же темы сказки, народной песни и былины, в образах которых звучат голоса времени. Древняя традиция продолжает жить. И. Филюшкина, заведующая Палехской детской библиотекой
|